Среди разнообразия путей снятия напряжения есть один с виду безобидный — шопоголизм, или шопингомания — непреодолимое и неконтролируемое желание делать покупки, приобретая без разбора все подряд в больших количествах.
Психологи считают шопоголизм болезнью, которая поразила мир в конце прошлого века: именно тогда для этого сложились благоприятные условия — стали открываться крупные магазины, проводиться акции и распродажи. Первой женщиной-шопоголиком считается Барбара Зелински, американка, обладавшая талантом за две с половиной минуты тратить весь ежемесячный заработок своего супруга. Как вы, наверное, догадываетесь, этот брак не был долгим…
Разновидностей шопоголизма много, однако одним из самых ярких его проявлений является сейломания, признаки которой время от времени может обнаружить у себя каждый: к их числу относится магическое воздействие на человека слова «скидка», провоцирующее совершать импульсные, бесполезные или вовсе ненужные покупки. Именно поэтому сейломанию называют еще и манией распродаж и скидок. Недалеко от нее ушли брендомания — навязчивое желание приобретать изделия или услуги конкретных брендов, и гаджет-аддикция — сравнительно новое расстройство, связанное с навязчивым желанием обладать новейшими электронными гаджетами как показателями «статуса», даже при отсутствии в них необходимости.
Что же лежит в основе шопомании?
Как ни странно, это стремление к счастью. Поход по магазинам — прекрасный способ снять напряжение, к тому же более безопасный чем, к примеру, употребление алкоголя: ходишь себе, не спеша, меж витрин, любуешься ассортиментом и приобретаешь что-нибудь красивое… Проблемой это становится тогда, когда превращается в привычку, в средство избавления от ощущения внутренней пустоты и перерастает в зависимость.
При шопоголизме навязчивое желание покупать преследует человека вне зависимости от последствий и того, оправданны ли эти покупки или нет: они превращаются в отдых, становятся развлечением, наделяются самостоятельным смыслом. В немалой степени способствует распространению этого зла навязчивая реклама, привлекающая к работе над проблемой «Как лучше создать иллюзию счастья обладания тем или иным предметом» целые команды психологов и маркетологов.
Почему же покупки приносят нам столько положительных эмоций?
Во время совершения покупок у человека повышается в крови уровень серотонина — гормона счастья, который снижает тревогу, повышает настроение, позволяя человеку чувствовать себя прекрасно. Кроме этого, для многих немаловажным фактором является возможность приобретать вещи в дорогих магазинах — этот факт повышает их самооценку и зачастую помогает добиться уважения в обществе, которое, как известно, «встречает по одежке», тем более сегодня, когда помешательство на брендах стало массовым.
Одной из основных причин шопоголизма является привычка человека обладать всем, чем хочется. Обычно это качество прививается с детства родителями, которые безоговорочно исполняют все требования своего чада и потакают всем прихотям, ни в чем не отказывая. Став взрослым, такой ребенок уже сам продолжает так же бездумно и бесконтрольно тратить деньги. Иногда, правда, все может быть с точностью до наоборот: дети, выросшие в семьях с более чем скромным достатком, повзрослев, словно одурманиваются свободой и начинают «отрываться» по полной, скупая все подряд и компенсируя тем самым все лишения своего детства.
Причиной шопомании может выступать и недовольство своей семейной жизнью, а именно — межличностными отношениями с супругом. Недаром среди жен успешных, состоявшихся мужчин, которым не хватает времени для своих благоверных, столько шопоголиков: все эти недостатки любви и внимания женщины с лихвой компенсируют бесконечными покупками.
Неразвитость личности — еще одна благодатная почва для развития безудержной тяги к покупкам. Если у человека много свободного времени, он ничем не интересуется и не строит карьеру, походы по магазинам служат приятным и эффективным способом убить время, что впоследствии, особенно при наличии финансов, может легко трансформироваться в проблему.
Разновидности шопоголиков
Учитывая то, что шопоголизм поставили в ряд серьезных психологических расстройств, ученые приводят несколько классификаций этого недуга. Так, к примеру, по манере поведения психологи выделили спонтанных, осознанных и целеустремленных шопоголиков.
Спонтанный шопоголик вообще не считает себя таковым, он спокойно идет в магазин, намереваясь приобрести что-то определенное, но в процессе отоваривания может прихватить нечто незапланированное, что чем-то ему понравилось или соблазнило своей низкой ценой. Осознанный шопоголик совершает сознательный вояж по магазинам с целью поднятия своего настроения или снятия стресса. Целеустремленный шопоголик, напротив, не ведает, что творит, а по возвращении домой не может вспомнить и внятно объяснить, на что именно были потрачены его деньги.
