• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Ник Исетский Профессионал

Прапорщик - помощник офицера? Вспоминая Афганистан

Кто из армейских командиров ближе всего солдатам? Наверное, те, кто чаще всего общается с ними. В учебных подразделениях для молодого бойца царь и бог — сержант, командир взвода. И, конечно, командиры отделений — чуть меньше рангом «божки». А в дальнейшем с солдатами постоянно находятся прапорщики. Или это у кого как?

Прапорщики Пьянков - Дед, Мошняга и Кожарский. 1981 г. Фото: В. Монастырский, личный архив И. Исетского

…В Афганистане наш батальон был полностью сформирован в январе 1980 года. Прапорщика помню одного — начальника кухни. На должностях сверхсрочников состояли сержанты. Перед вылетом в Афганистан им помимо автоматов выдали пистолеты Макарова.

Весной батальон был полностью укомплектован прапорщиками. В нашей небольшой роте появилось четверо прапоров. Один из них — Владимир Мошняга — был назначен старшиной роты. Ещё трое — Анатолий Пьянков, Владимир Зыков и Владимир Дубянский — стали командирами взводов.

Анатолий Пьянков, самый старший по возрасту в батальоне, вскоре получил уважительное прозвище — Дед. Да и как было его не уважать, если это был опытный и внимательный к солдату человек.

Дедушка наш увлекался сочинением безобидных эпиграмм на сослуживцев. О себе он написал так:

Куча лома и станков —
Это прапорщик Пьянков.

Я однажды помог Деду в его творчестве. Как-то вечером, сидя с солдатами в палатке и читая свои эпиграммы, Пьянков сказал:

 — Про всех сочинил, а про Сократа не могу ничего срифмовать.

Сократом звали одного прапорщика в первой роте. Он прибыл из Ташкента и всех удивил своим древним именем. В Ташкенте Сократ работал на авиационном заводе, а в Афган, говорили, завербоваться его заставила жена. Наверное, за «длинным рублём» послала. Хотя утверждать не стану.

Сократ — сугубо гражданский человек. Внешне очень похож на артиста Валентина Гафта. Командовать солдатами не любил. Человек, случайно попавший в армию. Мог потрепаться с подчинёнными о том о сём. Поэтому, узнав, что Дед не может сочинить про Сократа эпиграмму, я вспомнил сократовские привычки и экспромтом выдал:

Балабол и демократ —
Это прапорщик Сократ!

В палатке наступила короткая пауза, после чего раздался дружный хохот. Дед тоже засмеялся, но мне показалось, что ему стало немного досадно оттого, что он не смог сочинить что-то подобное про Сократа.

Выдающейся личностью являлся старшина Мошняга. Он знал множество всяческих шуток-прибауток. Любимой его приговоркой было «аля франсе писохен шварц» (так это звучит при некоторой корректировке). И чего только он не обозначал этой фразой. Мог просто, покидая вечером расположение, поднять руку и устало произнести: «Ну, всё парни, аля франсе…»

Старшина любил петь. Сколько частушек он знал! Иногда пел и известную сейчас в обработке современной группы песню «Демобилизация». Правда, когда старшину просили исполнить ту шуточную песенку, он сначала предупреждал:

 — Но шоб, хлопцы, без насмешек!

Дело в том, что в песне звучало обидное «неформальное» название прапорщика. Тем не менее Мошняга пропевал и те слова:

…Чтоб никто не продавался,
На куска не оставался —
Де-мо-би-ли-за-ци-я!

А пел хорошо и с удовольствием, безо всякого аккомпанемента. Слухом его Бог не обидел.

Мошняга дружил с не менее видным прапорщиком, чем он сам — Кожарским. Высоченный, худой усач. Бравый, бесстрашный.

Однажды мы были с Кожарским в наряде в Баграме. К нам позвонили с контрольно-пропускного пункта у въезда в гарнизон и сообщили, что неизвестные лица на БМД отказались подчиняться распоряжениям часовых на КПП. Они без разрешения въехали в населённый пункт и движутся в нашу сторону.

Кожарский поставил солдат в цепь поперёк дороги. Скоро огни фар боевой машины осветили нас. Но кто внутри? Мы стоим и ждём распоряжений прапорщика. Кожарский вскакивает на броню, открывает люк и начинает кричать, чтобы все, кто внутри, выходили из машины. Несколько минут он кричал, матерился. Из машины никто не подавал голоса.

Тогда Кожарский вытащил из кармана гранату, приготовился освободить её от чеки. Мы, конечно, заволновались. Что сейчас произойдёт? Успеем ли хотя бы упасть наземь, прежде чем рванёт?

