Если родители относятся к нам как к способным, если они сами являются образцом гармоничных, открытых и дружелюбных отношений между мужчиной и женщиной, то у нас формируется адекватная самооценка и мы перенимаем от них базовые знания о том, какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной.
Адекватная самооценка дает нам ощущение уверенности в себе, в своих силах, дает нам желание пробовать себя в этой жизни, исследовать окружающий мир и учиться строить отношения с другими людьми — в первую очередь, с ровесниками нашего и противоположного пола. И тогда год от года мы становимся все более независимыми от родителей и потихоньку начинаем строить свою собственную жизнь, опираясь на их поддержку и одобрение.
Когда мы поступаем в школу, помимо отца и матери, в нашей жизни появляются и другие взрослые, мнение которых значимо для нас — это учителя, родители наших друзей, от них мы тоже начинаем получать информацию о себе (оценки, суждения, пожелания в отношении нас и нашего поведения).
По мере взросления и полового созревания фокус нашего внимания смещается с родителей на ближайшее окружение, и в первую очередь — на противоположный пол. Теперь на первом месте для нас стоит не родительское одобрение и принятие, а принятие друзьями, в том числе и противоположным полом.
Мы начинаем искать того человека, с которым мы будем чувствовать себя в безопасности, кто будет поддерживать нашу самооценку — как делали это родители. И если у нас к этому времени сформировалась адекватная самооценка, мы знаем, что мы на что-то способны, мы относительно независимы от того, что думают о нас остальные (то есть для нас это, конечно, немаловажно, но мнение окружающих о нас уже не может в корне изменить нашего мнения о себе). И тогда мы готовы вступать в партнерские отношения с человеком противоположного пола, принимая во внимание его индивидуальность, но при этом не теряя себя.
Если же наша самооценка низкая (мы не получили от родителей достаточного признания наших способностей и талантов), мы привязаны к родителям эмоционально и только с ними чувствуем себя в безопасности, то и наше отношения с противоположным полом будут дисфункциональными — мы будем стремиться найти кого-то, кто будет похож на родителей и будет для нас являться продолжением их, мы будем возлагать ответственность за свою жизнь на своего партнера и многое другое. И это в том случае, если такие отношения у нас вообще будут, потому что очень велика вероятность того, что мы:
— надолго останемся в родительском доме и не будем стремиться создать свою собственную семью;
— останемся сильно вовлечены в жизнь своих родителей — будем всегда решать вместе с ними все их бытовые проблемы, активно — участвовать в конфликтах между ними, занимая чью-либо сторону;
— перед тем, как сделать что-либо, будем просить совета и будем поступать в полном соответствии с тем, что родители нам посоветовали, даже если это противоречит нашим желаниям и потребностям;
— даже если мы будем жить отдельно, то это будет квартира в соседнем доме или соседнем подъезде, чтобы было легче навещать своих родителей так часто, как это потребуется им или нам.
Значит ли это, что некоторые родители хотят, чтобы мы навсегда оставались их детьми и были рядом с ними? Отчасти это так, но никто из родителей для себя именно так задачу, конечно же, не ставит. Все родители хотят, чтобы их дети встали на ноги и начали свою самостоятельную жизнь, в дальнейшем заботясь уже о своих родителях, но не у всех получается создать для этого базу.
Родители, сформировавшие у своего ребенка заниженную самооценку, как правило:
— разочарованы своими супружескими отношениями и слишком заняты удовлетворением своих собственных нужд, и, даже понимая, что их дети — личности, не могут осознать их потребностей, иными словами, у них тоже были точно такие же родители;
— имели родителей с такой же низкой самооценкой и вместо того, чтобы направить свое внимание на корректировку личностных установок и взаимоотношений с окружающими, с головой окунулись в роль родителей, надеясь на то, что их дети в дальнейшем поднимут их самооценку и решат многие другие личностные проблемы;
— они рассматривают процесс воспитания детей как не связанный с их собственными болезненными супружескими отношениями, им даже в голову не приходит, что они одной рукой разрушают то, что только что построили другой.
"Самооценка формируется до трех лет"... нет, мне далеко до психолога-аналитика, но позвольте, не могу я себе представить ребенка четырех или даже пяти лет с "готовой", сформировавшейся самооценкой, страдающего от комплекса неполноценности или, наоборот, от комплекса превосходства...
