• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мария Иванчикова Грандмастер

Какие проблемы человек переживает в юности?

Кризисы и пути решения

Юностью называют период развития и созревания человека, переходящий из детства во взрослый возраст. Это трудное время, характеризующееся формированием многих качеств личности и мировоззрения. Именно в эти годы вчерашний школьник делает серьезный выбор относительно будущей профессии, спутника жизни, ориентиров и стремлений, а также — что немаловажно — собственных внутренних качеств.

Какие проблемы человек переживает в юности? Кризисы и пути решения Фото: Depositphotos

Молодые люди в период юности переживают одинаковые проблемы, которые обуславливаются различными факторами окружающей среды, общества, человеческой психологии. В силах родителей помочь справиться с внутренними конфликтами, кризисами и давлением окружающей среды на подрастающее поколение.

Юношеский возраст

Какие проблемы человек переживает в юности? Кризисы и пути решения
Фото: Depositphotos

Прежде всего, стоит разобраться, какой период принято считать юностью. Однозначного мнения нет.

  • В психиатрии, например, юношами и девушками называют подростков от 14 до 18, психологи нижним пределом отмечают 16 лет, завершая юность совершеннолетием, а толковые словари растягивают этот период с 15 до 20 лет.

Возрастная терминология никогда не была однозначной, и юношеские годы не закреплены возрастными рамками. В среднем это время от окончания школы и до начала трудовой деятельности.

Юность разделяют на раннюю и позднюю. Хронологические границы этого периода также варьируются. Но на каждом этапе личность переживает определенные трудности, справляясь с которыми, формирует свое собственное «я».

К. С. Петров-Водкин, «Юность (Поцелуй)», 1913 г.
К. С. Петров-Водкин, «Юность (Поцелуй)», 1913 г.
Фото: общественное достояние

Проблемы юношеского периода

Психологическое значение юности подчеркивают научные умы всего мира.

Впервые о подростковом периоде в 1762 году заговорил Ж. Ж. Руссо в романе «Эмиль». Он подчеркнул роль самосознания и назвал юношество «вторым рождением», когда человек будто бы заново появляется на свет. По сути, это действительно так, потому что именно в этот период закладываются основные черты характера, появляются жизненные цели.

Британский ученый Г. С. Холл, пионер психологической науки, определил юношеский возраст как кризис самосознания, сравнивая его с эпохой хаоса. Особенностями данного периода она назвал противоречивость поведения: хорошее настроение может резко сменяться плохим, самоуверенность вдруг может стать неуверенностью.

Мнение коллеги поддерживал З. Фрейд, называя переменчивость настроения результатом перестройки организма и половым созреванием.

Рафаэль Санти, «Портрет Пьетро Бембо (Портрет кардинала Пьетро Бембо в юности)», 1506 г.
Рафаэль Санти, «Портрет Пьетро Бембо (Портрет кардинала Пьетро Бембо в юности)», 1506 г.
Фото: общественное достояние

В этот период могут вернуться и усилиться детские конфликты. Внутренняя борьба приводит к возникновению проблем, характерных для каждого подростка, входящего в период взросления.

В культурном и духовном конспектах рассматривал юность немецкий философ Э. Шпрангер на рубеже XIX−ХХ вв. Он уточнял, что иногда подросток входит во взрослую жизнь резко, испытывая множество трудностей. Так же, как и Холл, философ говорил о новом становлении личности, «втором рождении».

Но есть и другие типы взросления: медленный и плавный переход к зрелости и повышенный уровень самодисциплины. Тогда юношество проходит относительно спокойно, воспитание подростков не вызывает трудностей у родителей, но это не значит, что личность не претерпевает серьезные изменения, не испытывает внутреннюю борьбу.

Российские исследователи данной проблемы (Л.С. Выготский, О. В. Фролова и др.) указывают главную характеристику юношества: окончательный переход к зрелости и появление устойчивых черт характера. Максимального развития достигают интеллект, проявляются таланты, изменения претерпевают все сферы развития личности.

Какие проблемы человек переживает в юности? Кризисы и пути решения
Фото: Depositphotos

Этапы юношества и критические периоды

Можно разделить юность на несколько этапов, которые являются критическими для каждого человека (даже если взросление его проходит постепенно и плавно). Преодоление их знаменует собой переход во взрослую жизнь.