Прапорщик во всю мощь крикнул:

 — Последний раз предупреждаю — выйти из машины и сдаться! Даю пять секунд!

Видимо, Кожарскому поверили. Послышались голоса, и из БМД стали вылезать пьяные десантники.

Непростая была ситуация. Что должен был сделать прапорщик? Практически на сто процентов ясно, что в машине свои. Они же сразу остановились перед нами. Но если бы нервы у прапорщика не выдержали, запросто мог бы подорвать БМД.

Вспоминаю картинку. Кожарский, завидев Мошнягу, дурачась пропел: «Прапорщик — он помощник офицера и любимец всех солдат».

Через много лет после этой истории из жизни я пытался отыскать ту песню, но Сеть ответила молчанием. А ведь что-то в тех простеньких строчках есть…

Статья опубликована в выпуске 23.02.2015
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (29):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Присоединяюсь!

  • С праздником, мужчины! Хорошего, праздничного настроения всем. Остальное, надеюсь, приложится! Или подтянется.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошие рассказы у вас, Игорь Ник Исетский. И по стилю верные, что ли. Вот так - по-простецки, но душевно, и читатели видят картинки жизни, нарисованные автором. Свое вспоминают... Мне нравится.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 23 февраля 2015 в 07:45 отредактирован 23 февраля 2015 в 07:48 Сообщить модератору

    Мне понравился безыскусный рассказ о "минувших днях" в Афгане. Но неумолимо витает вопрос, сколько и при каких обстоятельствах "друзей хороших // лежать осталось в темноте"(С)

    Служба в армии проявляет гражданские таланты. Я с теплотой вспоминаю пребывание в рядах "защитников отечества". В небольшой части с группой водолазов и связистов выявился повар с Украины.
    Выявился сапожник, который упорно выговаривал каЛБук. Я там тоже стенгазетил. Это было, ужОс, как давно.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей, мне в армии тоже пришлось "творить". Ротный назначил меня редактором "Боевого листка". Красивые такие фирменные бланки давали. Там была надпись "Из части не выносить!"
      И я от руки писал о чём-нибудь из жизни батальона и роты. Полдня мне давали на это дело.
      Напишешь за 15 минут и отдыхаешь. Хорошая должность. И полезная. Я ротному за это благодарен.
      Развиваешься ведь. Стиль вырабатываешь, даже не зная об этом.

      • Игорь Ник Исетский , "УзнаЮ брата Игоря !" В Армии (береговом Флоте) я контактировал с матёрами оформителями на гражданке.

        Помню, как я "поставил на рога" пом по строевой части капитана и не только, рьяно доказывая, что бачок пишется через Ё. Долго искали напечатанным это слово и на баке с водой было написано правильно.

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев, у нас один матёрый оформитель, профессиональный художник, сидел, что-то рисовал. Попутно брал какую-либо особь из обнаглевших мышей и красил её. Потом многие удивлялись, увидев в палатке синих, жёлтых и пр. мышей.)
          Ничего себе, у вас какие баталии происходили по словам.)

          • Игорь Ник Исетский , про такое хобби слышу, узнаЮ впервые. А он не пробовал на ходу побрить зайца?
            "Кто в Армии служил, тот в цирке не смеётся"

            Оценка статьи: 5

            • Игорь Ник Исетский Игорь Ник Исетский Профессионал 24 февраля 2015 в 01:58 отредактирован 24 февраля 2015 в 01:58 Сообщить модератору

              Сергей Дмитриев, смог бы, наверное.
              Мышей было в палатках много. Но я не помню, чтоб кто-то поймал хоть одну. То ли они рядом с ним застывали? Гипнотизировал?
              Этот художник такой весь в себе человек. Высокий. Ходил в шинели и без головного убора. Шутил мрачно и сам не улыбался даже. Он очень похож на генерала Хлудова из фильма "Бег" (В.Дворжецкий играл). И лицо, и взгляд тот же.
              Жаль ничего не знаю о нём, а то бы написал.

              • Игорь Ник Исетский , не представляю, как можно жить в таком окружении мышей-крыс? В Армии встречаются типы на любой вкус. " У нас в подразделении" был целый интернационал. У меня были в друзбях-приятелях и татарин Зинуров и башкирин Сухов, и узбек-гигант Сайдахметов. Он недовольно ворчал, поворачиваясь на койке:" Опять подъём, е.... мой морда." Авсолютно не было ни дедовщины,ни нацпроблем.

