Маргарита Мельникова Мастер

Эффект Маугли, эффект Вудду и эффект госпитализма: что это и в чём их сходство?

Как говорил Аристотель: «Человек — общественное животное». Человек не может стать таковым вне общества, без общества, в отрыве от общества. Человек развивается духовно, интеллектуально, психически только в окружении себе подобных.

Что же происходит, когда он лишён возможности быть в обществе, быть среди людей? Сейчас я расскажу вам о трёх, казалось бы, разных, но в то же время схожих психологических эффектах. Все они отражают суть психического становления человека либо в отрыве от общества, либо в недостатке социального воздействия.

1. Эффект Вудду. Он получил своё название от фамилии американского социолога, впервые обнаружившего данный эффект. Учёный в течение многих лет занимался исследованием социального, культурного уровня развития различных племён, не пользующихся благами цивилизации (электричеством, СМИ и т. д.)
Социолог выяснил, что самым страшным наказанием в племенах подобного рода является изгнание из племени. Провинившегося человека не преследуют, не умерщвляют, а просто изгоняют, то есть он подвергается всеобщему осуждению соплеменников.

Казалось бы, ну выгнали из одного племени, можно к другому прибиться, можно прожить в одиночестве, охотой, рыбалкой и собирательством добывая пропитание, так нет же! Буквально через 3−7 дней изгнанники погибали. Погибали не от голода, не от холода, а от непереносимого чувства одиночества. Симптомы были такими же, как после сильнейшего шока, стресса.
Для изгоя племя являлось единственным окружением, в котором он мог стать личностью, остальной мир был сравним в понятии изгнанника с иной планетой: чужой язык, незнакомые традиции, обычаи, культура.

2. Эффект госпитализма. Суть его состоит в том, что в детских домах, в приютах, в больницах младенцы (дети в возрасте до годика) умирали без всякой причины. На самом деле, причина, конечно, была — нехватка общения, внимания, ласки, нежности, эмоционального тепла, любви. Представьте себе, в группе 20 брошенных младенцев — отказников, с ними две или три нянечки. Малышей надо покормить, обстирать не 1 раз в сутки, погулять с ними. Понятно, что на общение, ласку у нянечек не остаётся сил или же каждому ребёнку уделяется слишком мало простого человеческого тепла. Такой недостаток эмоциональной близости и губит некоторых детей; и снова симптомы сходны с шоком, сильнейшим стрессом.

3. Эффект Маугли. Каждый читал в детстве замечательную книгу про Маугли. Все мы верили и даже не ставили под сомнение то, что в окружении животных мог вырасти такой умный, добрый, чуткий мальчик. А ведь со временем нам становилось ясно, что это невозможно. Согласитесь, ребёнок, никогда не слышавший человеческой речи, возможно, не видевший людей, не взаимодействующий с ними, не научится ни ходить, как они, ни говорить ни на одном языке, у него не разовьются навыки гигиены, моральные ценности. Ребёнок, злой волею судьбы оказавшийся вне общества, воспитываемый «семьёй» животных, будет сродни именно своим «воспитателям», но не людям. Он будет бегать на четвереньках, рычать, лаять или мяукать, лазать по деревьям, охотиться при помощи когтей, зубов и скорости «лап». Если такой Маугли попадёт в человеческую среду, то успешность его очеловечивания (социализации) будет напрямую зависеть от возраста «встречи с людьми». Иными словами, трёхлетнего малыша, воспитанного, например, волчицей, можно ещё научить ходить, говорить и т. п., но вот уже 14-летнего подростка — практически, а то и вовсе невозможно: он станет рвать на себе одежду, не примет от людей еду, будет агрессивен.

Итак, мы видим, что без общества человек либо погибает, либо уподобляется животному.

Обновлено 22.04.2009
Статья размещена на сайте 7.11.2008

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Алина Кудрявцева Читатель 22 апреля 2009 в 00:37 отредактирован 22 апреля 2009 в 00:47

    Рита, несмотря на то, что статья имеет форму обстоятельного такого, упорядоченного конспекта (первое её достоинство), чувствуется в ней и живая, сильная, насколько возможно, эмоция, как всегда у тебя. Спасибо! Только вот нужно срочно заменить "добивать пропитание" на "добывать", а то просто уморительно смотрится! ) Но эта мелкая случайность, конечно, особого значения не имеет.

    Оценка статьи: 5

  • Юлии Старохамской: блестяще замечено про то, что детишки умирают в больницах,но выживают в волчьих стаях. Это говорит о том, что общество людей более жестоко, чем общество волков. Волки не додумались до оружия массового уничтожения, например. В целом статья какая-то недоконченная, но это формат...формат...А пожилым людям (многим) хочется не общения, а закатиться куда-нибудь в тёмный угол,чтобы никто не нашёл и чтобы никого не видеть...

    • Елена, Вы пишете:
      "Волки не додумались до оружия массового уничтожения, например". Но как же это связано с покинутыми малышами? Здесь дело ведь не в яростной жестокости войн, а в равнодушии работниц домов малютки, для которых уход за этими детками в большинстве случаев - рутинная будничная работа, а не наслаждение материнства. И мамы молодые, бывает, жалуются на усталость, раздражаются, а что уж говорить о женщинах, просто получащих зарплату за перемену пелёнок и прогулки с малышами? И счастье, если кто-нибудь из них начинает испытывать тёплое чувство к одному из подопечных (но такое, насколько знаю, очень редко случается).

      Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья.
    Хотел бы добавить еще феномен Мицусиста-дэнки. Эта (ныне запрещенная) практика японской компании заключалась в том, что провинившегося служащего/рабочего на весь рабочий день усаживали в стеклянную прозрачную будку для всеобщего обозрения. Через 3-5 дней этот служащий либо самостоятельно увольнялся, либо через 10-14 дней допускался к работе. Однако , многие наказуемые к этому времени имели душевные расстройства.
    А вот тема одиночество среднего и пожилого возраста весьма интересна.

  • Интересно, что в больницах дети без ласки погибают, а дети-маугли, воспитанные волками или собаками - выживают во вполне уверенных особей.

    В статье не хватает какой-то концовки, хотя материал интересный. Но в первом случае речь о социуме, во втором об эмоциях, а в третьем вообще о разуме. Дети-маугли в истории известны, это в самом деле практически животные, т.к. у них отсутствует вторая сигнальная система.

    • А вот интересно провести изучение такого явления как "Одиночество в зрелом возрасте", то есть налицо отсутствие общения, эмоций, ифнормации... Как взрослый человек реагирует на это? Будет ли он деградировать?

      Оценка статьи: 5

      • Влада Богатская, это классический случай человека в камере-одиночке или Робинзона Крузо. Кстати, прототип у Робинзона был - моряк Александр Селькирк. Почитайте его историю, если интересно.