Игорь Вадимов Грандмастер

Что такое бардовская песня?

Давайте поспрашиваем у людей? Молодые — не знают, или что-то слышали от своих скучных стариков, т. е. родителей. Твердокаменные коммунисты — сплюнут. А у остальных, тех, чья молодость пришлась на 70-е и 80-е годы — только вздохнут с ностальгией «А-а-а-а… бардовская песня, Высоцкий… Никитины… Визбор… Митяев… Да-а-а-а… помним…»

Профессиональные борцы за демократию точно знают — первым бардом был Галич. Остальные, обалдев перед напором, подтверждают, конечно, первым был Галич, кто же не помнит его песни, это… э-э-э-э-э…(«кто же не помнит старика Крупского!"(с)), он, вроде бы, про товарища Парамонову написал… Хотя о чем это…

Барда Галича знают только избранные. А вот песни Высоцкого, Никитиных, Митяева, Визбора, Городницкого (и несть им числа, да простят меня те сотни авторов самодеятельной песни, которых я сходу не вспомнил) — этих помнят все. Ну, в смысле — те, кто тогда жил, учился, работал.

Как все это начиналось?

Ребята ездили на природу, на байдарках, в турпоходы, особо продвинутые — по горам. И там, вечерком, у костра под гитару хорошо шли и Визбор и Митяев и… признаться — ужасно многие. Которых знают не во всем бывшем СССР и русскоговорящей диаспоре по всему миру, а только в небольших компаниях — скажем, товарищи по какому-нибудь факультету какого-нибудь института, или даже вовсе — в какой-то своей компании.

Лично для меня было открытием, что песня про оранжевого кота, которую часто пели в Ленинграде в 70-е и 80-е годы, написана была Леонидом Филатовым в 60-е, когда он учился в институте (песня и сейчас пользуется успехом на YouTube).

Как писали песни?

Встречались друзья, перекапывали кучу стихов и находили стихи, подходящие под настроение. Под эти стихи писалась музыка, обычно — простейшая, несколько гитарных аккордов, чтобы не было сложно играть на гитаре.

Иногда, если мелодия в сочетании со стихами оказывалась удачной и песня становилась популярной, за дело брались профессиональные музыканты, делали аранжировки под оркестр, и песни начинали звучать на эстраде и по радио.

А иногда песня рождалась будто бы сама — один в стихотворной форме описывал быт своего двора — на несколько четверостиший, а другой в шутку писал музыку, самую простую, несколько гитарных аккордов… И эту «Песенку про собачку Тяву» десятилетиями пели и вечером у костра, на капустниках и дома, празднуя чьи-то дни рождения.

Как к этому относилась власть?

Пока барды были студентами, к ним не относились никак. Спасибо, что не давили — авторитетом партии и мощью карательного аппарата. Видимо, надеялись, что перебесятся, когда подрастут.

Но многие из авторов, уже став специалистами — все равно «не перебесились», продолжали писать песни. Их пытались не замечать.

Но, поскольку их песни звучали из магнитофонов, их пели у костра и на бесчисленных туристических фестивалях — реагировать все же пришлось. В них сразу же обнаружили кучу стр-р-рашных политических ошибок. Например — как же может в фирме «Мелодия» выйти песня со словами «поезжай в Австралию без лишних слов»!? Это же явный призыв слушателей к эмиграции из СССР! (Замнем для ясности, что большая часть тогдашних ревнителей чистоты линии партии в перестройку стала яростными демократами и борцами со сталинизмом).

Поскольку бардовскую песню руководство не видело в упор, песни распространялись в народе на магнитофонных лентах, их слушали на капустниках и на «левых» концертах, барды ездили по стране и многие из них были знамениты.

Самое главное в их творчестве — они пели, как жили — от души.

«Милая моя, солнышко лесное», «А я еду за туманом», «Бричмула», «А все кончается»… — под гитару, без гитары, у костра, у Невы белой ночью, на дне рождения (перед десертом, перед танцами, после танцев, вместо танцев).

