Так почему же среди, казалось бы, таких похожих друг на друга людей некоторые из них становятся кумирами для всех остальных? И почему людям во все времена нужны были герои, которым они могли бы подражать, за которыми они могли бы следовать? Чей образ жизни могли бы копировать, кем они хотели бы стать…
Вообще-то, само слово «кумир» означает не что иное, как идол, языческий божок. Но по представлениям исповедующих единобожие это были всего лишь мелкие злые духи, которые жаждали славы и всеобщего поклонения, а достигнуть этого могли, только лишь выдавая себя за настоящих богов. Вот таких вот «мошенников» и называли кумирами.
А что же в наше время? В любом толковом словаре вы найдете определение, содержащее такие слова, как эти: «…предмет восхищения, поклонения…» Так ли это на самом деле? Конечно. Только сейчас подобное определение применяется уже не к богам, и даже не к их жалкому подобию, а к таким же людям, как я и вы. И, несомненно, в наши дни понятие «кумир» нисколько не изменилось, разве что чуть атрофировалось.
Кто они, нынешние кумиры? Артисты, спортсмены, писатели и успешные бизнесмены… И каждый находит свою аудиторию, то есть тех людей, которые с готовностью станут восторгаться именно им. И тут возникает два вопроса: зачем людям вообще нужны кумиры, и зачем кумиры стремятся оставаться кумирами как можно дольше — ведь, как ни крути, это тяжкое бремя?
На первый вопрос ответ можно найти интуитивно. Подавляющему большинству людей кумиры и примеры для подражания нужны как воздух, даже если они сами никогда в этом и не признаются. Это вовсе неплохо, так как успех других людей — это движущая сила, которая ведет к самосовершенствованию, постановке новых целей и приоритетов, стремлению выйти на новые горизонты.
Часто люди ищут в своих кумирах что-то, чего им недостает в собственной жизни. Это могут быть какие-либо личностные качества или общепризнанный успех, или же что-то другое. Это что-то, чего у них нет и, казалось бы, не может быть. Но, убедившись, что есть человек, который этим обладает, люди уверяются в том, что и им это под силу.
В частности: что идеальный мужчина, который может и умеет все, существует. Что есть успешные бизнес-леди, добившиеся всего сами, не имея на начальном этапе ничего. Что есть то и есть это. А раз все это есть, значит, и у обычного человека все это может быть. Что ему это под силу, надо только приложить усилия, и все будет: и идеальный мужчина под рукой, и головокружительный успех и многое другое. Ведь кто-то же смог.
Отсюда и начинается «кумиродельня». Люди начинают восторгаться каким-то «избранным», пристально следят за его успехами и поражениями, подражают ему…
Если с первым вопросом все предельно ясно, то со вторым все гораздо труднее. Итак, кто же становятся кумирами и зачем им это надо?
Кумир — это, по сути, такой же человек, как и все остальные из живущих на Земле. И у кумира тоже были и есть свои кумиры, на месте которых он страстно желал оказаться. И у него это почти получилось. Человек добился успеха, неважно, с какой целью: будь то самореализация или же попытка кому-то что-то доказать, или просто желание получить материальную выгоду. Теперь этот человек из статуса «обычного» переквалифицируется в кумира, так как всегда найдется множество подражателей его успеху. Но быть кумиром — задача не из простых. Постоянное пристальное внимание к собственной персоне способны выдержать очень немногие, так зачем им это нужно?
Просто жизнь человека, попавшего в категорию «кумиры», сразу кардинально меняется. Бесповоротно. А поскольку, как правило, кумирами становятся люди неординарные, стремящиеся к успеху и всеобщему признанию порой гораздо сильнее, чем все остальные, то поначалу человека все устраивает. Его амбиции удовлетворены, желания исполнены, цели достигнуты.
И вдруг, в один «прекрасный» день, человек начинает осознавать, что слишком много людей восхищаются им, пристально рассматривают каждый его шаг, пытаются занять его место… Это перестает приводить в восторг, появляются опасения, что это никогда не кончится. У человека-кумира не может быть нормальной семьи, хобби и вообще жизни. У него все должно быть лучше всех! Но так не бывает.
Однако и выхода из положения он не может найти: с одной стороны, он хочет прожить свою жизнь для себя, а не для того, чтобы быть примером для окружающих. Но, поскольку этот человек, как правило, очень амбициозен, то и без былой славы, которой он с таким трудом добивался, жить он уже не сможет.
И тут уже возникает внутренний конфликт, конфликт с самим собой. И именно из-за этого неразрешенного конфликта большинство кумиров — глубоко несчастные люди, которые, приняв любое решение, не будут счастливы.
Так стоит ли становиться кумиром? И стоит ли брать пример с несчастливых и сломанных людей? Решать каждый может только сам. Я лишь изложила свою личную точку зрения относительно этого вопроса.
По-моему, Надежда Иванова права. Творческие люди, как правило, чем-то сильно отличаются от окружающих людей и часто вызывают этим зависть у окружающих, и те начинают слагать мифы о "стервозном" характере творческих людей.
