В любом из нас живёт «внутренняя мама» — та часть личности, которая отвечает за заботу, любовь и поддержку, обращённую к нам самим. Будет ли эта «мама» требовательной, наплевательской или заботливой и поддерживающий — зависит от двух факторов. От примеров, которые мы видели в детстве, было ли у нашей мамы право заботиться о себе, и от того, насколько она вложила в нас ощущение нашей личной ценности.
В нашем советском детстве отказ от себя ради детей и/или необходимости работать — идеология большинства мам. И вообще, заботиться о себе было как-то неприятно. Всем известно, что я — последняя буква в алфавите.
Если у меня нет права заботиться о себе, я жду, что обо мне позаботятся другие.
Этой большой «общественной мамой» долгое время было государство, на которое были возложены все чаяния и мечты. У нескольких поколений действует стереотип, что кто-то большой и сильный несёт ответственность за мою жизнь, здоровье и благополучие.
«Мамой» для человека может стать организация или компания, в которой он работает.
Всемогущей родительской фигурой на протяжении уже больше двух тысяч лет для огромного количества людей является бог. Но народная мудрость «на бога надейся, а сам не плошай» даёт возможность хотя бы часть ответственности взять на себя.
Ожидания, что обо мне обязан позаботиться кто-то другой — муж (жена), руководитель, мой коллектив, мои друзья, государство или бог, — дают человеку уверенность, что ответственность за его жизнь лежит на ком-то другом.
«Из-за моих коллег я вынуждена работать в три смены», «Если бы он любил меня, ему бы было не всё равно, что я столько курю», «Из-за неё я начал пить», «Мой сын должен же видеть, как я надрываюсь и предложить помощь», «Если она настоящая подруга, она должна понять и примчаться ко мне на помощь».
А на ком ответственность, на том и вина. Конечно, потом возникают фразы: «О, я, конечно, понимаю, что я сама виновата, что понадеялась на других людей». «Я дура, что верила и надеялась на него». «Не надо было мне на это рассчитывать».
Но сути это не меняет. Остаётся глубокая обида и ощущение предательства. Ощущение, что эти люди предали. Как если бы ответственность всё равно лежала на них, а они подвели, не оправдали, не осилили, не справились. Такая большая детская обида на маму. Которая не полюбила и не позаботилась.
Своя же личная «внутренняя мама» может быть очень жестокой и требовательной, изматывающей и критикующей. И чтобы выжить с такой «мамой», надо постоянно идти на уловки. На такие уловки, на которые идут дети, чтобы получить хоть что-нибудь для себя. Можно заболеть, чтобы в «школу не ходить», или воспользоваться способом для взрослых — «выпил и весь день свободен».
На какие только ухищрения не идут люди, чтобы обмануть свою жесткую и не в меру критикующую «маму» внутри. Один из способов — не проговаривать про себя то, что ты делаешь, а вдруг «она» не заметит. Делать что-то «втихаря».
Каждому человеку нужна сильная и заботливая опора. Та внутренняя родительская фигура, которая позволяла бы полноценно заботиться о себе и быть хорошим родителем своим детям. Но, к сожалению, многим ещё нужно вырастить этот сильный материнский образ внутри, чтобы обрести свою собственную защиту и поддержку. Чтобы появилась возможность опираться на себя.
Впечатление незаконченности статьи. Тема важная, даже очень. Каждый из нас несет в голове своих родных. У всех они разные. И хочется прочесть, как же справится с проблемой.
1 Ответить
Ирина Дыбова, все точно. Но, как хо-чет-ся, что-бы за ме-ня, кто-нибудь ре-шил... У-у-у...
Оценка статьи: 5
1 Ответить