Песня про оранжевого кота, написанная в Москве в 60-е, уже в 80-х была «чисто Ленинградской», благо и менять почти не надо было — «Неглинка и Манеж» превратились в «Фонтанку и Манеж», а милиционер, в оригинале ошарашенный Москвой, оказался ошарашен Невой.

Далее была жизнь — и ее проза. Кто-то из исполнителей так и остался «любителем», широко известным в узком кругу молодежи, кто-то стал профессионалом, композитором, поэтом, певцом, бардом.

Некоторые песни транслирует радио и по сию пору, а кого-то помнят только те, кто был молод в 80-е. Главное — то, что их песни прорвали защиту официоза тогдашнего советского агитпропа — и явочным порядком вышли в народ, сделав своих авторов по-настоящему народными певцами, композиторами, поэтами…

Что еще почитать по теме

Как распространялась авторская песня в 1960-х годах? Встречи с бардами
Юрий Визбор. Может ли талант быть нерасчётливо щедрым?
Как в СССР родилась магнитофонная культура?

Обновлено 12.06.2017
Статья размещена на сайте 29.05.2017

Комментарии (34):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А ежегодный фестиваль имени Грушина? Конечно - уже многое "не то", но дух остаётся.
    Оценка статьи 5

    Оценка статьи: 5

  • Сейчас уже не так часто, а раньше регулярно собирались и пели - благо и компания, и гитара есть. В основном Окуджаву, потому что я фанатик, но и Визбора, и Якушеву, и Митяева (и не только "Как здорово...")... Галича нет, конечно, это только слушать. И Высоцкий в женском исполнении не катит как-то. Но эта песня по-прежнему часть нашей жизни.

    Оценка статьи: 5

    • Наталья Вещева, да-да-да Ада Якушева - это женская песня ведь не всегда в компании были мальчики так что брали гитару и как можем на пяти аккордах пели..." да обойдут тебя лавины...", "вечер бродит по лесным дорожкам...", "ты - мое дыхание- утро мое ты раннее" - так просто, нежно и душевно... Окуджаву и Визбора тоже люблю, это классика, ни взять ни отнять. "Ваше величество Женщина...", "вы пропойте, вы пропойте славу женщине моей", "дверь не забудьте распахнуть, открытой дверь оставьте...", а сейчас о чем поют ..."Я убью тебя лодочник", "хочешь я убью соседа"...и никакого почитания женщине

      • Лидия Богданова, с одной стороны, соглашусь, "славу женщине" не поют. Но вот представьте: он ей такой "милая моя", "о моя дорогая, моя несравненная леди", а она в ответ "пошлю его на..." или, скажем, "джага-джага". Так что, увы, все мы хороши. Об уважении к Мужчине тоже не очень-то поют. А жаль, да?

        Оценка статьи: 5

        • Наталья Вещева, жаль, соглашусь и кто здесь виноват неясно А я никого и не осуждаю, просто констатирую происходящее. Песен под гитару даме не поют, слова все красивые забыли, сидят по домам и ждут, когда девушка первая инициативу первая возьмет и на свидание пригласит или вообще в гости к себе, вот такую картину я наблюдаю по нашей современной молодежи, по своим дочкам и честно говоря, жаль мне их, никакой романтики, никакого размаха, все чего то боятся, потерять, оступиться, жить боятся, да разве это жизнь Вот сейчас сижу и слушаю песенку называется Вечерняя Визбора..."вечер спрятался за крышей...неужели непонятно то что в песне говорю...")