Например, великий русский композитор Скрябин отличался очень застенчивым характером и потому не всегда шел на контакт с людьми, за что его окружение присвоило ему ярлык "заносчивого человека с большим самомнением и потому презирающего окружающих". Так у кого проблемы? У Скрябина с его застенчивостью, связанной с невероятно тонким восприятием окружающего мира и находящегося постоянно в процессе творчества или у окружающих людей, сознающих свое несовершенство и потому пытающихся уличить в этом несовершенстве других?
Действительно, феномен появления кумира связан с нашей потребностью любить, любить кого-то, кто представляется нам более совершенным, чем мы сами. Конечно, идеальный вариант, когда Человек направляет эту любовь к Богу, видя в нем свой идеал. Но гениальные творцы и духовидцы нередко становились и становятся подобными Богу, не потому ли их причисляли к лику святых и особенно почитали?
Люди творческие, когда они занимаются творчеством, подчеркну творчеством, т.е. когда при этом происходит созидание жизни, уподобляются Богу и потому вызывают наше восхищение и поклонение. Чтобы не вводить Человека в искушение, в средние века практически не существовало авторства, потому что все созидаемое добро признавалось происходящим от Бога.
В эпоху Возрождения ярко стала проявлятья гуманистическая идея Богоподобия Человека, человека созидающего, человека творца. ибо, действительно, такой человек является небожителем.
И то, что подобные небожители есть среди окружающих нас людей, это правда. Мне жаль, если Вам не довелось еще с такими людьми встретиться. Поверьте, у по-настоящему творческого человека, как правило, характер вовсе не "стервозный", как Вы изволите изъясняться, а очень сильный, эта сила многих пугает, многие не понимают ее природу и делают выводы на том уровне, на котором могут сделать. Вы можете вовсе не понимать внутренний мир творческого человека, поэтому лучше, как советует Олег Меньшиков, никого не осуждать, и тем более не приклеивать ярлыки "стервозного характера".
Просто захотите увидеть в своей жизни пример сильной, творческой личности - и Господь Вас одарит знакомством с таким человеком, который не только обогатит Ваш внутренний мир, но и укажет путь к Богу.
0 Ответить
Вера Дурасова, отвечу, раз Вы цитируете мой комментарий. Не знаю, какого кумира Вы имеете в виду, Скрябин не был кумиром для тех, кто обвинял его в бессердечности, они не любили его. Я говорила о некоторых актерах, художниках, писателях, настоящих творцах произведений, которые потрясают умы и сердца. Не стоит думать, что я не способна понять чей-то характер и внутренний мир. Если хотите, скажу фигурально: то, что Бог через них говорит с нами, не приносит им счастья, ноша бывает слишком тяжела для этих слабых людей. Примеров тому множество, самый яркий - наркомания среди рок-музыкантов, кумиров для миллионов. И не понимаю, почему бы об этом не говорить открыто, не называя, естественно, имен. Увлечение кумирами вообще пагубно для психики человека. Ценить надо достойные дела, а не культ личности поддерживать, уподобляя кого-то Богу.
0 Ответить
Марианна Власова,
в ответ на Ваш комментарий замечу, что Вы сами себе несколько противоречите. Объясните, как Бог может говорить, через слабых людей? "Такое науке еще не было известно". В своем комментарии, делала акцент на то, что для кого-то Скрябин являлся или является кумиром, тогда как другие люди находили в нем те "изъяны", которых не было. Все же Вы изначально вопрос поставили не совсем удачно. Дело в том, кого Вы считаете своим идеалом, т.е. речь идет о том, что идеал связан с формированием системы ценностей у человека. Именно поэтому в древнем мире кумирами - богами являлись персонифицированные идеальные качества человека и к ним стремились. Действительно, ценить надо дела, и согласно делам и жизни причисляют к лику святых и повествуют во время службы об их подвигах. которые служат примером для уподобления. Таким образом, ответ на вопрос о том, что человеку необходим пример для уподобления, чтобы осуществлялся его внутренний рост очевиден - да, такой пример человеку необходим.
Совсем другое - кого каждый выбирает в качестве подобного примера. Кто-то уподобляется Иисусу, кто-то Будде, но
несомненно, что современное общество предлагает и множество "ложных кумиров", которые ведут человека в противоположную сторону, но это же проводники совсем небожественных сил, а наоборот, значит, через них не Бог говорит, а кто-то другой...
Научиться это различать в каждом человеке в каждое мгновение бытия - это из важнейших искусств жизни, которым стоит овладеть.
Так что Вы могли бы написать статью о вреде "ложных кумиров", если хотите;
Но пример для подражения человеку необходим, чтобы он становился лучше, чище. Просто родитель, воспитывая ребенка, должен быть очень внимательным, когда он формирует в нем систему ценностей, с которыми тот пойдет по жизни, от этого и зависит, кого он выберет в дальнейшем в качестве кумира. Лучше помочь сделать правильный выбор - в пользу Бога, чем отрицать необходимость стимула к росту, к духовному росту.
