Как вернуть жизни утраченный смысл? Ответ на этот вопрос предлагает Виктор Франкл, известный австрийский психолог, создатель экзистенциального анализа (логотерапии).
Экзистенциальный анализ рассматривает жизнь человека с позиции жизненных ценностей. Логотерапия как одно из направлений экзистенциальной психологии изучает не только бытие, но также смысл. Созданная В. Франклом теория логотерапии и экзистенциального анализа представляет собой систему философских и психологических воззрений на сущность человека и механизмы развития личности. В своем учении В. Франкл выделяет три основные части: о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли.
Три звена логотерапии
В. Франкл считает, что логотерапия основывается на философии жизни и учитывает духовные чаяния человека, старается извлечь его стремление к смыслу жизни, прояснить смысл его существования. Характеристику основным частям своего учения Франкл дает следующим образом:
1. Свобода воли. Человек не свободен от условий ни биологических, ни психологических, ни социологических. Ho он всегда остается свободным занять определенную позицию относительно этих условий. Он остается свободным изменить свое отношение к ним.
2. Воля к смыслу. Напряжение между бытием и смыслом неискоренимо в человеке. Оно внутренне присуще бытию человека и поэтому необходимо для ментального здоровья. От воли к смыслу, то есть смысловой ориентации человека, приходим к другой проблеме — к его смысловой конфронтации. Первое относится к тому, что человек представляет собой изначально: он ориентирован на смысл. Второе относится к тому, каким он должен быть: он должен обрести смысл.
3. Смысл жизни. Смысл не изобретается, человек его находит. Смысл жизни должен быть выражен к конкретному смыслу человеческой жизни в заданной ситуации. Жизнь представляет собой цепь вопросов, отвечать на которые человек должен своей ответственностью, своими решениями, своим выбором того, как отвечать на конкретные вопросы.
Трагическая триада
В. Франкл обращает внимание на то, что человеческая жизнь не обходится без трагических переживаний. Он обозначает их как «трагическую триаду», которая содержит изначальные атрибуты человеческого бытия: страдание, вину и смерть.
Человек, по мнению Франкла, готов и желает вынести любое страдание, пока находит в этом смысл. Бывают ситуации, когда человек лишен возможности заниматься своим делом или радоваться жизни, и в то же время не может избежать страдания. В мужественном принятии такого страдания жизнь обретает и сохраняет смысл до конца.
Альфред Лэнгле, ученик и последователь В. Франкла, отмечает, что для страдающего человека главным становится его решение: захочет ли он принять страдание или попытается уклониться от судьбы через отрицание реальности. Ведь только за человеком, по мнению А. Лэнгле, остается право выбора того, как он страдает и ради чего стоит жить дальше, появятся ли у него новые отношения и ценности, ради которых он, несмотря на страдание, готов продолжать жить.
Когда нельзя изменить то, вследствие чего мы оказались виноваты, и понести ответственность, тогда вина, считает Франкл, может быть переосмыслена, и здесь опять все зависит от того, насколько готов человек занять правильную позицию по отношению к самому себе — искренне раскаяться в содеянном.
«Человек каждый миг решает: какие из возможностей будут осуществлены, а какие обречены на небытие. Какой выбор будет сделан раз и навсегда, оставив „бессмертный след на песке времени?“ Каждый миг человек должен решать — склоняясь к добру или ко злу, — что станет памятником его существованию». (В. Франкл)
Франкл подводит к мысли, что конечность человеческого существования ведет к осмысленности жизни. Исходя из этого, он делает следующий вывод: если бы человек был бессмертен, то были бы оправданы задержки и отсрочки всех его дел. Для человека имеет смысл использовать уходящее время только при условии конечности существования.
Напряжение полюсов мира и человека
В. Франкл указывает на неизбежную ситуацию напряжённости между человеком и «миром», в котором он находится. Он утверждает, что человек нуждается не в отсутствии напряжения, а в усилиях и борьбе за воплощение своих желаний.
«Человеку требуется не столько ослабление напряжения, сколько вызов со стороны конкретного смысла его личного бытия, который должен быть реализован именно им, и никем больше. Что человеку действительно нужно — так это достаточное напряжение, возникающее в результате появления смысла, который он должен реализовать. Это напряжение внутренне присуще человеческому бытию оставляет человеку свободу выбора: реализовать смысл или отказаться от смысла, ждущего своей реализации». (В. Франкл)
Поворот жизни на 180°
Франкл утверждает, что вопрос о смысле жизни нужно повернуть на 180°, чтобы можно было отыскать самую суть ответа: не человек вопрошает жизнь относительно смысла, а сама жизнь задает человеку вопросы. Человек, по глубокому убеждению Франкла, — это тот, с кого спрашивает жизнь и кто должен перед ней отвечать и быть за нее ответственным. И ответы человека могут быть только конкретными ответами на конкретные жизненные вопросы.
А. Лэнгле поддерживает В. Франкла в ключевой позиции осмысленной жизни — быть готовым видеть и принимать запросы жизни, позволять жизни себя запрашивать. Главная предпосылка осмысленной жизни человека, по мнению Лэнгле, заключается в его внутреннем отношении к жизни.
Из вышеизложенного следует, что задача человека найти свой смысл жизни в конкретной ситуации, «превратившись из человека вопрошающего у жизни в человека отвечающего на жизненные вопросы». Осуществить предложенный В. Франклом поворот своей позиции по отношению к жизни на 180° и быть готовым принимать запросы жизни.
«Смысл определяет жизненные успехи и поражения. Известно, что его утрата оборачивается отчаянием. Пока человек жив, он бьется над этим жизненно важным вопросом, сознательно или нет, называются ли его поиски поисками смысла или как-то иначе, неизменно одно: то, что подразумевается под смыслом, — главное в жизни человека». (В. Франкл)
Смысл жизни в развитии (с каждым днем становиться лучше). Развиваемся мы через конкретные задачи (семейные, профессиональные, личные). Вот про расслабление мне понравилось. Зачем напрягаться, когда впереди еще много жизней. Всё успеем и все придем к одному знаменателю.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, не скромничайте! С большим интересом читаю Ваши статьи и комментарии.
Dum spiro spero вроде бы. Но "спиро" (дух - респиратор, спиритизм...) точно перед "сперо".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Резапкина, я проверил по СЭС: респираторный - дыхательный, значит впереди дыхалка - сперо. Больше ничем, никак не могу защищаться.
За интерес к моим нетленкам спасибо. Заказали бы статейку за Ваш счёт, а то я исписался, заламываю руки в поисках темы.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Статью можно уложить(упаковать) в латинскую поговорку "Дум сперо, спиро" (пока дышу, надеюсь).
В осадке можно обнаружить,что смысл жизни в том,чтобы выжить, застолбиться "в этом мире бушуещем"(С)
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей Дмитриев, если уж решили блеснуть эрудицией, проверьте свою латынь
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Резапкина, где уж нам уж блистать? Всё понаслышке, где-то так. Поправьте, если что не так и я пополню эрудицию.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Спасибо всем за комментарии!!!
0 Ответить
блестяще. франкл многое испытал, поэтому волен говорить. мне смысл начинает видеться после некоторых лишений, например хотя бы однодневного голодания, заметно прочищает мозги.
0 Ответить
Елена, спасибо за умную статью по психологии! Большая редкость!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Резапкина, очень интересно и написано здорово, без "воды". Большое спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Ланковская, согласна! А спасибо Елене Посашковой
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прочесть бы вслух это тем, кто прожил большую часть своей жизни неким "естествоиспытателем", они бы выслушали молча... Затем, прокашлялись в кулак и мрачно выдавили бы из себя: "Вот всякой херньёй занимаются.. Лишь бы не работать!"
2 Ответить
Вячеслав Старостин, я опять с Вами согласная. Если смысл вдруг внезапно утрачен, то рецепт один: копать от столба и до вечера.
0 Ответить