      • Лидия Богданова, вы говорите, что сейчас никакого почтения женщине? Я правильно вас понял?
        Это что же тогда получается, песни "Я убью тебя лодочник", "хочешь я убью соседа" - всё это о современных женщинах?
        Протяжно и сердито,
        Скорей заприте вашу дверь,
        Пусть будет дверь закрыта))

        Оценка статьи: 5

        • Никита Рязанский, у меня из-за вас чуть кофе не убежал. Спорить я вами я не буду как это любит Игорь, эти две песни просто пришли мне на ум, я их не люблю, чуть что сразу убью, придушу, кровища, вообщем современный ужастик. Но за последнее время не вижу и не слышу действительно слов, которые бы ценили, воспевали женщину, не за то что она женского пола, предназначенная для их услад, а вот так вот возвышенно, эх, наверное это песни точно прошлого века и надо забыть об этом как о сладком сне Всё, пошла кабачки тушить, а то с вами тут не солоно хлебавши останешься, да и кофе остынет

  • Лидия Богданова Лидия Богданова Читатель 13 июня 2017 в 13:12 отредактирован 13 июня 2017 в 13:13

    Бардовская песня существует и поныне и поют ее далеко не все, а только избранные. Это именно те, о которых вы пишете, кто ходит в походы, плавает на байдарках и ...очень понравилось, "особенно продвинутые"по горам. Так что ваше спросим у людей, можете не спрашивать, даже раньше пели ее не так уж много, а сейчас тех кто знал именно ту бардовскую песню осталось не так уж много. А теперь для того чтоб петь на разных встречах бардовские песни во-первых надо иметь такую компанию, в которой их знают, во-вторых надо (а это является обязательным условием) иметь в компании гитариста, без него конечно можно спеть, но это уже будет не то). У нас тоже есть такая компания, где мы поем, поем разное и не только бардов. Кстати о Митяеве, его песню в основном могут спеть только одну "Как здорово что все мы здесь сегодня собрались"остальные надо хорошо владеть голосом и иметь хороший слух. Дольского тоже не всякий споет. Так что всё дело в гитаристе, а все остальные подпевают или подвывают. Ну, а незамысловатые походные песенки, которые могут спеть то их пожалуй уж и мало кто вспоминает, только тот кто в эти 70 или 80 ые ходил в походы, сидел у костра или для самых продвинутых в прошлом, кто ходил в горы и брал вершины- "Вот это для мужчин рюкзак и ледоруб", "Опять я Баксаном любуюсь как сказкой", "Снег над лагерем валит" "Непогода в горах непогода". Да и о Бардовской песне, пошло течение как и с песнями нашей эстрады, новоиспеченные барды сочиняют свои творения на старые мотивы...так что слова может не доживут, а мелодия будет вечна

    • Лидия Богданова, приятно было узнать, будто я - избранный...
      И, да - желательно, чтобы в компании был гитарист.
      Но и "а капелло" многие песни поются отлично, хотя - под гитару - много лучше звучат
      "Песенка про собачку Тяву", "Песенка про Алису", "Бричмулла", "Сгорая плачут свечи", "Удивительный вальс", "Вальс-бостон", "Под стук колес" и многие другие... - все они великолепно идут под гитару, но, когда гитарист малость перебрал или просто устал - большая часть из них отлично идет "а капелло".
      В "продвинутом прошлом мы ходили в походы (один из наших - ходит до сих пор), ездили на картошку, потом ездили на шашлыки - и обязательно с гитарой (и сейчас ездим) - и везде без песни не обходилось и не обходится.
      А вот гор большинство из нас не брали, хотя и ходили в походы по горам (но это ведь разные вещи), потому "Здесь вам не равнина" и прочие - поем не слишком часто. Если вообще поем.
      Как жаль, что Вы не любите эту песню, но - песня Вашу нелюбовь как-нибудь вынесет.