                После службы рейсом из Челябинска в Москву на Ил-18 я случайно встретил однокашника по ШМАСу Сухова. Он был радистом на борту и провёл меня в кабину. (Мне в экипаже летать не довелось)

                Оценка статьи: 5

                • Сергей Дмитриев, мыши совсем не самое страшное. Люди и в более худших условиях жили и живут.
                  Я не считаю, что мы плохо жили. Даже комфортно по полевым условиям-то.
                  В палатках деревянные полы. Удобство для мышей.) Внутри палатки к брезенту пристёгнуто что-то типа утепления. И между брезентом и утеплением мыши носились вовсю. Пищат иногда. Но они не мешают, в общем-то. Мы их фактически не видели.
                  Не пойму, чем они питались. У нас порядок, в палатках чистота.
                  А крыс не было в палатках.
                  Сейчас задумался: а как обстояли дела в продуктовом складе? Такая же большая армейская палатка. И всё там в коробках и мешках.
                  Вот там, наверное, их травили. Потому что их не слышно и не видно было.
                  Надо было нам кота завести. Он бы объедался.
                  После моего дмб мой товарищ откуда-то взял котят. Они жили у него в отдельной палатке – каптёрке.

                  • Игорь Ник Исетский , не приведи бог обитать в этих, таких полевых условиях. У нас была казарма(кубрик) на берегу заливчика(бухты). Ритмичный шум волн убаюкивал, печь зимой топилась вовсю. Кобзон тогда пел "А у нас во дворе..."

                    Оценка статьи: 5

                    • Сергей Дмитриев, в таких условиях можно жить. И неплохо.
                      Не жить же как попало? Поставили палатку, сделали нары и всё.
                      Сначала жили фактически в землянках. А на последнем месте дислокации уже был военный городок. Даже полосу препятствий сделали.
                      Территория ухожена. Поставили нормальные фонарные столбы и ночью было освещение территории.
                      Печки привезли заводского изготовления. Солярой топили.
                      Тут проблема, конечно. Из-за той соляры сгорело несколько палаток. Даже на последней стоянке одна палатка сгорела.
                      Вроде, соляра водой разбавляется и оттого происходит выброс топлива. То ли вода там закипает.
                      Уютно было. Не сравнить с огромными казармами в Союзе.
                      И там мы могли прилечь на кровать в любое время, когда ты свободен.
                      В кубрике довелось в Союзе пожить перед отправкой.
                      Мы тогда пару недель жили в одном городке под Свердловском. Там одноэтажные казармы и внутри всё разделено. Там, конечно, хорошо было.
                      А вот на заставах в горах люди жили далеко не всегда комфортно. И с питанием там проблемы имелись. Но тоже жили и служили. И порядок был, насколько он возможен. Никто не опускался. Вы же знаете, как в СА было. И какие командиры.
                      Начиная с тех же прапорщиков. Какой старшина у нас был проворный. Всё делал для роты. У всех форма по размеру.
                      А вот в учебке мне выдали х/б 52 размера при моём 48.
                      Да, это не дома. Но по возможности делалось всё для улучшения качества жизни. Когда всё более или менее устоялось, кормить стали так, как деды в Союзе не ели.)
                      В каше тушенки бывало больше, чем самой каши. Не воровали там. По крайней мере, в мою бытность и в нашей части.

  • Игорь Ник Исетский Игорь Ник Исетский Профессионал 21 февраля 2015 в 13:25 отредактирован 21 февраля 2015 в 13:29 Сообщить модератору

    Спасибо.
    Конечно, люди заслужили уважение. Интересно ведь увидеть тех, о ком прочёл.
    Только с одним встретились через много лет. И вот он сегодняшний. Где-то сейчас Кожарский?
    Насколько знаю, в Беларуси он, откуда и родом.
    Дед, к сожалению, умер в 2013 году. Так и не пообщались с ним. Но у него есть сын. Установим с ним связь, расскажем об отце.

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 23 февраля 2015 в 08:00 отредактирован 23 февраля 2015 в 08:02 Сообщить модератору

      Игорь Ник Исетский , в "НиЖ" была статья об острове Русском. Я добавил комент о том, как после парада в день ВМФ году в 62-ом или 3-ем на остров рухнули два Ту-16, столкнувшись при развороте. С командиром одного из Ту-16 я был знаком по службе. И этот комент прочитал его сын, который служил тоже лётчиком в Калиниградской областии и сообщил мне. Я ему рассказал, каким хорошим командиром полка был его отец, побывавший в Китае под видом гражданского лица.

      Оценка статьи: 5

  • Хорошо, что к материалу есть фотографии. Конечно, "Родина должна знать своих героев в лицо" звучит несколько пафосно, но... Но то, что мы не только узнали об этих людях, но и смогли визуально представить - а какие они были тогда? - мне кажется, делает статью не только более доступной и понятной читателю, но и более полновесной, когда текст органично дополняют иллюстрации.

    Оценка статьи: 5