• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анатолий Пастухов Грандмастер

Можно ли быть редактором газеты и ничего не писать в нее?

Прошли те времена, когда рабочий день редактора провинциальной газеты начинался с обязательного похода «за ценными указаниями» в районный или городской комитет КПСС. Совещания там проводились часто. И с вопросами весьма далекими от выпуска газеты.

Фото: rCarner, Shutterstock.com

Но поскольку главное перо редакции, как правило, было членом бюро, а по совместительству еще и депутатом райсовета-горсовета, то часами сидело там. Да иные руководители местных СМИ и не желали по-настоящему заниматься газетой. Однажды попав в обойму партийно-советской номенклатуры, они достаточно комфортно чувствовали себя лишь во властны стенах. А газета… Зачастую она целиком ложилась на плечи заместителя редактора и заведующих отделами. При этом большинство редакторов никогда и ничего не писали в свою газету. Но при этом считали себя главным пером в редакции. Так было. А что сейчас?

И нынче пишущий редактор — очень большая редкость. И хотя нет райкома-горкома партии, находятся иные способы не вникать глубоко в проблемы издания и подолгу «сидеть» в других «важных» местах, но получать при этом самую высокую в редакции ставку по зарплате. Лишь однажды на моей памяти среди редакторов оказался действительно настоящий энтузиаст своего дела. Правда, у него не было журналистского образования, но зато было большое желание вытащить газету в число лучших в области. Каким же образом?

Он сам писал! И много. А кроме того, сам сделал газете сайт. И сам его поддерживал. В принципе, редакция могла заказать и купить этот сайт в какой-либо web-студии. Но редактор не поленился освоить HTML и сделать сайт своими руками. Не скажу, что получился он хорошим. Просчеты были. Но суть не в этом, а в том, что человек чувствовал себя ответственным за газету и ее имиджевое лицо. Не секрет, практически все web-студии (за очень небольшим исключением) за создание сайта берут значительную сумму. По сути своей, это грабеж средь бела дня. Но особо винить тут студии не надо. Расценки у них составлены под солидные предприятия и организации. И с учетом как раз этого момента наработаны типовые (фирменные) шаблоны в сайтостроении. Другое дело, что эти шаблоны вообще никаким боком не соответствуют задачам именно газетного сайта. Для студий это простительно, так как там работают специалисты по дизайну, верстке в HTML, совсем не знающие азов журналистики.

В принципе, газетный сайт можно сделать самостоятельно в каком-либо конструкторе. Благо, в Интернете их много. В том числе и бесплатных. Но результат они дают тоже очень далекий от запросов газеты. Единственный выход здесь — садиться кому-либо в самой редакции за изучение HTML и потом делать сайт своими руками и своей головой. Конечно, такое очень утомительно и сильно затратно по времени. Словом, желающих в редакции будет не найти. Типичная ситуация, когда редактор подходит к оператору верстки и просит на голом энтузиазме (без оплаты за труд) сделать сайт. Дескать, ты же верстаешь газету и можешь, значит, сверстать и сайт. Но верстка газеты и верстка сайта — абсолютно разные вещи. Многие из редакторов этого не понимают. Им проще дать указание, чем набрать в поисковике фразу «Как сделать сайт самому» и уяснить разницу в системах верстки газеты и сайта.

Самое странное то, что не разбирающийся даже на элементарном уровне в сайтостроении иной редактор считает своим долгом давать советы тому, кто делает сайт для редакции. Это похоже на ситуацию, когда крот в басне учит ласточек летать, а на просьбу «А не покажете ли нам, как надо летать?» отвечает: «Я свое уже отлетал». Увы, в России была, есть и, наверное, еще долго будет в силе оставшаяся от КПСС система, когда редактором ставят по умению преданно смотреть в рот власти и без рассуждений исполнять любое её указание, но не по профессиональным способностям. И потому-то большинство редакторов — люди абсолютно случайные в газете, тяготящиеся своей должностью. Им безразлично будущее редакции. Но они свято верят в свою непотопляемость. Потому, что хотя КПСС и нет, но ее методы остались ведь! В том числе и в кадровых вопросах. Так что взывать к личному энтузиазму кого-либо из нынешних руководителей СМИ — напрасная трата времени. Можно услышать даже такое: «Изучить HTML и самому сделать сайт? Да вы что, белены объелись?! У меня по горло дел с выпуском газеты и без этого…» А на поверку оказалось позже, что произнесший гневно эти слова редактор тут же «свалил» из редакции в газетный день (!) пить с друзьями пиво. Было на моей памяти и такое.

Невольно подумаешь: возможен ли на Западе сходный подход к изданию? Там газетчика, как и волка, кормят ноги. То есть там в цене личная инициатива. А у нас… тоже капитализм на дворе с рыночными отношениями. Но вот сие как-то мало коснулось тех, кто называет себя главным пером в редакции. Но это «главное перо» обычно считает своими должностными обязанностями только функции дополнительной вычитки оттисков после корректора и дежурного по выпуску и выдаче руководящей визы «В печать» на очередной номер издания, сделанный кровью и потом другими. Обидно звучит для некоторых редакторов, но факт есть факт.

Статья опубликована в выпуске 13.02.2015
Обновлено 19.03.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Один из редакторов, с которым я работал, был настолько не нужен, что его однажды забыли в редакции: разошлись вечером и заперли. Он бы просидел до утра, если бы не дозвонился до вахтёрши на первом этаже, та пришла с запасным ключом. Шесть лет руководя редакцией, он не заметил, что из этого небольшого помещения есть два выхода, причём второй – напротив двери его кабинета, только пройти по коридору, и ключ там висел на гвоздике. Разговоры со мной он начинал со слов: "Вот ты говоришь, что я дурак". Это без всякой обиды, он и сам знал, что дурак, и все знали. В качестве "своих" текстов, за которые полагается гонорар, он отмечал всякие решения и постановления, на него потом наложен был начёт в несколько зарплат.

  • Эдак можно договориться до того, что директор автозавода должен лично собрать хотя бы один автомобиль.

    • Анатолий Григорьев, в советские времена, мне приходилось работать под руководством весьма уважаемого мною руководителя. Так вот он, уже будучи начальником, мог подменить любого работника своей службы. И даже с грузчиками ходил разгружать самолеты.
      Я спросил, зачем ему это было нужно. Так он ответил, чтоб потом работники не вешали лапшу на уши, как им было трудно, и почему они вовремя не сделали то или другое.

  • Опять вы что-то странное написали о газетном деле. У главного редактора редко бывает время писать самому, даже если он очень хочет это делать. У него огромный объем административной и организационной работы, и если ее не делать - работа редакции просто остановится. А ведь есть еще планирование (регулярное и стратегическое), есть непосредственно редактирование, есть взаимодействие с корреспондентами, техническими работниками, коммерческим отделом (если он есть), есть представительские функции (они, вы не поверите, тоже часть работы, а не досуг)... Далеко не каждая газета в стране может позволить себе нанять отдельных людей на каждую из этих обязанностей - и все делает главный редактор. Дай бог, если сможет где-то в ночи написать редакционную колонку... Конечно при необходимости редактор сможет и писать, и даже много... Но это больше критическая ситуация, чем норма.

  • По сути Вы подняли извечный русский вопрос о профессионалах и номенклатуре. И констатировали: мало что изменилось с советских времён. Я с Вами полностью согласен. Да, форма местами поменялась, а суть вернулась на прежнее место. Среда отпружинила.