Николай Иванович Козлов V.I.P.

Бифуркация, или Что такое «Правило нужного момента»?

Правило нужного момента — совершенно волшебное правило, которое делает наше общение разумным и эффективным.

Isabella Pfenninger, Shutterstock.com

Например, нужно приучить ребенка, чтобы он, выходя на улицу, выключал за собой свет в прихожей (брал мобильник или говорил, когда вернется). Мы ему напоминаем, а он забывает. Мы ему снова напоминаем, он забывает снова. Сколько ни ругайся, эффективность наших действий или низкая, или никакая. И что делать?

Вспомнить незнакомое слово «бифуркация».

«Точка бифуркации» — понятие из технического словаря, обозначает раздвоение: краткий момент, когда система непредсказуемым образом может изменить режим работы то ли в одну, то ли в другую сторону, после чего возврата к прошлому уже нет. Ситуация станет или одной, или другой. Применительно к психологии — это момент, когда человек легко может что-то сделать либо не сделать; сделать одно — либо сделать другое.

Когда человек находится в этой точке, малейшее подталкивание в определенную сторону дает нужный эффект. Когда этот момент пропущен — все, проехали, точка невозврата пройдена: можно только ругаться, но нужного результата уже не будет.

Так вот, возвращаясь к тому, чтобы ребенок выключал за собою свет в прихожей. Вопрос: когда мы поднимаем с ребенком эту тему? Обычно мы начинаем об этом разговор тогда, когда ребенок уже вернулся с улицы, то есть тогда, когда он реально поправить ситуацию уже не может. Это значит — не вовремя, точки бифуркации здесь нет.

Проехали…

Нужно действовать по-другому. А именно: важно не полениться и оказаться рядом со своим ребенком в тот момент, когда он в прихожей и только собирается на выход. В момент его сборов спокойно спросите, когда вернется, подскажите про мобильник и, поцеловав, попросите за собой выключить свет. Все, вы покидаете прихожую, ребенок выключает свет и уходит гулять. Он все сделал и сделает с удовольствием, и, если вы и далее будете поступать таким же образом, скоро это войдет у него в привычку.

Основная трудность — организовать себя. Помнить про то, чего мы хотим добиться. Впрочем, здесь есть одно полезное обстоятельство: столкнувшись с тем, как мы забываем свои собственные намерения, мы будем с большим пониманием относиться к тому, что ребенок тоже забывает о наших просьбах.

Аналогично: муж пошел на рынок, принес лук — плохой. Вялый, мокрый, еще какой-нибудь. Стандартная реакция жены — сказать, чтобы он лук в том месте больше не покупал, потому что лук он принес неважнецкий.

Жена на мужа не ругалась, она сказала все спокойно и честно, но муж за свою работу получил отрицательное подкрепление. А к следующему разу о просьбе жены он, скорее всего, уже забудет, снова принесет что-то не то, и жена начнет уже сердиться. Или обижаться на его невнимание.

Более мудро и ответственно — поблагодарить мужа за покупку, поцеловать и заняться делами. Но про лук запомнить. И в следующий раз, когда он соберется на рынок, дать ему предельно четкие инструкции, к кому ему ходить или на что ему смотреть, когда он будет выбирать лук.

Да, об этом нужно помнить ей. Да, работа «помнить» — это тоже работа, и чаще всего эту работу мы стараемся скинуть на другого. Но если мы хотим получить результат и хорошие отношения, эту работу нам нужно взять на себя. Наверное, это просто справедливо: ведь это мы чего-то хотим от наших близких, значит, нам и нужно об этом помнить. Старинное правило: «Тебе нужно — ты и делай!»