Особенностями данного периода называют:

  1. Поиск места жизни, становление самосознания. Юноши и девушки решают внутренние конфликты, начинают заглядывать в будущее и строить планы на жизнь.
  2. Формирование мировоззрения. Появляется философия жизни, нравственные ориентиры и убеждения. Молодые люди размышляют на вечные темы добра и зла, правды и лжи, разбираются в себе и начинают оценивать окружающий мир.
  3. Принятие новых социальных ролей. Во всех сферах жизни приобретаются новые статусы: вчерашний школьник становится студентом, стажером, женихом/невестой.
  4. Формирование позиции в межличностных отношениях. Человек начинает ориентироваться на общество и одновременно приобретает самостоятельность.
  5. Финальная стадия выравнивания психики. На данном этапе появляется разумность, повышается самооценка, снижается острота внутренних конфликтов.

Прохождение всех стадий означает, что возрастной кризис миновал, человек стал взрослым.

Между тем иногда личность проявляет инфантильные черты, совершает ошибки и делает непродуманный выбор в ряде вопросов. Молодые люди продолжают решать возникающие проблемы, характерные для периода взросления.

Какие проблемы человек переживает в юности? Кризисы и пути решения
Фото: Depositphotos

Внутренние конфликты

В период отрочества, предшествующий юности, психика человека нестабильна. Отмечается эмоциональность, максимализм и зависимость от чужого мнения и т. д. Эта проблема усиливается с возрастом. Молодые люди уже ощущают себя взрослыми, стремятся к самостоятельности, но не могут позволить себе реализацию некоторых планов. Внутренний дискомфорт вызывает материальная и моральная зависимость от родителей. Тогда могут возникать вспышки гнева, упрямство.

К другим конфликтам приводит неверная самореализация. Попытки выделиться обретают основу в учебе, профессии, творчестве или обществе. Иногда молодые люди обращают на себя внимание аморальным способом: провоцируют родителей и учителей, встают на «скользкую дорожку» преступной деятельности, занимаются хулиганством и экстремальными развлечениями, выражают себя в провокационном творчестве и т. д.

Чтобы преодолеть внутренние противоречия, нужно выбрать правильные ориентиры для самореализации. Активных подростков отдают в спорт, где будет найден выход энергии, преодолению комплексов способствуют актерские курсы и т. п.

Какие проблемы человек переживает в юности? Кризисы и пути решения
Фото: Depositphotos

Профессиональная деятельность

После окончания школы перед молодыми людьми встает важный выбор дальнейшей профессии, и это сопряжено с рядом трудностей.

Молодые люди не находят работу по причине низкой квалификации, но также много проблем приносят личные притязания и завышенные требования к будущей вакансии. Нередко бывает, что не имеющие опыта и навыков юноши и девушки хотят получать большие деньги за свой труд, но не соответствуют реальным возможностям.

Нежелание трудиться «от звонка до звонка» и поиск легкого заработка порождает появление множества фрилансеров — фотографов, блогеров, копирайтеров и т. д., которые предоставлены сами себе и «не работают на дядю». Свободный график и стремление к творческой реализации — это неплохо. Однако важно объяснять молодым людям, что получение настоящей профессии в будущем гарантирует стабильный заработок и стабильную работу — лучше сделать это на хорошем примере. Пожалуй, со стороны родителей разумно помогать в выборе профессии и первой работы.

Какие проблемы человек переживает в юности? Кризисы и пути решения
Фото: Depositphotos

Общественная среда

Социальная роль требует от человека выполнения значимых функций, ему приходится адаптироваться и приспосабливаться. Отсутствие заработка и попытки самореализации могут привести к тому, что молодые люди встают на скользкую дорожку преступления и попадают в криминальную среду. Сменяются их жизненные ориентиры и трансформируется понимание честности, дружбы.

В юности люди предоставлены, как правило, сами себе, стремятся к самостоятельности, и социальный контроль над ними заметно снижается. Поэтому трудно отследить, когда подросток «повернул не туда». Ослабление связей с семьей неминуемо в подростковом возрасте, но регулярное общение не позволит юношам и девушкам совершать ошибку.

Так как юношество оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь, важно не упустить момент взросления и справиться в возникающими проблемами по мере возможности. Полностью контролировать близкого человека, когда он вступил в юношеский возраст, чрезвычайно трудно, да и неправильно — ведь самостоятельность формируется именно на этом этапе. Но подсказать, направить — в силах каждого родителя или старшего товарища.

Статья опубликована в выпуске 13.07.2020
Обновлено 10.09.2024

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: