• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Когда мастера ЖКХ отказываются помочь? Пара слов о реалиях коммунального хозяйства

Работая в ЖКХ, не так уж редко слышишь от жильцов что-то вроде: уже приходили из ДЕЗа (вариант: «нашли мастера в Интернете») и ничего не сделали; «…заломили цену» или даже «…взяли деньги» — и снова «ничего не сделали». Претензии при этом, разумеется, предъявляются к мастерам — электрикам или сантехникам, если речь о проблемах по их части.

Фото: Depositphotos

Не стану однозначно вступаться за коллег, среди которых действительно — и глупо это отрицать — встречаются не ахти какие специалисты. Хотя в массе мастера в нашей отрасли, как минимум, неплохие. Хотя бы потому, что, поработав немного, любой приобретет более-менее сносную квалификацию.

А тем временем с 1 марта 2019 года вступили в силу новые правила обслуживания многоквартирных домов. В числе прочего — определяющие новые сроки выполнения заявок вообще и устранения аварийных ситуаций в сфере коммунальных услуг в частности.

Теперь мы обязаны локализовать аварию в течение получаса, а на устранение повреждений в инженерных сетях отводится трое суток. Больше того, если вы не смогли дозвониться в диспетчерскую — вам обязаны перезвонить в течение 10 минут.

Конечно, коммунальщики и раньше обязаны были и устранять неисправности, и делать это в установленные сроки. Но теперь и нормативы ужесточились, и юридическая грамотность населения повышается, а цифровые технологии облегчают подачу жалоб в контролирующие организации. Теперь же, судя по открытой в СМИ информации, даже мелкие неисправности управляющие компании обязаны устранять в круглосуточном режиме.

Правила-то неплохие. Главное, чтобы их выполнение не натолкнулось на суровую реальность. А в реальности бывают случаи, когда и специалист оказывается не в состоянии помочь. Попробуем разобраться, когда и почему?

Начнем, как ни странно, с ошибок и случайностей, от которых никто не застрахован. Скажу лишь, что однажды я сам смотрел на электропроводку с несколькими явно лишними перемычками… мной же недавно и установленными. Зачем? Знать бы… Отвлекся, думал об одном, руки делали другое… Присутствовавший тут же бригадир только и сказал: «Быстро убирай, пока никто не видит!» А что еще сказать, если незадолго до того уже я исправлял его косяки и выслушивал жалобы на «этого вашего электрика»?

При всей курьезности, исправление чьих-то недочетов и упущений — нормальный рабочий момент. Забегались, спешили на аварию, что-то упустили. Например, не заметили плохого контакта в электрощите или протечки на стыке труб в неудобном, малодоступном месте. Со всяким бывает. Хотя в глазах клиентов это, безусловно, слабое оправдание. Но зато подобные упущения, как правило, поправимы.

О другом субъективном препятствии сказано выше: это желание управляющих компаний сэкономить. Например, нанять вместо электрика и двух сантехников одного техника по эксплуатации.

Хуже, когда клиенту сложно помочь по объективным причинам.

Для начала напомню, что сферы ответственности жильцов и эксплуатирующих организаций обычно разделены. Например, за коммуникации до ввода в квартиру — счетчики (воды или электроэнергии) включительно — отвечает эксплуатирующая организация, после — владелец квартиры. А отсюда следует, что формально управляющая компания может «умыть руки», если неисправность произошла в квартире и если ситуация не является аварийной (типа дымящейся электропроводки или льющейся воды).

Иногда разделение сфер ответственности оказывается попросту удобной возможностью «слить» трудновыполнимую заявку.

Почему трудновыполнимую? Например, по чисто субъективной причине: под рукой вовремя не оказалось мастера, способного устранить неисправность. Да, это как бы проблемы управляющей компании, но… в итоге это оказывается проблемами жильцов.

Не раскрою тайны, сказав, что любая управляющая компания — предприятие коммерческое, первоочередная цель которого — получение прибыли. К сожалению, иногда за ваш (жителей) и наш (сотрудников нижнего звена) счет. Хотя бы когда пытаются сэкономить: с одной стороны — на материалах, с другой — на зарплатах сотрудников.

Например, основная нагрузка на данном участке приходится на сантехника. Тогда должности электрика и плотника можно сократить, взяв одного «техника по эксплуатации»: фактически, сантехника с основными навыками плотника и электрика. Хорошо, если «основными», а не «некоторыми». Формальности соблюдены, и деньги на зарплатах сэкономлены. Ах да, иногда тот же техник выполняет еще и функции дворника.

И если в УК говорят, что у них нет нужного вам мастера или к вам пришел… не совсем мастер, но «завтра пришлют специалиста» — не исключено, что это следствие кадровой политики компании, сократившей «лишние» должности либо установившей зарплаты и условия, на которые не всякий специалист пойдет.

А возможны ли действительно объективные причины? Конечно!

Например, обрыв, короткое замыкание или иное повреждение скрытых в стенах коммуникаций. Чаще всего той же электропроводки. Нет, теоретически место повреждения найти можно, и приборы для поиска повреждений подобных повреждений существуют. Ну, во-первых, и они не панацея, а во-вторых, это главное, подобные устройства недёшевы. И большинство дежурных мастеров ЖКХ ими не располагают. Стандартный же детектор напряжения, в просторечии индикатор, «видит» электропроводку на очень небольшую глубину. Можно сказать, и совсем не видит.

Другая, хотя и схожая, проблема — нестандартность схемы электропроводки. Если дома строятся «под ключ», электропроводка в квартирах прокладывается по более-менее типовым схемам. В коммерческом жилье к квартире подводятся сантехнические коммуникации, а электропроводка подводится к общему электрощиту. Всё, дальше сами! Точнее, нанятые собственниками жилья строители.