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Вадимов, из чего вы взяли, что я не люблю эту песню, скорее вокруг нас, таких мало. Мало кто знает эти песни, а уж я то их перепела много в своей юности и как вы написали отношусь к особо продвинутым Даже пыталась научится играть на гитаре, правда мое умение в кавычках не понадобилось, поскольку в компаниях в которых я была были более профессиональные люди, у которых это получалось лучше. Более пяти лет я занималась альпинизмом, участвовала даже в соревнованиях по скалолазанию. Три раза ездила в альплагеря на Кавказ. Если вы в курсе у нас под Приозерском есть "Скалы" от станции Кузнечное 12км по тропе Хошемина до озера Ястребиное, так вот там я проводила все свои выходные, там прошло мое крещение в альпинисты я участвовала в "Домбайском боксе" там было столько гитаристов, столько песен, столько интересных рассказов о нелегкой, но увлекательной и манящей жизни альпинистов, что забыть это просто нельзя. Альпинисты это те же бабушки со своими грядками, они предпочитают погибнуть в горах, чем в четырех стенах. К сожалению жизнь развела меня с такими людьми и песни, которые не раз слышала я, поют немногие. Вот такая вот печалька, а петь я люблю

        • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 13 июня 2017 в 14:51 отредактирован 13 июня 2017 в 14:51

          Лидия Богданова, нижайше прошу прощения.
          Это дебютант Наталья Осокина меня раздразнила - и ушла по-английски, не прощаясь...
          А у меня работы куча, народ рвет на части, программу переделываю серьезно и фиг знает зачем (у меня не спросили, что мне с моей программой делать...), т.е. и на работе результат может быть (и сегодня скорее всего и будет) хреновый - и раздразнили...
          Еще раз прошу прощения.
          Что же до альпинизма... Я был в командировке в Красноярске, приятель потащил меня на "Столбы". И дошли-то еле-еле, как раз выпал снежок мокрый, его тысячами ног в лед протоптали, дорога неширокая и обрывается очень глубоко. Никуда мы там не поднимались, только отметились - а потом, по дороге вниз... по ледку... по дороге неогороженной и обрывающейся хорошо вниз... Да еще и с фотоаппаратом в руках (батарейки сели на холоде, едва сделал десяток снимков) -- эпопея была и без альпинизма.

          Оценка статьи: 5

          • Игорь Вадимов, не обращайте внимания Игорь, наша Наталья большая язва и придирщица и вообще она нам просто завидует, что мы пели, поем и будем петь, вернее у нас всегда будет петь душа Да мы, например в нашей компашке на даче поем иногда и романсы, правда спеть правильно нам не всегда удается,но если очень хочется то всегда можно и даже нужно. Я помню мы раньше тоже часто певали "Утро туманное, утро седое..." Да и у нас бывает, когда гитариста или нет или он не в состоянии, мы поем без гитары

            • Лидия Богданова, терпеть не могу бардовские песни — но завидую тем, кто их поёт)) Однако логика))
              У нас как-то больше Гребенщиков пелся. А вообще пение под гитару не мой формат времяпрепровождения, всегда его недолюбливала.

              • Наталья Осокина, Гребенщикова предпочитаю слушать, а не петь, это, действительно, не тот формат)Для каждой песни есть свое место, для каждого человека есть своя компания, ну и иной раз душа просит одного, а иногда другого, поэтому не надо никого не судить, не обвинять, не считать себя лучше, хуже, все мы разные и различные придирки совсем ни к чему.

              • Наталья Осокина, ну всё, осталось только запеть: Как здорово что все мы здесь сегодня собрались...)
                А если про бардов, то каждому времени они свои. И вот, ты вроде слышишь знакомое: Изгиб гитары жёлтой..., а следом вполне логичное продолжение: В Питере - пить, в Питере тире пить... Так ведь, Лидия Богданова? Я же знаю, на сегодняшний день, Шнур - ваш любимый бард))

                Оценка статьи: 5

                • Никита Рязанский, не угадали Шнура не люблю, матерщик еще тот, а я мат не люблю. И вообще меня его вид в ужас приводит. Мой любимый бард это Митяев и Розенбаум.

  • "Давайте поспрашиваем у людей?" -- давайте поспрашиваем.
    Помню 80-е, не коммунист, терпеть не могу бардовскую песню.
    И я такая не одна.

