• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Только ли манна небесная падает временами на нас сверху?

И нарек дом Израилев хлебу тому имя:
манна, она была как кориандровое семя,
белая, вкусом же как лепешка с медом.
Ветхий завет (Исход, гл. 16, стих 31)

Давно это было. Естественно, не в те времена, когда Моисей безо всяких проводников, а тем более, навигаторов, и потому целых 40 лет водил своих соплеменников по пустыне после их исхода из Египта. Но всё равно — давненько. Мы ещё с Украиной нормально по утрам здоровкались. И дела в нашем бизнесе определялись не Газпромом там или РАО ЕЭС, а самыми обычными предпринимателями, с такими огроменными клетчатыми сумками, о которых когда-то мечтали все наши оккупанты, начиная с монголо-татар.

Никола Пуссена, «Сбор манны в пустыне», 1637-1639 гг. Фото: общественное достояние, Источник

Причем и первое, и второе имело в этой истории из жизни определяющее значение. Мелких своих я к матери привез. На большие летние каникулы. А вотчина у меня — в Белгородской области. И если кто школьные курсы истории и географии помнит, то мы не только когда-то сами были Слободской Украиной (Слобожанщиной), но и сейчас с той самой Украиной — по соседству.

А старший у меня — высокий и лапоть у него — приличный. Поэтому никак у меня не получалось по ближайшим торговым точкам найти ему простенькие сандалии на лето. Ну, местные и подсказали, что за Валуйками, ещё дальше от них на юг, есть такой поселок — Уразово. А от него до украинской границы… Всякая птица долетит. Даже если с подбитым крылом. Потому как от них до той границы… Километров десять. От силы.

Поэтому местные из Украины постоянно что-нибудь, да таскают. Теми самыми огроменными сумками, о которых когда-то оккупанты мечтали. И которые в те времена, о которых речь, всю страну и поили, и кормили, и одевали, и обували. Потому что, помимо прочего, в них и обувь затаривали. А потом и перевозили — к тому месту, где у владельца сумки была торговая точка.

Соответственно, по всем приметам там, на уразовском рынке, по обуви должен был быть и ассортимент хороший, и по цене как раз то, что мне нужно. Недорого. А то ведь если какое итальянское модельное или тот же «саламандер»… На что они мне, когда хорошо, если сандалии один сезон выдержат? А на другой, если даже не развалятся от такой экстремальной носки по нашим полям, лесам, речкам и буеракам, они мне — зачем? Народ-то растет! К следующему лету — уже другой размер искать надо будет.

В общем, послушал, послушал я мужиков и как-то утречком посадил своих пионеров на заднее сиденье «девятки», да и вырулил на Уразово. До Валуек и до этого — не единожды ходил, так что на этом участке пути проблем с маршрутом вообще не было. Ну, а дальше… Пошли края неведомые.

Навигаторов тогда не было, и хоть недалече до этого Уразово (полтора десятка километров — максимум), но информационных знаков по проселочным дорогам ставить не принято, и на одном из Т-образных перекрестков одолели меня сомнения: туда ли повернул? Так-то, судя по карте, что в голове зафиксирована, вроде бы направо надо. Но… Мало ли! Уточнить — оно никогда лишним не будет.

И как раз, прямо по курсу, вижу небольшую подстанцию. Торможу прямо перед ней (судя по небольшой будке сразу за воротами, кто-то да должен быть на дежурстве!), съезжаю на обочину, оставляю своих пионеров у машины, а сам скоренько — к подстанции. Выяснить у местных товарищей, правильной ли дорогой все мы идем? Особенно, если в Уразово попасть хотим.

Спросил у мужиков, выяснил, что всё в полном порядке, и обратно. Возвращаюсь к машине и ещё издали вижу: а мои-то! Жмуктят что-то. Вот только что? Вроде какого перекуса, в надежде на придорожные кафе, с собою не брал.

И тут, нарушая ход моих раздумий по поводу того, что там, у машины, мои жмуктят, вдруг… Бум! И что-то падает на крышу «девятки». Смотрю, а это… Дикий абрикос! Или, как его называют в Ростовской области, жердёла. Поднимаю голову… Батюшки святы! Да обочины по этой дороге обсажены не теми же тополями, как, например, по той же Белгородской области, но чуть западнее — в Чернянском, Старооскольком, Губкинском районах, а… жердёлами! А я… Как раз под ними и припарковался!

Жердёлы уже спелые, ветер чуть повеет, качнет ветки, плоды сами по себе и падают с дерева прямо на обочину. Ну, а раз часть этой самой обочины я занял своим пепелацем… Так и на крышу «девятки». Бум… Бум, бум!

Хорошо, для такой неожиданности в багажнике нашлось дежурное пластиковое 10-литровое ведро. Мы с моими быстренько насобирали его полнехонькое. А как из Уразово к вечеру домой вернулись, мама отсортировала абрикосы. Те, что больше помялись при падении, мы потихоньку дня за два-три съели, а где-то с полведра ещё крепких плодов пошли на варенье. Которое мы уже зимой в ход пустили.

И когда садились за стол пить чай, обязательно вспоминали, как нежданно-негаданно, можно сказать, в чистом поле, пусть не совсем «манны небесной», но набрали фруктов и на еду, и на вот это варенье.

Статья опубликована в выпуске 8.06.2018
Обновлено 6.10.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо, Костя!
    Получил удовольствие от истории, как всегда написанной самобытным языком и с юмором изложенной.
    Единственный вопрос: Почему каких-то жалких пол-ведра "вся банда" ела два-три дня? Могу поверить только, если на месте наелись, а потом уже ведро набирали.
    Мои "пионеры" пол-ведра абрикосов за несколько часов спокойно смолотили бы, наблюдал неоднократно.

    Оценка статьи: 5

    • Охотно верю, Володя. Если им это ведро отдать на "разграбление", так там за час от него ничего не останется!
      НО!
      1. У бабули сильно не забалуешь! Абрикосы отсортировали и из ведра переместили в холодильник. А тот в хате! И когда что-то достаешь из него, все же видят. Поэтому:
      а) первым делом надо спросить, не хотят ли абрикосов папа или бабушка,
      б) уже вторым, убедившись, что не хотят, набрать абрикосы в чашку, помыть и только после этого приступать к трапезе. А чашку за чашкой есть... Как-то неправильно. Съел чашку и убежал по своим делам в садок или на улицу. Плюс, бабушка может подмешать абрикосы к тому же творогу, который надо пить с чаем. А чай - не... Ну, сам знаешь что! Поэтому много его не выпьешь. Соответственно, и не съешь.
      2. Абрикосы ведь не одни были. В своем садку как раз в это время - вишня, черная смородина, крыжовник. И в садку, как правило, такого контроля, как в хате, уже нет. Значит, можно не заморачиваться с мытьем и - прямо с куста. А когда налопался смородины или крыжовника, на абрикосы уже не такой жор.
      3. Помимо садка и фруктов в деревне у ребятни целый день дел - во! Выше крыши (как-то удивлялся с приятеля, у которого, отвезет он детей к матери, они уже через неделю начинают звонить - Пап, приезжай, забирай, тут та-а-ак скучно! Мои уже в апреле начинали меня теребить - Когда к бабуле?! А когда приезжал забирать их в августе, огорченно вздыхали: "Что?! Неужели каникулы уже закончились?!!". Как уезжали, нас полулицы их друзей приходили проводить). И за всеми этими делами (речка, лес, школьный двор с его спортплощадкой, собственно улица и т. п.), о фруктах, будь то абрикосы или вишня, как-то забывается немного. Они же тут, рядом - в садку, холодильнике. Никуда не убегут. Их и потом можно...