А для них важно выполнить требования заказчика: установить на нужных местах выключатели и розетки, повесить приобретённые вами светильники, скрыв проводку в заказанных вами подвесных или натяжных потолках, установить и подключить заказанные вами тёплые полы. Хорошо, если проект составляет и проводку прокладывает грамотный электромонтажник, делающий все по уму и по правилам. Это и убережет от скорого возникновения проблем (это равно касается и сантехнических коммуникаций!), и в случае их возникновения облегчит поиск и устранение неисправности.

Тем не менее… Например, такая типовая неисправность, как «выбивающее» УЗО. Если исправны и само УЗО, и электроприборы в доме, а УЗО срабатывает сразу при попытке включения — можно предположить, что повреждена изоляция самой проводки. Где?

Локализовать место неисправности можно, отключая по очереди автоматические выключатели и пытаясь включить УЗО. Если после отключения какой-то из линий УЗО перестало «выбивать» — вероятно, это и есть неисправная линия. И электрик ЖКХ, вероятно, это сделает.

Далее можно вскрыть и проверить розетки и выключатели… и, в общем-то, все! Если неисправность не обнаружена, она, скорее всего, скрыта внутри стен. Чаще всего, на этом обязанности специалиста ЖКХ заканчиваются. Тем более, формально, внутриквартирные коммуникации — сфера ответственности жильцов…

Разумеется, это касается и коротких замыканий, и обрывов скрытой проводки.

Теоретически, да и практически, большинство подобных неисправностей в принципе устранимы. Просто дело это трудоемкое, дорогостоящее, требующее времени и, главное, сопряженное с довольно серьёзными ремонтными работами типа вскрытия стены для поиска проложенной в ней проводки и штробления.

Да и не только проводки. В стены и перекрытия убирают и сантехнические коммуникации. Например, перенося в другое место унитаз или устанавливая дополнительную душевую кабину. У нас был случай, когда слесарь не сумел устранить банальный засор канализации. Просто потому, что не нашлось троса нужной длины, поскольку жильцы перенесли санузел в другой конец квартиры, проложив коммуникации в полу.

Но куда чаще владельцы квартир попросту перекрывают доступ к водопроводным стоякам. В каждом санузле есть небольшой шкаф, внутри которого проходят трубы и установлена запорная арматура. Этот-то шкаф и заделывают наглухо. Например, стеновыми панелями и плиткой. Чтобы было красиво. В случае аварии, требующей доступа к стояку, начинается «торговля» владельца жилья с управляющей компанией, по принципу: «Сломаете — а кто будет восстанавливать? Вы и восстановите? За свой счет? А материалы — ваши? И какую плитку положите? Нет, ваша дешевая, а моя…».

Хорошо еще, если от скрытой в стояке неисправности страдает сам владелец квартиры. Почему «хорошо»? Это очень стимулирует переговорный процесс. Иначе бывает, что собственники наотрез отказываются обеспечить коммунальщикам доступ к месту неисправности, хотя вообще не должны были заделывать его наглухо.

Рано или поздно вопрос, конечно, удастся решить. Но сколько пройдет времени?

Вплоть до того, что первый-второй этажи страдают из-за протечки канализации, а жители третьего этажа не позволяют вскрывать у себя стояк: «У нас все в порядке. А если на первом этаже течет — пускай попросят наверху канализацией не пользоваться…» Не знаешь, плакать или смеяться.

Или редкая сейчас, но все же встречающаяся жалоба на то, что «труба бьет током». Редкая она благодаря широкому использованию УЗО, как раз и предназначенных для предотвращения таких ситуаций. Но в стране, и даже в столице, еще полно старых электросетей, да и в новых такое случается.

Самая частая причина этого — соприкосновение металлической трубы и провода с поврежденной изоляцией. Найти которое чаще всего невозможно, поскольку и электропроводка, и сантехнические коммуникации скрыты. Максимум — как описано выше, определить и обесточить проблемную линию электропроводки. Возможно, оставив владельцев квартиры без освещения санузла, кухни или с частично неработающими розетками. Еще хуже, если проблема — не в вашей, а в проводке одной из смежных с вашей квартир. Как думаете, соседи согласятся пожить без света?

Конечно, не все так уж безнадежно. Устранима почти любая неисправность или хотя бы ее проявления. Так или иначе, но устранимы. Вопрос в трудоемкости, стоимости и в данном случае — в том, какой ценой удастся обеспечить доступ к месту возможного повреждения.

Проще говоря, насколько пострадает ваша квартира, пока мастер станет добираться до скрытых в стенах поврежденных коммуникаций.

Наконец, случай совсем иного рода. Один из самых серьезных, что я лично видел.

Ремонтировавшие квартиру рабочие смешивали раствор в старой, идущей под замену, ванне. Не отсоединив ее от коммуникаций… Раствор, естественно, протек в канализацию, где благополучно и застыл. Вышло почти как в кино: «Хороший какой цемент! Не отмывается совсем!» У нас «хороший цемент» застыл двухметровой пробкой. Сколько времени нынче отводится на устранение засора? Два часа?

В тот раз справились к следующему утру. Бригадой. Теперь многие участки обслуживаются одним-двумя мастерами. Плюс выездной аварийной бригадой, одной на десяток участков, нередко разбросанных по всему городу.

А инициативы властей по улучшению бытового обслуживания — дело, безусловно, хорошее. Вопрос лишь в их продуманности с учетом реалий. И в том, как и за чей счет их станут реализовывать.

Что ж, поработаем — расскажем!

Статья опубликована в выпуске 2.04.2019
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: