Зная мою увлеченность историей ВМФ России, моя подруга Наталья передала свой дневник мне и дала согласие на эту статью.
Наташе тогда было 13 лет. До трагедии она жила, как обычный ребенок, и не задумывалась, не интересовалась тем, что происходило в стране и в мире. Но однажды девочка случайно увидела в новостях репортаж, в котором рассказывалось о гибели подводной лодки «К-141».С того дня она завела тетрадь, в которую стала ежедневно записывать все, что узнавала из новостных выпусков.
В первой записи она описала свои переживания о том, каково это быть под водой, в закрытом пространстве, надеяться и ждать помощи. Эти мысли просто перевернули детское сознание. Она будто повзрослела за ночь. Так у нее появилась привычка следить за новостями.
Я держу в руках тетрадь, которой почти 20 лет. Ее страницы уже пожелтели.
Записи открывает эпиграф — отрывок из стихотворения Н. Букина:
Когда же нелегко бывает
Не видеть неба много дней
И кислорода не хватает,
Мы дышим Родиной своей!
Эти строки уже настраивают читателя на соответствующую волну.
Записи до сих пор невозможно читать без боли и содрогания в сердце. Особенно тяжело от того, что эти страшные строчки писала маленькая девочка, которая пропустила все это через свою душу. Если бы не неровный детский почерк, то можно было подумать, что пишет взрослый человек, настолько разумно и логично подана информация.
Видно, что Наташа очень внимательно смотрела все репортажи с места трагедии «Курска». Она даже начертила схему поднятия подлодки на понтоны для последующей ее транспортировки в док. Хронологические записи девочка вела с первого и до последнего дня операции в Баренцевом море, разбавляя их своими мыслями и эмоциями. Прочитав эти строки, заново переживаешь дни того черного августа, когда люди всей страны с напряжением следили за тревожными выпусками новостей.
В 2000 году и я была немногим старше своей подруги. Прошло 19 лет, а я до сих пор помню все. Как в очередях и просто на улицах люди обсуждали последние новости о «Курске», а фотография подлодки не сходила с первых полос газет. Как по радио практически постоянно крутили песню «Там за туманами» группы «Любэ». Ее повторяли, как заклинание, которое может еще спасти кого-то из моряков.
Помнится, перед трагедией по телевидению шла реклама, в которой дети бросали камни в пруд, а из воды всплывала подлодка. Когда трагедия случилась, эту рекламу убрали из эфира, чтобы лишний раз не травмировать родственников погибших моряков.
Вспоминается и обращение адмирала В. Попова к родственникам погибших, в котором он выражал соболезнование и просил прощения за то, что не уберег моряков.
Вспоминается корреспондент А. Мамонтов, который самоотверженно и стойко вел прямые включения в любую погоду.
Затем наступило 23 августа — день траура по погибшим подводникам, когда во всех уголках России на административных зданиях приспустили государственные флаги, а в храмах служили панихиды. В Баренцевом море, на месте гибели «Курска», на воду были спущены венки.
Недавно на борту глубоководного научно-исследовательского судна, которое находилось в Баренцевом море, произошел пожар. Трагедия унесла жизни 14 моряков, двое из которых были Героями России. Думаю, многие из россиян невольно вспомнили о трагедии подводной лодки «Курск».
Существует мнение, что дети еще многого не понимают в жизни. В силу своего возраста они пока живут в своем маленьком мирке, где нет забот и тревог. Но на мой взгляд, среди них есть и такие, которые интеллектуально развиты не по возрасту и уже способны воспринимать информацию и сопереживать ей. Моя подруга Наталья была именно из таких деток.
Помню, как мы не отходили от телевизора, пока ещё теплилась надежда спасти хоть кого-то из моряков.
Страшно было. За чужих людей было страшно. Всё представлялось, как в холоде и тьме люди доживали последние минуты.
Оценка статьи: 5
0 Ответить