При виде исправлений в своих тетрадях мне всегда было стыдно. И как-то я решил: чтобы не краснеть за ошибки, лучше их вообще не делать. Как это осуществить — недосуг было задуматься. Но старался — изо всех сил.
Нет, ну почему так получается? Вроде бы уже давно взрослый человек, а всё как-то не по-людски поступаю. Другие все дела вовремя заканчивают, даже шарики по монитору успевают погонять. А я вечно копаюсь с каждым заданием до бесконечности. Проверяю всё непонятно сколько раз.
Думаете, я не допускаю дурацких ошибок? Если так полагаете, то пребываете в глубочайшем, как Марианская впадина, заблуждении. Они порой на пустом месте появляются. В упор не вижу, что буква-цифра не там стоит. Если кто-то мне скажет про это, то я потом долго сижу, обхватив голову руками и думая о своей некомпетентности и невнимательности.
После таких случаев дую на холодную воду с удесятерённой силой — проверяю всё по тысяче раз. Но результаты если и лучше, то не намного. Вот вчера: в очередном отчёте каждую запятую чуть ли на просвет рассматривал. А в это время пропустил письмо. Если бы мне своевременно не указали на это, то сорвалась бы поставка важного товара. Вот так моя дотошность и меня, и других подводит.
Рабочий день прошёл, а я продолжаю дёргаться: всё ли правильно сделано? Ведь наверняка есть какие-то несостыковки, которые я недоглядел. В голове, как на табло, мелькают текущие проекты — один до логического конца не доведён, другой… Надо было бы ещё немного задержаться… Но всё равно понимаю, что сомнения останутся.
А уж моя привычка у всех всё спрашивать десятки раз! Когда к кому-то обращаюсь с вопросом, то заранее предвижу жуткое недовольство. Что интересно, я порой спрашиваю то, что и сам прекрасно знаю. Но всё же: а вдруг ошибаюсь? Вот не доверяю себе — и всё тут.
Неужели я такой прирождённый чудак? А, может, просто тактику неправильную выбрал? Что бы ни было, а моё отношение к процессу деятельности требует пересмотра и корректировки.
Я погрузился в раздумья.
Возможно, я боюсь не ошибок как таковых, а своей реакции на них. Действительно, чувствовать себя наикруглейшим дураком — ощущение не из приятных. После этого опускаются руки, и вообще не хочется ничего делать.
Вполне понятно, что ребёнок воспринимает любую ошибку как катастрофу и приговор. Поэтому когда-то я решил их, то бишь ошибок, вообще не делать — ведь они заставляли меня остро ощущать свою несостоятельность. В итоге стал безынициативным и начал избегать сложных задач.
Надо бы стать взрослее, а то я слишком застрял на этапе детской наивности. Взрослый понимает нехитрую мысль: единственный способ не допускать ошибок — это вообще ничего не делать. Вряд ли подобный вариант кого-то устроит. И, конечно, из любой ошибки можно сделать определённый вывод, что поможет стать опытнее.
Но, возможно, за моим страхом ещё что-то скрывается. Например, желание жить более осознанно. Вот уж точно есть над чем задуматься. Если спросить меня в конце дня, помню ли я, как, например, ехал в лифте или поднимался по лестнице, — я лишь руками разведу. Понятно, что всё помнить невозможно. Но вот больше осознавать — почему нет?
Выполняю какие-то привычные действия — и всё как в автоматическом режиме. Допускаю ошибку — тут же пробуждаюсь от сна наяву. Она отрезвляет, как холодная вода.
Может быть, попробовать осознавать своё присутствие здесь и сейчас? Это не убережёт от ошибок на сто процентов, но, возможно, поможет меньше их допускать. К тому же проживать каждое мгновение по максимуму — это интереснее, чем всё делать на автомате.
Быть внимательным — весьма ценный навык. Всегда пригодится. Кроме того, важно расставлять приоритеты — что в первую очередь сделать, а что может подождать.
Да, многому стоит поучиться. Но не только абстрактно мудрствовать, но и действовать. Последнее — это нечто более трудное, чем рассуждения. Для начала постараться хотя бы отдавать себе отчёт в привычных действиях. Непросто, что и говорить. Но наверняка занимательно — кто знает, сколько важного я упускаю.
Очень понравился стиль, язык и мысли.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ирина Литновская, спасибо большое за пятёрку. Рада, что моя работа Вам понравилась.
0 Ответить
Наталья, а с чего Вы взяли, "что ребёнок воспринимает любую ошибку как катастрофу и приговор"? Такое возможно лишь, если ребенка с раннего детства наказывали за любое действие, признаваемое взрослым, находящимся рядом с ребенком, за ошибочное.
Вот тогда то он и "понимает нехитрую мысль: единственный способ не допускать ошибок – это вообще ничего не делать".
2 Ответить
Вячеслав Озеров, да, некоторые в юные годы прошли через такой не слишком приятный опыт. К тому же бывает, что ребёнок ассоциирует школьные оценки не только со своими знаниями, но и с собой – со своей личностью в целом. Образно говоря, пятёрка – я хороший, двойка – я плохой. И взрослые не всегда торопятся разубеждать в этом.
0 Ответить
Наталья Наумова, много с Вами согласен. Как бы сгладить эту оценочную магию до двоичной системы 0 - 1; есть-нет?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей Дмитриев, тут дело даже не в оценочной системе. Навешивать на себя ярлыки – не самая лучшая привычка.
0 Ответить
Наталья Наумова, это то же, что впаренные понятия от особо ретивых родителЕй-воспитателей.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Вячеслав Озеров, а ещё надо вспомнить "теорию бесконфликтности", как фикс-идею формирования "нового человека".
"Как бы чего не вышло?" - слоган незабвенного Беликова.
Правда, таких счастливцев немало, - они всё пробивают своим обаянием. Но на это нужен поведенческий дар и талант.
Оценка статьи: 4
1 Ответить
А дать себе право на ошибку? Иначе неизбежен комплекс отличника.
0 Ответить
Эдуард Ермоленко, не каждый легко даст себе такое право Хотя иногда это необходимо.
0 Ответить
Наталья Наумова, а я и не говорил, что это легко )
Все мы, и я в том числе, желаем быть непогрешимыми, но мы всго-лишь люди ) И нам свойственно ошибаться. Давая себе право на ошибку, мы становимся снисходительнее... или, иначе - терпимее к недостаткам и ошибкам других, что положительно сказывается на качестве нашего самочувствия. Иначе начинаем скатываться в ханжество.
0 Ответить
«Не ошибается тот, кто ничего не делает, хотя это и есть его основная ошибка»
0 Ответить
Для разнообразия, утешения и расслабухи можно переключиться на поиск чужих ошибок и халтурной работы. Мой любимый герой 12-ти стульев слесарь Виктор Ивановия Полесов.Когда "вдоль деревни зашагали торопливые столбы", он бегал по деревне с отвесом и проверял вертикальность установки столбов.
Когда вы отработаете поиск чужих ошибок, вы автоматически снизите и количество своих промашек. ЖелаЙ больших уЗБеКов !
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей Дмитриев, кому-то, возможно, это и помогает Но всё очень индивидуально.
0 Ответить
Наталья Наумова, мЭтод тыка - самое надёжное средство от повторения ошибок. Чем больше "набитых шишек", тем вернее выбор варианта решения.
Оценка статьи: 4
0 Ответить