Мамы сидели на кухне и пили чай, а дети 6 и 7 лет остались в комнате без присмотра на час (!) и учинили там страшный разгром. Большинство комментаторов были настроены очень решительно и резко: «Надо наказывать! Посильнее, пострашнее, иначе не дойдёт!»
Первый вопрос, который у меня возник: а зачем? Зачем вы хотите наказать ребёнка? На этом месте родители, с которыми мне приходится в реальной жизни обсуждать подобные проблемы, теряются — ну как это зачем? Так надо! Виноват — должен быть наказан, а как же иначе?
Тогда я задаю второй вопрос: а почему? Почему ребёнок это «совершил»? Вообще этот вопрос любящая и ответственная мама должна себе задавать постоянно, особенно в ситуации, когда она стоит перед выбором — как ей реагировать на какие-то действия ребёнка.
Наказание — это такая реакция родителей на поведение ребёнка, которая ставит точку в ситуации. То есть ребёнок провинился — мама наказала. И никто себе никаких «Почему?» не задаёт. Как говорится, «инцидент исчерпан». А он не исчерпан! Любая неприятная ситуация в жизни — это повод задуматься: «А всё ли я делаю так, как надо, правильно ли я воспитываю своего ребёнка? Туда ли я вообще иду?»
Неприятная ситуация с ребёнком должна вас, в первую очередь, натолкнуть на мысль: «Почему он так сделал?» Знал ли ребёнок, что так делать нельзя? Не знал? А почему? Вы могли предвидеть подобную ситуацию? Почему вы это упустили? Достаточно ли вы внимательная мама, хватает ли вам времени и сил на воспитание ребёнка?
А если ребёнок знал, что так делать нельзя, но нарушил запрет — тут другая тема для размышления: а почему нарушил запрет? У него пока слабая саморегуляция (тут важен возраст ребёнка) или ваш запрет остался для него пустым звуком, не стал его внутренним запретом — значит, либо вы не смогли донести до ребёнка смысл запрета,
Вопрос «А почему ты так сделал?» обязательно надо задать самому ребёнку. Это самый важный момент в любой неприятной ситуации, обсуждение случившегося просто необходимо. И очень важно ребёнка выслушать и услышать. Вы обязательно узнаете что-то новое и о себе, и о своём ребёнке, и уж точно сможете увидеть неприятную ситуацию глазами своего ребёнка. Но вот этот важный разговор — почему всё так получилось, почему ребёнок так поступил, может состояться только в спокойной обстановке, в атмосфере доверия. Вообще, весь процесс воспитания должен проходить в атмосфере доверия и в спокойной обстановке! Если вам это не удаётся, значит у вас (а не у ребёнка!) какие-то проблемы, и вам надо их срочно решать, иначе это неизбежно отразится на психике вашего ребёнка!
Если вы сначала накажете ребёнка — из этого разговора, очень важного, ничего не получится! Наказанный ребёнок ощущает себя униженным (это не так только в том случае, если ребёнок согласен с наказанием полностью, но так бывает нечасто и всё равно из вашего разговора ничего хорошего не выйдет). А если ребёнок унижен, ему будут сейчас очень неприятны любые разговоры, и если вы всё-таки будете настаивать на беседе, это станет больше похоже на «допрос с пристрастием».
Тот, кто наказывает, имеет власть, силу. А тот, кого наказывают, соответственно, этой власти не имеет, он слаб. А как относятся слабые к сильным, если сильные не проявляют к слабым сострадания и великодушия? Правильно, слабые сильных сначала боятся, а потом начинают их ненавидеть. Воспитание ребёнка, основанное на постоянных, регулярных наказаниях (пускай даже и поощрения там иногда проскакивают, это дела не меняет), неизбежно подрывает доверие ребёнка к миру — сначала к родителям, как к самым главным людям в его жизни, а потом и ко всему миру.
Я предлагаю вам немножечко «покопаться в себе» — вспомните, как вас наказывали в детстве и что вы при этом испытывали. Более того, если вы не поленитесь и не испугаетесь, вы сможете осознать, как ваши отношения с родителями, их методы воспитания повлияли на вашу жизнь — на вашу успешность, на ваши отношения с мужем и детьми, на вашу карьеру.
Сохранить в ребёнке доверие к миру — это, пожалуй, самая главная и самая ответственная задача родителей. Наказания вам в этом никак не помогут, только повредят!
Если ребёнок не делает что-то плохое по той причине, что боится наказания родителей — он не делает это из-за страха. Как вы думаете, хорошо это — не делать что-либо из страха? Регулятором поведения человека должен быть не страх, а убеждения, моральные принципы, если хотите. И наша задача как родителей — сформировать у ребёнка эту систему взглядов, убеждений, принципов, объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», и научить действовать, исходя из этой системы.
Трудно ли это? Я не считаю, что трудно, но точно — требует времени, требует сил, энергии. Требует разговоров, обсуждений, каких-то примеров — из книг, из жизни. Это — не дело одного дня, одного разговора. Это, если хотите, дело всей жизни, да в общем-то и воспитание само по себе — тоже дело всей нашей жизни! Конечно, в этом плане наказать — проще, быстрее. Но — не эффективнее.
А в заключение хочу вам напомнить одно «Золотое правило воспитания»: ответственность за поведение ребёнка до подросткового возраста (а особо инфантильных, несамостоятельных детей — и дольше) лежит, в первую очередь, на родителях! Ну не может ребёнок 7 лет полностью отвечать за свои действия, его психическая организация не даёт ему такой возможности. Попросту говоря, ребёнок ещё физиологически, психологически и социально не созрел для того, чтобы полностью контролировать свои поступки. Давайте будем всегда об этом помнить!
Просто отлично разложили по полочкам, что сначала - Почему - себе, потом - почему ребенку. И принятие.
Меня не наказывали - со мною разговаривали.
Оценка статьи: 5
0 Ответить