Пишет Аня, мудрая жена: «Если мужу надо сделать по дому что-то крупное, я вначале с ним обсуждаю надобность этого дела. А потом — напоминаю об этом тогда, когда появляется свободное время, которое он сам еще „не оприходовал“. Например, надо было сделать подвеску для телевизора на кухне, чтоб он место в комнате не занимал, все равно его не смотрим. Тихо, спокойно держу себе в уме, что это надо сделать. Как только у мужа организовался свободный выходной — совместная поездка с друзьями сорвалась, тут я и объявилась с напоминанием: „А ты хотел еще и телевизор перенести“. Все сделано — быстро, хорошо с удовольствием и без пиления…»

Уважаемые мужчины, солить или не солить кашу — этот вопрос решается в тот момент, когда жена стоит у плиты с ложкой и кастрюлькой. Когда кашу она уже посолила, уже поздно, уже всё. А за час до этого момента — слишком рано, она уже сто раз все забудет…

Запомните, все ваши замечательные пожелания следует обнародовать близким только в нужную минуту. Когда еще не пройдена точка невозвращения. Только тогда, когда надо.

Напишите напоминалку и повесьте в том месте, где вы будете находиться в тот момент, когда эту инструкцию вам будет полезно вспомнить.

Обновлено 19.03.2012
Статья размещена на сайте 14.03.2012

Комментарии (34):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Очень хорошая статья! Как получить от других желаемое, не осложняя жизнь себе и близким! Большое спасибо, Николай Иванович Козлов!

    Оценка статьи: 5

  • Записки маниакального дрессировщика...Помнить, чего вы хотите добиться, подкрасться в нужный момент и... Такое впечатление, что у всех склероз.

    Оценка статьи: 3

  • Светлана  Смирнова Светлана Смирнова Профессионал 18 марта 2012 в 12:29 отредактирован 18 марта 2012 в 16:37

    Николай Иванович Козлов, слишком вольно применён термин "БИФУРКАЦИЯ"....(Таке себе, для красного словца).Даже в социологических системах смысл его иной.

  • Комментарий скрыт
  • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 18 марта 2012 в 11:45 отредактирован 18 марта 2012 в 11:48

    Когда человек находится в этой точке, малейшее подталкивание в определенную сторону дает нужный эффект.
    Нет. Не нужный, а просто другой эффект. Качественно иной, согласно теории бифуркации, при этом не обязательно ожидаемый. Управление бифуркацией зависит от оценки устойчивости полученного состояния. Термин употреблен не по делу.

  • Комментарий скрыт
  • Лада Крымова Лада Крымова Профессионал 17 марта 2012 в 21:26 отредактирован 17 марта 2012 в 21:27

    Скучно читать, не интересно. Скуууууу-чно!
    Автора за рассуждениями вообще не видно.

  • Красивое слово бифуркация, но оно тут очень слабо при чем. Но красиво.

    Насмешило, что мужья во всех примерах приравниваются к недееспособным детям, которые сами ничего вообще сообразить не могут. Что, этот дятел не способен отличить вялый лук от свежего? Очень может, но только когда ест. А когда покупает, значит, не может? Ему надо GPRS включать, даже чтобы в туалет попасть?
    На хрена вообще нужен такой мужик, которого надо на поводьях водить, как годовалого ребенка?

    Люди бывают рассеянные, и их хоть убей, будут забывать выключить свет (кстати, на хрена его все время включать-выключать? Износ лампочек от вкл-выкл обходится дороже, чем электроэнергия) , терять перчатки и зонтики. А другие не теряют безо всякой дрессуры.

    • К. Ю. Старохамская, мужик, думаю, нужен потому что он любим. А идеалов нет. тут речь не шла о придурошных мужчинах и детях-балбесах, а психологическом аспекте нашей памяти. Мы все о чем-то забываем. Неужели кто-то рождается ответственным и серьезным?

      Оценка статьи: 5

      • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 27 марта 2012 в 13:34 отредактирован 27 марта 2012 в 13:39

        Алла Занимонец, как вам конечно же известно, в процессе совместного проживания с человеком породистые и не очень породистые собаки проходят через два основных этапа, позволяющих сделать совместное псино-человеческое сосуществование как можно более комфортным и взаимовыгодным, взаимополезным. Этапы эти скорее всего общеизвестны и по своему устройству, принципам функционирования практически ни чем не отличаются от таких же этапов в жизни человеческих особей обеих полов.
        Первый из них - воспитание, охватывающий детский период развития где-то от рождения лет до шести. Второй - дрессировка - привитие основных практических навыков. Мне не хотелось бы подробно останавливаться на каждом из этапов. Полагаю, что практически каждый родитель отчетливо представляет себе назначение 1-го и 2-го этапов. Или представляет, но по своему.
        читать дальше →