    • Разумеется, Вы, Наталья, такая не одна.
      Но позвольте спросить - а друзья у Вас, школьные, институтские - есть?
      Уверен - есть.
      Вы с ними встречаетесь?
      Уверен - встречаетесь. А когда встречаетесь, дни рождения, юбилеи - что делаете?
      Просто пьете и едите? Или все же - кто-то приносит гитару и вы вспоминаете былые времена и старые песни?

      И про коммунистов - я зря ляпнул, многин коммунисты отлично на грушевский фестиваль ездят, да и на концерты наверняка ходили и ходят.

      Может быть у нас некая непонятка? Что такое, по-Вашему, бардовская песня?

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Вадимов, и откуда у вас столько уверенности? Не угадали ни разу)
        Бардовская -- это то, про что в статье.

        • Наталья Осокина, нет друзей, не встречаетесь, не поете...
          Ну что сказать? Сочувствую.
          Действительно, бардовские песни - для компаний и компанейских... Еще раз - сочувствую.

          Оценка статьи: 5

          • Игорь Вадимов, и откуда у вас столько однобокости?
            Друзья могут быть только школьные? Петь можно только бардов? ))

            • Наталья Осокина, какая однобокость?
              Я называл школьных, институтских друзей... Пардон, забыл - друзей с работы!
              Просто я спросил - у Вас друзья есть? Вы в ответ - что я ни разу не угадал.
              Явно тут какое-то непонимание.
              Что Вы называете "бардовской песней"?
              Розенбаум - бард?
              Никитины - барды?
              Визбор, Митяев, Ким, Городницкий... Те, кто пишет песни под гитару... - они кто?

              Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 13 июня 2017 в 05:00 отредактирован 13 июня 2017 в 05:02

    Мне нравится А. Галич и мне довелось побывать не его концерте В Кишинёве. Он не был диссидентом, как его пытаются записать, также как и Высоцкий. АГ написал:" Вот ждут меня на Западе, //только напрасно ждут." Также "отрезал" и ВСВ по приезде в США, вроде,что не собирается здесь обсуждать проблемы с правительством.
    У Галича мне нравится "Что-то непонятное в воздухе, чувствую, нуждаемся в отдыхе.
    Взяли две столичные и дубняка, третьим пригласили истопника.
    Выпили, добавили по два раза и тут нам истопник открыл глаза.
    А на ужасную историю, про Москву и про Париж,
    как наши физики проспорили ох, ихним физикам пари.
    Юлий Ким стал матёрым диссидентом, а начнал с безобидной "Люди все обычные пьют и обедают, //чередуют сон и покой, // А я обществоведеньм ведаю, ведаю, // а оно заведует мной."
    Но крупных пузырей от бардов на поверхности осталось мало. А среди нОнешних вА-Аще кто-то запомнится, попсовая аура "гаснет без следа". Оценка: 4 за рыхлость и беглость.

    • Насчет "пузырей на поверхности" - посмотрите на "ты-трубе".
      И Никитины и Визбор и Митяев и Городницкий - и целые циклы, теперь уже на эстраде "Песни нашего века".
      А Ким... человек, как и все мы. Ну, не сложилось у него - с весьма хорошим стартом. Вот он и кинулся в политику. Как и другие, некогда знаменитые.

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Вадимов, = пЕть за столОм из мОды вЫшло, // тепЕря тОлько слУшают =
        "некогда знаменитых" - пруд пруди, подавшихся в политику.

        • Не обижайтесь, Сергей Дмитриев, в Алабастере - наверное так и есть.
          А у нас - мы по-прежнему встречаемся и поем. И не стыдимся. Нам это нравится.
          И бардовские концерты по-прежнему собирают полные залы, значит, нас, таких, много.
          Посмотрите "ты-труба" на Никитиных, или на "Песни нашего века"...

          Оценка статьи: 5

  • Душевная статья!

    Оценка статьи: 5