По-моему, Вы, уважаемый автор, пошли на поводу у одиозных западных СМИ. Ген гениальности и оптимизма, чувство уверенности в себе, заложенное уже к пяти годам, вот опять же, самооценка до трех... Некоторые считают, что и женственность формируется к пяти годам, в возрасте совершенной асексуальности.
Самооценка - мнение о себе через кривую призму других формируется и постоянно меняется в течение всей жизни. Ее, самооценку, можно уничтожит в уже взрослом человеке. А можно вернуть, воспитать, в неуверенном, затюканном подростке.
Простите, даже основ этой самооценку, заложенных в трем годам, представить не могу...
0 Ответить
Игорь Ткачев, не знаю скольких Вы воспитали детей и скольких могли наблюдать от рождения до взрослого состояния, но, на базе личного опыта, могу смело сказать, что основа САМООЦЕНКИ у ребенка формируется в первые 3 года. И здесь не при чем: ни ген гениальности, ни возможности выявления у ребенка к 4-5 годам комплексов "непол.." и "превос.." – о чем пишите Вы, ни обнаружение у ребенка индигности – чего жаждут многие современные родители.
Надеюсь, не будите спорить, что не редко можно наблюдать в детских коллективах у детей 4-7 лет, как выражение явного страха перед окружающим миром - запуганность, затюканность, забитость, так и выпячивание своей самозначимости перед другими – я лучший, сильнейший, красивейший… Откуда это?
Надеюсь, согласитесь, что ГЕН гениальности здесь не виноват, т.к. его нет в природе. И не причем здесь феномен ИНДИГО, т.к. у нормальных родителей, да ещё пожелавших иметь не одного ребенка, детей-индиго не бывает (да и в детсад их не водят).
Автор пишет об одной границе самооценки – низкой и причинах её формирования. Сегодня можно говорить ещё о формирование у многих детей с раннего возраста супервысокой самооценки. Этих детей методами «раннего развития» начинают учить читать, считать, писать и излагать энциклопедические знания, начиная с 6 месячного возраста. Уже в 1,5 – 2 года они «читают», а с 2-2,5 «считают», с 3 «решают» биквадратные уравнения и "могут дать" определение многих энциклопедических терминов, например, гермафродита. Такие – «раннеразвитые», дети к 4-5 годам ЗНАЮТ, что они самые умные, успешные, лучшие…. Действительно, придя в школу, они начинают блистать с первых дней, но вскоре ….им становится в школе скучно – другие-то не читают, не считаю. Да, так «слабаки».
А мамы продолжают стимулировать развитие своего чада:
Нам болтать-то некогда!
Драмкружок, урок фоно,
Хор в ДК - ей петь дано,
А за студью танцеванья
Дома все голосовали.
(Почти по Агнии Барто.)
В итоге к пятому классу супер-ранне–развитый ребенок перестает учиться. Да ещё оказывается – по оценке педагогов и психологов, что он не умеет учиться. А это реально, ведь в первых классах он не учился, а блистал, а раньше, он не учился, а дрессировался.
А как быть с САМООЦЕНКОЙ? Ведь мама говорить, что это «не у него не получается, а его зажимают, завидуют».
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Озеров, спорить не буду. (Лишь изложу свою т.зр. по Вами написанному).
Хотя бы потому, что "основа(ы) самооценки" и "самооценка", формирующаяся, закладывающаяся, к трем годам, - разные вещи.
читать дальше →
0 Ответить
Игорь Ткачев, в отчетах войск СС Вермахта о выполненных мероприятиях на террторияк концентрационных лагерей не упоминается об каких-либо остаткак самооценки у заключенных, но во взятом интервью через много лет у чудом
уцелевших жителей ада самооценка налицо. Получается у самооценки не человек место постоянного места жительства,
за ней есть закрепленное место на случай пока человеку не до неё.
0 Ответить
вот поэтому не нужно рожать детей, если вы к этому не готовы. не зачем калечит жизнь ни в чем невинных детей
1 Ответить
Маша Данилова, ну уж енто Создателем запрещено. Самооценка -
только в прмежутках между занятостью и то в развлекательной форме. Сама окружающая среда имеет все в своем бесконечном наборе "кольнуть"
0 Ответить
Удивляюсь отсутствию комментаторов. Дельная статья, правильная. Не с чем спорить?
0 Ответить
Лада Крымова, солидарен.
Оценка статьи: 5
0 Ответить