        • Комментарий скрыт
          • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 28 марта 2012 в 10:54 отредактирован 28 марта 2012 в 12:34

            Валерий Ким, так или иначе, в полемике или без оной мы обсуждаем то, что изложено в статье, а значит и саму статью. Извиняться, я полагаю, не стоит. ))
            Другими словами, личность это цель, а характер это инструмент. Интересно.
            И ещё. Ваша фраза о том, что «Не меняется характер, а Личность может меняться». Вот это просто крайне интересно. Выходит, что эти две, неразделимых в своей совокупности, категории могут существовать одно без другого. То есть личность изменяется, меняются её убеждения, она преображается на тренингах, ещё где-то, но характер при этом остаётся неизменным. Полагаю, что в таком случае вы говорите о неких психологических состояниях, в которых человек может находиться какое-то определённое, но всё же конечное, время, но не о свойствах.
            Вы пишите, что в первый год жизни очень важными факторами развития являются эмоциональное общение с ребенком и формирование положительных условных рефлексов. Я не ученый и психологией как общественной наукой никогда не занимался, но вот что говорят учёные:
            (Н.Д. Тарасенко, Г.И. Лушанова. Что вы знаете о своей наследственности? 2-е изд., Новосибирск, АН СССР, 1991) «Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется на практике. Базисный, фундаментальный слой высших психических свойств формируется еще до рождения и в раннем детстве. Наиболее благоприятные периоды для его формирования в психологии принято называть сенситивными. Это периоды максимальной восприимчивости. У каждого человека свои периоды сенситивности, но многочисленными экспериментами, современной психологией, социологией, педагогикой и другими науками, изучающими вопросы формирования человеческой личности, установлено, что основные, базовые периоды (когда собственно и закладывается личность, каркас её характера) лежат в пределе от рождения до трех лет. В период развития ребенка до 3-х летнего возраста формируется около 40 % его интеллекта, основные критерии отношения будущего гражданина к окружающим людям, к предметам, ценностям и к миру в целом. Известно, кстати, что двух- и трехлетний ребенок задает взрослым, окружающим его, в среднем около пяти - семи миллионов вопросов! И хотя психические свойства продолжают формироваться и в старшем возрасте, основа личности заложена уже в детстве.»

            • Комментарий скрыт
              • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 29 марта 2012 в 11:28 отредактирован 29 марта 2012 в 11:29

                Валерий Ким, давайте определимся.
                Под психическим состоянием следует понимать, определившийся в данное время, относительно устойчивый уровень психофизиологической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Это специфическая реакция организма на внутренние или внешние воздействия, раздражители. Оно зависит от вектора (силы и направления) раздражителя.
                Психическое свойство - устойчивое образование, обеспечивающее определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
                Ваша фраза "...приблизительно до трех лет ребенок не знает, что он есть" Если бы это услышала дочь моего друга которой 2 года 9 месяцев, то в переводе на взрослый с детского наверняка спросила бы: - "Дядя, ты в своём уме?" ))) Ничего личного , без обид Но она да и мой внук вполне осознают себя. Кто-то из умных сказал однажды, что "Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть"

                • Комментарий скрыт
                  • Валерий Ким, вот видите, ребёнок с фамилией Ким опровергает теорию. Сентенция об исключениях которые лишь подтверждают закономерность не более чем расхожее, обывательское мнение. Можно даже сказать, что демагогический (не ваш) приём для того, чтобы выйти из любой сложной ситуации. Я слышал такое среди химиков когда один из них, оказавшийся неправым воскликнул: - "Ну значит это исключение! А оно лишь подтверждает правило!" Ничего оно не подтверждает кроме желания быть во что бы это ни стало оказаться правым и то, что далеко не всем детям свойственно не осознавать себя до з-х лет. Расскажу. Да по тем же признакам о которых вы и рассказали. Когда мне было два года мама брала меня с собой в общественную городскую баню. Но однажды из любопытства и по недосмотру взрослых полез к фенам. Сейчас не знаю, а раньше были в банях такие электрофены-колпаки для сушки волос с верёвочкой для их включения. Уж не знаю что там произошло, но помню только как врач ножницами срезает мне кожу с обожженной ладони. Током меня шарахнуло оказывается. В рубашке родился. Мне было жутко больно и страшно. Я и орал соответственно. Не Жене больно, а мне. И, кстати, помню и цвет кафельной плитки в бане и эти злополучные фены без подробностей.
                    Моя дочь начала говорить до года. В два она с мамой уже осваивала алфавит. Играючи конечно. Так вот когда очередь дошла до буквы "Я" она с изумлением спросила - "Мама, это я!" Мы с женой долго смеялись.