По степени адекватности шопоголиков разделили на разумных и истинных. Разумные шопоголики приобретают предметы и услуги, необходимые в быту или для ухода за собой, но в гораздо большем, чем нужно, объеме. Истинный же шопоголик отличается тем, что хватает с прилавков все, что видит, как ребенок, не отдавая себе отчета в том, что и зачем он делает.
Обычно шопоголизм «косит» женщин, но в последнее время все чаще этой напасти подвергается и «сильный» пол. В особо тяжелых случаях течения заболевания человек, не имеющий возможности приобрести желанную вещь, даже может покончить жизнь самоубийством. Поэтому важно и нужно начинать бороться с признаками шопоголизма сразу, как только они обнаруживаются. И как бы вы не любили магазины, покупки, скидки и распродажи, не стоит забывать: жизнь — не только бег от покупки к покупке, это нечто большее!
что на вещах нет Е-майл создателей
на икеевких вещах есть имена создателей, я думаю, при желании можно найти адресок и письмецо отправить
написали бы статью про ваш музейчик, а то столько интригуете )))
0 Ответить
Татьяна Черных, спасибо за интерес к музейчику, который регулярно пополняется. Одна статейка пролезла на эту тему под заголовком "Что можно найти на дороге, проезжая на велике по обочине?".
Вместо статьи мне бы хотелось кинуть несколько фоток "из собрания музея под навесом". Какие креслЫ, бамбуки, вентиляторы, настенные часы, игрушки в тематическом строю! Но посыл остаётся проблемой.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Острота проблемы преувеличена. Обилие товаров провоцирует обновление и замену вполне годных вещей, мебели и интерьера.
Система "производство-потребление" сорвалась "в разнос".
Что делать? - Притормозить темп обновления продукции без принципиальных улучшений, перевести производство только по заказам по образцам.
Детей завалили игрушками, которыми они не играют или быстро теряют интерес.
Надо культивировать "сдержанную скромность" в обстановке, поднимать на щит иные ценности.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Сергей Дмитриев, от вас я ничего другого и не ожидала услышать
0 Ответить
Татьяна Черных, всегда рад единомышленникам
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Сергей Дмитриев, надеюсь, я вас не очень разочарую, но вашу страсть к реанимированию старых вещей я могу понять только по части резной старинной мебели, антиквариата, ну можно еще платья винтажные включить в этот список скрепя сердце.
В остальном я, как выяснилось, ближе к шопоголику-сейломану, но без симптомов гаджет-аддикции
0 Ответить
Татьяна Черных, послевоенный дефицит всего и вся сформировал "уважение к вещам, с которого начинается искусство".
У меня уже оформился под навесом небольшой музейчик трофейных, случайных находок и с я уважением осматриваю их,проникаюсь совершенством, компоную.
Недавно нашёл немножко в песке увеличенную нержавеющую ложку и представьте, пользуюсь ею для принятия "микстур".
Жаль, что на вещах нет Е-майл создателей их, а то б послал месидж, дескать, Ваша вещь не пропала, она мне нравится и я ею пользуюсь, спасибки.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Мадина, благодарю за сжатое и корректное обозначение проблемы. Лично для себя встретил незнакомый термин - "гаджет-аддикция". Обновление "гардероба" гаджетов стало в крупных городах поистине манией, попыткой уйти от действительности. С наушниками в ушах или без оных.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Старцев, спасибо
0 Ответить
А я думаю,что дело в больших окладах у самих шопоголичных дам.Получает в месяц в конверте 150 тыс. рублей,а то и больше-почему бы не накупить красивого белья,не поменять прошлогодние шубку и сапожки,они ведь уже не последний крик моды и т.д.
А сейчас интернет-магазины,никуда и ходить-то не
надо-принесут,только плати.
Если во-время себя не остановить-вот и новый шопоголик.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Шопоголизм-это покупка ненужных товаров.А когда денег нет на нужды особо не разгуляешься. Это на столько редкая болезнь или ее может себе позволить не каждый.
0 Ответить
Недаром среди жен успешных, состоявшихся мужчин, которым не хватает времени для своих благоверных, столько шопоголиков: все эти недостатки любви и внимания женщины с лихвой компенсируют бесконечными покупками.
По-моему, просто у этих женщин есть деньги и они могут себе позволить эти покупки, тогда как остальным только и остается, что ругать шопоголизм и общество потребления.
2 Ответить
Татьяна Черныx хорошо сказали
0 Ответить
походу лечение на раз бабки у овцы отнять
0 Ответить
Чита Тель, это не первый ваш комментарий в неприемлемом тоне. Впредь подобные перлы буду удалять без предупреждения.
0 Ответить