Болезни — это нечто коварное. Порой стоит вдохнуть зловредных микробов — и долго преследуют последствия.
Но есть болезни особого рода. Их возбудители науке неизвестны. Да и есть ли в природе микробы и вирусы, которые превращают человека в хронического неудачника или делают его вечно виноватым перед всеми? Но тем запутаннее проблема.
Как было бы замечательно, если бы существовали особые антибиотики — от тотального невезения или от невыгодных жизненных ролей. Но, увы…
Вот сегодня: в разгар рабочего дня обнаружилось, что Петя пропустил важное письмо в электронной почте. Разобрались быстро, но упрёки долго пришлось выслушивать.
Если из кожи вон лезешь — никто этого не замечает. Мол, так и должно быть. А стоит малейший промах допустить — так сразу тебя чуть ли не в преступлениях против человечества обвиняют.
Погогочут и забудут. Но сам горемычный Петя никак успокоиться не может. Он соглашается с обвинениями и откровенными оскорблениями. Изо всех сил пытается загладить вину. А окружающие пользуются этим и без зазрения совести садятся несчастному на шею, свесив ножки.
Часто Петя Вспоминаев спрашивал себя: почему именно ему приходится постоянно оказываться в самых унизительных ролях? Он не собирался преувеличивать свои способности, но понимал, что не глупее других. Тем не менее то и дело прогибается под грубиянов.
Работал наш вечно виноватый герой в службе доставки товаров. А большая часть должностных обязанностей состояла в том, чтобы принимать входящие звонки. Товар ли вовремя не доставили, или качество не устроило, или курьер запил и не приехал — а виноватым оказывался Петя. По крайней мере, для гневных клиентов. Приходилось принимать на себя удары за ошибки целой компании. Суть должности — получать пощёчины. Пусть и по телефону, но всё равно больно.
Вот в такие грустные раздумья и был погружён Петя. А память мотала назад киноплёнку прожитых лет.
…Туман времени расступился, и Петя увидел себя в детском саду. Предстала перед героем картина одного из многочисленных занятий по гармоничному развитию личности.
«Нарисуйте нитки», — это когда-то произнесла воспитательница.
Петя старался понять задание. Он сразу представил катушку с нитками и стал пытаться изобразить её. Не получилось. Он на том же листке рисовал снова и снова то же самое. Результаты не нравились.
Последовало распоряжение сдать работы.
И вот воспитательница начала показывать всем каждый рисунок. Она очень хвалила те, на которых были изображены простые прямые линии. Оказывается, именно это требовалось.
Дошла очередь до рисунка нашего героя. Этот момент ожидался с ужасом. «Видите, сколько Петя лишнего нарисовал!» — укоризненно сказала воспитательница. Листок был чуть ли не с презрением отброшен в сторону.
Все засмеялись. Пете стало очень стыдно. Он долго плакал. Даже дома ему казалось, что все осуждающе смотрят на него. Ещё бы — не сумел выполнить такое лёгкое задание!
…Потом Петя вернулся в настоящее. Конечно, наивно было бы полагать, что только из-за этого эпизода началась череда неудач. Но лишнюю песчинку в осадок та история добавила.
Петя попытался вспомнить свои ощущения во время подобных переживаний в детстве. В юном возрасте сложно проанализировать их. Но теперь наш герой отчётливо понял, что же он чувствовал тогда: пустоту внутри и снаружи. Трудно удержать равновесие, не на что опереться…
Как это похоже на то, что он испытывает сейчас, когда оказывается в очередном неловком положении!
И Петя понял: ему в детстве никто не сказал слов поддержки. Он остался в том подвешенном состоянии на десятилетия. Вроде уже зрелый человек, а никак не чувствует себя взрослым.
…Мысленно Петя-теперешний снова увидел себя из прошлого — то дитя, которое пристыдили за «неправильный» рисунок. Нынешний взрослый обратился к себе-ребёнку:
— Петя, почему ты расстроен? Из-за картинки? Но ведь она у тебя очень хорошо получилась. Каждый рисовал именно так, как видит и представляет. Ты молодец — не подсматривал у других, а думал сам.
— Правда? — спросил маленький Петя.
— Конечно. Но даже если бы ты действительно что-то неправильно нарисовал, то ничего в этом страшного не было бы. Каждый, когда учится, делает много попыток. Если ты стараешься, то это замечательно. Вот если бы ты даже не попробовал, а отдал бы пустой листок, то тогда можно было бы сказать, что у тебя не получилось. Но и в этом ничего страшного не было бы.
Маленький Петя повеселел. А взрослый тем временем продолжал:
— Каждый из нас ни на кого не похож. И это прекрасно. Ты можешь делать что-то так, как не сделает больше никто другой. Не бойся пробовать, и не страшно, если сразу не получится.
— Спасибо, — сказал маленький Петя из прошлого, вложив в это слово всю свою благодарность, на какую только был способен. И радостно побежал строить из кубиков гараж для игрушечной машинки.
Взрослый смотрел вслед себе-маленькому.
…Потом Петя вернулся в настоящее. Нельзя сказать, что он сразу стал ощущать себя по-особенному. Однако понял, что распутать старые проблемы — это выполнимая задача.
Он снова занялся отчётом. Но эти листки уже не вызывали прежнего ужаса и отчаяния.
А за окном пролетел воробей. И Пете подумалось, что ещё не закончилась зима и надо бы покормить этих пичужек. Ему захотелось сделать кормушку, а хорошие намерения надо осуществлять. К тому же теперь есть стимул поскорее разобраться с отчётом и заняться полезным и вдохновляющим делом.
Что еще почитать по теме?
Прошлое: как вспомнить былое?
Сашкина машина. Где ты, счастливое детство?
Размышления у зеркала. Как снять маску, сохранив лицо?
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...