Вот некоторые аспекты детско-родительских отношений, которые формируют особенности характера и влияют на самооценку:
1. Завышенные требования родителей.
Как правило, эти требования выросли из их собственных нереализованных потребностей и недостигнутых целей и не учитывают способностей и интересов ребенка. Ребенок не достигает хороших результатов там, где ему не интересно или нет способностей, вследствие чего снижается его самооценка.
На консультации у психолога женщина описывала соревнования по спортивной гимнастике как пытку: «ноги подкашиваются, дышать невозможно». Конечно, добиться высоких результатов в гимнастике она не смогла. Сейчас она довольно успешна в области ИТ.
2. Личностные особенности родителей.
Тревожность родителя может обернуться подавлением развития активности и самостоятельности ребенка. Иногда, если девочка растет хорошенькой, привлекательной, мать может излишне «предостерегать» ее в отношениях с мужчинами, вследствие чего у девочки может сформироваться запрет на сексуальность.
3. Излишне эмоциональная борьба с недостатками ребенка.
Недостатки, которые родитель не приемлет в себе, он пытается искоренить в своем ребенке. Но подвох в том, что родитель сам обладает этими недостатками. Например, отец бурно проявляет гнев, а дочери злиться запрещено. Но гнев — естественная защитная реакция, всем людям свойственно выражать гнев в той или иной форме. Девочка не может полностью отказаться от проявлений гнева, поэтому она чувствует, что отец не принимает ее, и приписывает это своей неполноценности.
4. Чрезмерная строгость в правилах и установках.
Негибкость мышления родителей ограничивает творческий потенциал ребенка. Девушка обратилась к психологу с проблемой: она долго не могла закончить университет: то вылетала, то брала академотпуск, то вдруг решила учиться на другом факультете. Постепенно она выяснила, что родители транслировали ей установку: в нашей семье девочки «не дотягивают», не очень умные. Конечно, эта установка не учитывала ее индивидуальных особенностей и способностей.
5. Отношения со вторым родителем ребенка.
Если что-то в ребенке напоминает того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто нанес душевную рану, то воспитывающий родитель совершенно иначе будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от второго родителя. Постоянные упреки матери: «ты такой же безответственный, как твой отец» — совсем не повышают самооценку мальчика. Более того, косвенно воспитывают в нем гиперответственность и перфекционизм.
6. Обстоятельства рождения ребенка.
Если родители воспринимают своего ребенка как «болезненного», «хрупкого» или «беззащитного», то полезно вспомнить, при каких обстоятельствах появился на свет их малыш. Нередко страх потерять ребенка, приводящий к искажению восприятия, появляется у родителей, если мать долго лечилась от бесплодия, были тяжелые роды, ребенок перенес серьезное заболевание в раннем детстве.
Такой ребенок вырастает излишне тревожным, несамостоятельным, зависимым от мнения и оценок других.
Нежеланность появления ребенка, несоответствие его пола желаемому, осложнения в личной жизни с появлением малыша могут приводить к эмоциональному отвержению ребенка. Нередко у ребенка, который не получил достаточно любви от родителей, появляются проблемы в отношениях. Человек может быть одинок, жить с чувством своей ненужности, при этом обладая вполне привлекательной внешностью и хорошим интеллектом.
Конечно, это не все аспекты детско-родительских отношений, в которых влияние родителей порождает соответствующую самооценку. Родителям важно понимать, что их отношение к ребенку определяет его восприятие себя самого на протяжении всей жизни.
Статья незаконченная. Сразу возникает вопрос: и что с этими проблемами делать?
0 Ответить