                    • Комментарий скрыт
                      • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 29 марта 2012 в 20:26 отредактирован 29 марта 2012 в 20:27

                        Валерий Ким, да, конечно нет ничего страшного. Скажу больше, с умным человеком общаться и полемизировать одно удовольствие. Где же ещё можно узнать что-то полезное, а главное достоверное. Слишком много вредного информационного шума. Удачи. Покидаю тему.

            • Евгений Востриков, уважаемые коллеги! Действительно, вопрос "Можно ли менять свой характер" - в стороне от темы статьи, но вопрос действительно интересный. Тут важно уточнить, о чем идет речь: меняется ли характер человек сам в разных ситуациях? Или меняется ли характер человек сам в процессе жизни? Или речь идет о том, может ли человек самостоятельно менять свой характер? Возможно, вам будет интересна статья в Психологосе "Можно ли менять свой характер" http://bit.ly/xibLDS

              • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 28 марта 2012 в 12:21 отредактирован 28 марта 2012 в 12:21

                Уважаемый, Николай Иванович Козлов, действительно, дискуссия накренилась малость не в ту сторону. Но я её не накренял. Тапками своими клянусь
                Моя мысль (если коротко) состояла в том, что если человек в детстве не всосал, что такое хорошо и что такое плохо и, в частности, что выключать газ и свет это не только выгодно и безопасно, но и уважительно по отношению к самому себе и другим, то в зрелом возрасте воспитанием личности и изменением её характера этого не добьешься. Только лишь вот такой бифуркацией, тренировкой рефлексов на бумажку, на интонацию, на набор слов, на иной сигнал. Человек натренируется конечно. Не рыба же в конце концов то. Но станет ли это привычное движение новым, неотъемлемым свойством его характера или угаснет со временем как любой, неподкрепляемый стимулом рефлекс и нужно будет постоянно, ежедневно, регулярно его подкреплять?

          • Валерий Ким, Не меняется характер, а Личность может меняться.

            Есть общее наблюдение: ЛЮДИ НЕ МЕНЯЮТСЯ.

            • Комментарий скрыт
              • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 28 марта 2012 в 21:25 отредактирован 28 марта 2012 в 21:28

                Валерий Ким, я поясню.
                Вижу косноязычие моё не позволяет писать мне яснее ясного и принцип Sapienti sat не работает.
                Воспитание это не просто эмоциональное общение и формирование положительных условных рефлексов. Это наиважнейший период в формировании личности. Его влияние на всю дальнейшую жизнь человека колоссально. Только в период воспитания формируются основы его отношения к другому человеку, обществу. Только в период воспитания закладываются основные оценочные критерии себя и других, их соотношение, уважение к личности, жертвенность, благородство, доброта, уважение себя, понятия о добре и зле и др.
                Если собаку с самого начала её жизни не воспитать как надо, то в дальнейшем она будет справлять нужду там, где захочет и кусать кого хочет и вообще, делать что хочет.
                Конечно, можно и в более позднем периоде начать воспитание. И она будет слушаться. Но не потому, что понимает свое место в человеческом обществе и делает что-то осмысленно, даже по собачьему убеждению, а потому, что знает - будет слушаться получит еду. Будет слушаться на будет наказана. Это слабые стимулы. Потому что они внешние. Это дрессура в чистом виде. Её воспитанием ни кто не занимался. Её основа, фундамент сделанны так, как собака сама себе представляет, под влиянием собачьих стайных законов в которых есть вожак и его сучка.

