Синие кони на красной траве, зеленые человечки, «большеглазые инопланетяне», изображения инопланетян, сделанные нашими пращурами в нынешней пустыне Сахаре, в Тассили. Или гигантские фигуры пустыни Наска в Южной Америки, которые можно разглядеть только с большой высоты.
Согласно теории вероятности, жизнь на планетах других звезд есть — вот только нам пока не посчастливилось услышать сигналы от развитой цивилизации… Э-э-э, ну от столь же развитой цивилизации, как наша. Это, конечно, далеко не эталон, но мы уже можем «шуметь на всю Вселенную», сообщая всем, кто нас может услышать, что мы есть и что мы разумны.
Ответа пока нет, но… Расстояния между звездами так велики, что услышат нас, может быть, еще только через тысячу лет, а ответ тогда может прийти еще через тысячу лет. В общем — ждать ответа пока рановато.
Мы почти уверены, что во Вселенной есть другие разумные. Но почему мы так уверены, что именно мы — единственные разумные на нашей планете? Потому что, будь мы не одиноки, они бы с нами давно связались? А вдруг они пытались когда-то с нами поговорить, а потом, испугавшись результата, прекратили эти попытки и живут на одной с нами планете, не желая больше иметь с нами никакого дела?
А если мы с ними и вовсе еще не сталкивались? Мы ведь сколько-то знаем только небольшую часть от всей площади земного шара, даже далеко не всю сушу, а ведь суша составляет меньше 30% от всей поверхности Земли. И то — тут и ледники (около 11%), и пустыни (около 11%), а 70% земной поверхности покрыто морями и океанами, и эти территории почти совсем не изучены. Даже шельфы,
Мы вполне можем сосуществовать с такой цивилизацией, не соприкасаясь. Если они еще могут о нас знать, так как к ним попадают потонувшие суда с погибшими экипажами, то к нам им не взлететь. Да и как им выжить — почти при отсутствии давления?
Так что наличие или отсутствие на нашей планете глубоководной цивилизации на нынешнем уровне развития науки и технологии есть вещь недоказуемая.
Но ведь нам вовсе не надо пытаться рассмотреть цивилизацию на дне океанов. В темноте под многокилометровой толщей воды, совсем рядом с побережьем играют стаи дельфинов. Их мозг — такой же как у нас, по крайней мере — по объему, они заботятся о своих детях так же, как и мы, у них есть свой язык. Только что мы этот язык не понимаем, но это же не повод отказывать им в разумности. Мы просто не хотим признавать их хоть в чем-то равными нам.
А живущие совсем рядом с нами колонии муравьев, термитов… пчел, наконец. Мы напрочь отказываем им в разумности. А почему? Да, каждая отдельная особь у них не является самостоятельным разумом, но ведь если рассматривать их всех вместе, их действия выглядят вполне разумными. Они помогают друг другу, умеют общаться и передавать информацию.
Они от нас отличаются, не выглядят похожими на нас, не говорят друг другу «Я тебя люблю», вообще — устроены по-другому. Но разве разумность — именно в этом?
Я понимаю, обидно принять, что термиты, жрущие деревянные дома в теплых странах, возможно, считают людей созданиями, поставляющими им еду и новые местопребывания, обеспечивающими им, термитам, возможность распространения. Но ведь с точки зрения термитов все так и обстоит…
Что еще почитать по теме?
Сколько существует Вселенных, кроме нашей?
Где искать жизнь во Вселенной?
Кого мы ищем во Вселенной?
Человек - существо очень самонадеянное...
Вполне вероятно, что при его физических и ментальных возможностях (всего-то 5 основных органах чувств), он просто неспособен воспринимать те миры, которые могут быть рядом с ним. Как те же муравьи, которые не видят, не замечают, склоняющихся над ними людей...
Ну, а то, что люди как-то думающие "вполне" одиноки в этом мире конформистов, стереотипистов и тенденциозников, это похоже на правду.
1 Ответить