Кроме логического ударения, задача которого — выделить нужное по смыслу слово, существует также эмоционально-интонационное ударение.
Оно более тонко и неуловимо, чем логическое, и нужная интонация постигается скорее интуитивно, чем с помощью правил. Однако приемы, позволяющие развить богатство и разнообразие интонаций, можно объяснить вполне четко и конкретно.
У голоса есть множество параметров, но нам вполне хватит трех:
— высота тона;
— громкость;
— темпоритм.
1. Высота тона
Начнем с пяти нот. Помните, как мы произносили УОАЭИ (снизу вверх) и ИЭАОУ (сверху вниз)? Теперь представим перед собой нотный стан и пропоем:
«До-ре-ми-фа-соль» — «Соль-фа-ми-ре-до».
Пробуем разные способы:
— набрать побольше воздуха и спеть гаммы вверх и вниз на одном дыхании;
— сделать вдох, пропеть гамму вверх, выдохнуть, снова вдохнуть и пропеть гамму вниз;
— и, наконец, сделать медленный вдох длиной в две секунды, задержать воздух еще на две секунды и петь, медленно выдыхая воздух. Выдох должен быть длительностью около десяти секунд.
Освоив пять нот, возьмем короткую фразу (к примеру, «Мама мыла раму») и произнесем ее сначала на естественной, привычной высоте, затем на один тон выше, еще на один тон выше, потом на один тон ниже — и еще на один тон ниже. Наша задача-минимум — научиться говорить на два тона выше и ниже обычного.
Задача-максимум (если вы не собираетесь стать певцом) — растянуть голос до октавы. Для этого нужно представить перед собой нотный стан, но не горизонтальный, а вертикальный. Вообразите перед собой шкалу с восемью делениями, и движок, перемещающийся снизу вверх: «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до» и сверху вниз: «до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до».
Сначала разминаемся: делаем вдох длительностью в две секунды, задерживаем дыхание еще на две секунды, делаем выдох длительностью 10 секунд.
Теперь снова вдыхаем, задерживаем воздух, а на выдохе мысленно перемещаем движок и следуем голосом за ним. Поем восемь нот: вверх и вниз.
Растянув голос на ширину октавы, выберем любое стихотворение из восьми строк и прочитаем его, произнося каждую следующую строку на одну ноту выше предыдущей:
до — Горные вершины
ре — Спят во тьме ночной;
ми — Тихие долины
фа — Полны свежей мглой;
соль — Не пылит дорога,
ля — Не дрожат листы…
си — Подожди немного,
до — Отдохнёшь и ты.
Затем точно так же читаем стихотворение сверху вниз.
2. Громкость
Берем то же самое стихотворение и произносим его на самой естественной и комфортной высоте тона. Однако на этот раз меняем громкость: начинаем с шепота и доводим до крика. Затем наоборот: от крика до шепота. Стараемся при этом не менять высоты тона.
3. Темпоритм
На этот раз меняем темп: начинаем читать медленно, и каждую последующую строку произносим быстрее предыдущей. Затем начинаем читать в самом быстром темпе, в каком только можем, и постепенно замедляем.
Изменяя эти три голосовых «настройки», мы можем сделать свою речь чрезвычайно выразительной. Послушайте выступления великих актеров, обратите внимание, как они используют эти приемы, и постарайтесь смоделировать их. Ибо мастерству лучше всего учиться у Мастера.
Кроме вышеописанных параметров, чрезвычайно важное значение для интонирования имеют паузы в нужных местах. Когда-то на актерском тренинге я изо всех сил пыталась выразительно прочитать «Сонет 66». Я вкладывала всю душу — а другие участники сидели с каменными лицами.
Преподаватель, внимательно слушавший меня, предложил: «Делай паузы по взмаху моей руки. Пусть они будут даже слишком длинными — это ничего».
Я начала читать, следя за его рукой.
Зову я смерть… (пауза)
Мне видеть невтерпеж достоинство… (пауза)
Что просит подаянья… (пауза)
Над истиной глумящуюся ложь… (пауза)
Ничтожество… (пауза) в роскошном одеянье… (пауза)
Лица слушателей начали меняться. Мы с аудиторией вошли в резонанс. К тому времени, когда я дошла до строки «Все мерзостно… (пауза), что вижу я вокруг… (длинная пауза)», они уже были внутри стихотворения, они его проживали.
Одна из участниц тренинга вздрогнула при слове «мерзость», словно ощутила прикосновение чего-то мерзкого. «Меня просто затрясло!» — воскликнула она, когда я закончила читать.
Вот какова сила пауз! А в сочетании с жестами они становятся просто неотразимыми. Поэтому следующее занятие мы посвятим воображению и психологическому жесту.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...