                • Комментарий скрыт
                  • Комментарий скрыт
                    • Комментарий скрыт
                      • Комментарий скрыт
                        • Комментарий скрыт
    • Комментарий скрыт
      • Сергей Миколич, мне кажется, вы торопитесь в суждениях и излишне категоричны. Среди моих знакомых есть много очень достойных людей - докторов наук, заботливых отцов и любящих мужей, которые при этом рассеяны и забывчивы. Вы знаете, такое с учеными бывает. Думаю тем не менее, что они заслуживают всяческого уважения, и их жены с ними счастливы. А свои особенности и небольшие недостатки есть, наверное, у каждого из нас.
        За отзыв вам в любом случае - спасибо!

  • Дрессура. В кинологии этот метод известен с незапамятных времён. В нужное время нужное слово. Затем действие. И ни в коем случае не наоборот.
    Бифуркация... Ну надо же...
    И.П. Павлов нервно курит в коридоре

  • Интересно и просто. Мне понравилось, Николай Иванович, спасибо

    Оценка статьи: 5

  • Николай Иванович Козлов Николай Иванович Козлов V.I.P. 17 марта 2012 в 12:48 отредактирован 17 марта 2012 в 12:49

    Заходите на Психологос - энциклопедию практической психологии, я пишу туда ежедневно. www.psychologos.ru

  • Комментарий скрыт
  • Похоже на инструкцию для робота по программированию других роботов.

    • Комментарий скрыт
      • Екатерина Праскова, Начать вести себя по-другому самому, тогда и внешние обстоятельства начнут меняться.

        Это вряд ли. Во всяком случае, не настолько, чтобы внешние перемены можно было бы счесть заметными. Скорее всего, сместится точка сборки, или изменится акцент внимания, и человек в прежних обстоятельствах начнёт видеть и замечать то, чего он прежде в них не видел. Хотя всё это там всегда было. Так бывает с книгами, с фильмами, которые человек перечитывает или пересматривает через несколько лет и у него создаётся впечатление, будто это чуть ли не новая книга или фильм. А всё почему? А потому, что точка сборки изменилась, а не книга и не фильм.

        В жизни всё точно также.

        • Комментарий скрыт
          • Екатерина Праскова, И то, что раньше нас раздражало или угнетало, в этой новой точке ведет себя иначе или становится нейтральным.
            И если нам не удалось изменить другого, а лишь изменить свое отношение, - это тоже результат, вам не кажется?


            Да, это результат. Однако неизвестно, насколько он Вас устроит. Потому что в новой точке сборки наверняка есть другие факторы, которые из прежней точки могут быть не видны, но в новой могут оказаться далеко не нейтральными для Вас. Мне кажется, что какой бы ни была точка сборки, распределение в ней того, что Вас "раздражало или угнетало" и того, что "ведет себя иначе или становится нейтральным", должно быть примерно одинаковым. Возможно, "поэтому многие и отказываются прислушиваться к такого рода статьям, считая все это чушью и обманом, даже самообманом".

            А другие возьмут, да попробуют. А начнет получаться, так и продолжат.

            Ага, пока не поймут что к чему. У некоторых, особенно у тех, у кого критическое и аналитическое мышление не развито, процесс прозрения затягивается.

            • Комментарий скрыт
              • Екатерина Праскова, закон сохранения, если где-то убавилось, значит, в другом месте прибавилось?

                Не похоже. Просто ВСЁ есть всегда и в любой точке. Однако в силу фрагментарности человеческого восприятия (как физического так и ситуативного, а также временного) люди замечают лишь фрагменты целого, которые они считают относящимися к себя. А личностное восприятие служит некой виртуальной лупой, через которую одно видно, другое нет.

                И когда приходит прозрение, только и остается, что жить с этим дальше...

                А что делать?

                Интересно было побеседовать. До новых встреч, возможно

                Спасибо! Взаимно. Тоже отписываюсь, ибо без Вас будет уже не так интересно.

  • Комментарий удален