И все бы ничего, если бы нынешние первоклашки хоть как-то соответствовали заявленному уровню. Так ведь нет такого. Вместо этого год от году умнеют только родители, отправляя своих детей в школу все чаще с семи лет, надеясь хоть так облегчить процесс интегрирования их в не совсем адекватную школьную жизнь. А попросту говоря, не желая портить им детство. По возможности, конечно.
Не заходя в дебри относительно программы в целом, расскажу реальную историю из жизни. Итак, математика, 1 класс, решение текстовых задач:
«Нина и Инна имеют фамилии Петрова и Ковалёва. Какую фамилию носит каждая девочка, если Петрова и Инна живут в одном доме?»
Слегка ошалев от такого, читаю следующую задачу:
«Пятачок купил 4 шарика: красный, синий, желтый и зеленый. Он решил запустить в небо 2 шарика разных цветов. Сколько у него вариантов выбора?»
Взбудораженная и возмущенная вконец, бегу к мужу: «Послушай задачу!» И читаю вторую.
— Где ты это взяла? — спрашивает он меня со смехом. — Вам что — в универе факториалы не читали?.. Что ты так на меня смотришь? Ну, вспомни, такая буквочка f длинненькая, помнишь? Факториал! Это очень просто решается через факториал! Сейчас-сейчас, так, так, четыре…, так, так. Шесть вариантов выбора!
— Супер! — победоносно глядя на него, заявляю я. — Это задача из учебника нашего сына за первый класс!
— Да? Слушай, я не знал, что теперь факториал в первом классе дают!
Как оказалось, не единым факториалом жив человек. Неделю спустя стало понятно, что задача про Петрову и Иванову имеет два варианта решения! Это выяснилось совершенно случайно на дне рождения нашего сына. Пока дети до потери пульса резвились в лабиринте, взрослым под десерт было предложено развлечься шевелением мозгов. Так вот, мнения разделились!
Девочковый вариант решения задачи, в которой надо определить, какую фамилию носит каждая из девочек, если известно, что Нина и Иванова живут в одном доме, таков:
«Девушки, что тут думать? Они ж прямо намекают, что Нина и Иванова одно и то же лицо, раз живут в одном доме! Так что Нина Иванова, а Инна, соответственно, Петрова! Ежу понятно!»
А вот мальчиковый ход мысли:
«Да вы что, совсем что ли ку-ку?! Раз говорят, что Нина и Иванова живут в одном доме, значит, это разные две тетки! Прямо ж написано „живут“! Значит, множественное число, они живут! Значит, Нина Петрова, а Инна Иванова! О чем тут думать?!»
Конечно, по зрелом размышлении стоит признать, что мальчики правы, но согласитесь, в их решении совершенно отсутствует интрига!.. А вот в нашем… Сплошные тайны мадридского двора! Нам же ясно намекают!..
Что до самих первоклашек, то их реакция на условие задачи наиболее показательна. Так наш ребенок, к примеру, вообще наотрез отказался решать настолько неправильно составленную задачу. Как он сам выразился, фамилия девочки Инны, как всем известно, Каспарова, и, соответственно, ну никак не может быть ни Иванова, ни Петрова!
И вот так мы и живем, видя прямо противоположное в одном и том же даже в рамках отдельно взятой семьи! Что уже говорить в целом о необходимости реформы в системе образования.
Думаю, выход тут один: как-нибудь приноровиться ко всему этому разнообразию факториальных мыслей и интуитивных чувств и постараться еще и быть счастливыми вместе. Ибо при всем богатстве выбора на упрощение первоклассной жизни рассчитывать все равно не приходится!
Ужас какой! Зачем деткам в первом классе так "пудрить" мозги? Научили бы их лучше примеры нормально, без помощи родителей и калькулятора решать. А то факториал...
Что уж не Бином Ньютона-то?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Точно, точно из Петерсона задачки. Я тоже пытался факториал применить, а надо было просто перебор всех возможных вариантов на листке написать. Не смог ребенку объяснить самостоятельно, он зевал отчаянно в ответ на мои попытки, интересно как это в школе учителя выкручиваются...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Хорошие задачки, только конечно не для детей первого класса, а для родителей первоклассников
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Замечательная стать, ситуация просто просится на бумагу! У меня учатся студенты филологи-переводчики ( у нас их называют "филолухи", потому что с точки зренимя программирования им давать ничего нельзя- ни-ни, а то уволят!) Так в последние годы среди девочек, вышивающих крестиком, появилось много мальчиков. На вопрос, почему они пошли на эту специальность, ответ один: не хотели сдавать математику.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
А ведь ребёнок прав! Инна, действительно - Каспарова!
И- молодец!
Прекрасно пишет!
Спасибо!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Владимир Голубков, и Вам большое спасибо за внимание и похвалу. Мне это очень лестно.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Интересно девки пляшут. Еще понять бы, трезвые ли они ?
Из-за каждой задачки , с которой не сталкивался родитель в детстве, менять программу обучения детей всей страны.. Приехали. Может сами додумаетесь, что вы показали ?
Оценка : 5
0 Ответить
юрий руденко, "девки" были трезвые. И вы сами вполне можете в этом убедиться, задав эту задачу любой из ваших знакомых, в особенности гуманитариев. И сравнить результаты после. Написала как раз то, что хотела. И вполне себе отдаю в этом отчет. А основная мысль была не в смене программы, а в том, что практически ни один среднестатистический первоклассник не решит вам правильно предложенные в учебнике за первый класс подобные задачи. В этом и был смысл-на кого рассчитаны такие задачи? Может, им место в 4 или 5 классе, но уж точно не в первом, на мой взгляд.
За оценку спасибо.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Инна Каспарова, у меня сын учился по Петерсону и такие задачи были. Никто дома не решил, а муж так и сказал - решения нет, потому что вы ещё не можете этого знать))
В итоге они разбирали в классе, оказалось, что надо было просто перебрать все варианты и не мудрствовать. И никто не догадался, потому что все пытались РЕШИТЬ. Оказывается, суть в том, что не всегда нужно решать, порой достаточно просто перебрать. Я так и не прониклась этой программой, только мозги запутывает.
1 Ответить