0 Ответить
Вера Дурасова, боюсь, за два месяца мы позабыли, о чем речь. Я остаюсь при своем мнении: кумиры - это не люди творческие (актеры, писатели и музыканты), пусть даже они хорошие люди, что не обеспечивается автоматически их творческими заслугами. Кумиры - это (правильно говорите) Иисус, Будда, Махатма Ганди, мать Тереза и т.п. Уподобиться им мало кто стремится, но этот нравственный ориентир следует иметь перед внутренним взором.
0 Ответить
Марианна Власова, должно быть это Вы забыли, о чем шла речь, и очень хотите чувствовать себя правой. Тем не менее, Вы сами ответили автору статьи "Нужны ли кумиры", что они необходимы. По-настоящему творческие люди, как правило. занимаются обширной благотворительной, общественной и образовательной деятельностью. И тому есть многочисленные свидетельства. Так создавались консерватории, академии художеств и т.д. Поэтому многие из них стоят наравне с Матерью Терезой, Махатма Ганди, Сергеем Радонежским, Пафнутием Боровским, Иоанном Кронштадским и др.. Через творчество, например И.-С.Баха, наше сознание сливается с космосом, мы обогащаемся духовно, получаем стимул для роста. Так что и творчество может быть ярчайшим примером пути служения, служения людям во имя Любви.
0 Ответить
Вера Дурасова, а Вы настолько хотите чувствовать себя правой, что третий раз повторяете одно и то же? Я больше не собираюсь ходить по кругу, можете перечитывать мои комментарии (только внимательно) и продолжать с ними спорить.
0 Ответить
Марианна Власова, должно быть позабыли, о чем речь Вы. Мы не позабыли. Главное, что теперь Вы сами подтвердили, что кумиры, которые являются нравственными примерами человеку. людям нужны. Таким образом. мы ответили на вопрос автора статьи "откуда берется кумиры и нужны ли они". Да, нужны, и очень, без них часто не происходит внутреннего роста. Конечно, как и всякому человеку, Вам важно настаивать "на своем мнении". Заметим, однако, что творчество в его самом высоком духовном проявлении является свидетельством и проявлением божественного, поэтому среди людей творческих много тех, которые могут служить и примером нравственного, духовного роста, прозрения. Как правило, по-настоящему одаренные личности в творческом отношении всегда совмещали свою творческую работу с общественной и образовательной деятельностью и так открывались консерватории, академии художеств. Они всегда давали сотни благотворительных концертов с целью приобщения людей к высокому искусству - это ли не путь служения? В таком случае, они и их творчество становятся частью нашей памяти, нашего внутреннего духовного богатства, т.е. своим творчеством они формируют в наших душах духовные ценности, тем самым обогащая их, поэтому подобные творческие люди стоят наравне с матерью Терезой и Махатма Ганди, а также Сергеем Радонежским, Пафнутием Боровским, Иоанном Кронштадским и многими другими, людьми, избравшими для себя путь служения людям во имя Любви.
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Надежда Иванова, совершенно недопустимо переходить на личности, делать прилюдно какие-то выводы об авторе.
Вы говорите об актерах как о каких-то небожителях. Поверьте, многие из них - это те самые кумиры, которые боятся "сойти со сцены", боятся, что другие займут их место. Можно быть великолепным актером, художником, писателем и довольно стервозным человеком. Именно люди творческие чаще других бывают несчастны, потому что стремятся к недостижимому и порой не умеют жить в реальном мире.
0 Ответить
Марианна Власова, Вы совершенно правы!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надежда Иванова,
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Григорьева, кумира, конечно, себе не сотвори, но предмет для подражания порой полезен.
По-моему, главная закавыка не в наличии кумиров, а в том, кто они. Когда-то подражали героями и героями этими были не картонные мачо голливудские, а живые люди. Теперь в нашей стране героев нет, конечно, в прошлом они остались, но в сегодняшнем их нет и нет уже добрых пару тройку десятилетий. Не считая нобелевских лауреатов и олимпийских призеров, вряд ли можно назвать кого-то, достойного подражания не внешнего. А это печальный факт. Пусть некогда часть героев была выдуманная, зато эти люди-мифы в сознании людей были как живые. Вряд ли Филя Киркоров или Катя Пушкарева способны стать примером для духовного роста и подражания))))))
0 Ответить
Татьяна Григорьева, статья Ваша понравилась. Желаю Вам успехов!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне кажется, получилось все очень поверхностно, и суть проблемы не затронуло. А вопрос "стоит ли становиться кумиром" улыбнул.
И кстати, слово "боги" во множественном числе пишется с маленькой буквы.
0 Ответить
Считаю, что кумиров создают себе люди, не уверенные в себе. И становятся этими "божками" те, кому нужно подтверждение своей значимости. А самодостаточным личностям это не нужно.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Каролина Динкелакер, спасибо, поправили.
0 Ответить
Статья написана хорошо… начиная с истории и заканчивая муками самих кумиров… единственное нет ответа автора на вопрос поставленный статьёй – нужны ли нам кумиры… интересно было бы услышать мнение автора...
Не сотвори себе кумира – так звучит известный призыв иметь чистую совесть, свободный и смелый ум.
Отсюда вывод – кумиры нам не нужны…
Оценка статьи: 5
0 Ответить