Критическое мышление — это способность ставить под сомнение получаемую информацию, проверять её, копаться в источниках (проверяя и их достоверность, разумеется), задавать вопросы, сравнивать с уже известными данными. Прежде чем принять что-то на веру, обладатели развитого критического мышления как следует изучат полученную информацию, устроят ей тест на научность и только после этого обрадуются новым знаниям.
Формируется критическое мышление ещё в дошкольном возрасте. Это как раз тот период, когда ребёнок начинает задавать кучу вопросов и любимым словом его становится «почему». Ребёнок становится любознательным. И если не отмахиваться от его вопросов, то тяга к знаниям у него останется на всю жизнь, а мышление станет критическим.
Проблема в том, что развитие критического мышления ребёнка автоматически делает его неудобным для родителей и учителей. Ведь такой малыш, вместо того чтобы просто слушаться и делать, что говорят, начинает задавать миллион вопросов, сомневаться в авторитете взрослых. С таким ребёнком трудно. Если родители готовы терпеть неудобства, если они понимают колоссальную важность этого этапа, то, конечно, они будут тратить время и силы, отвечая на вопросы. Но давайте честно: сколько таких родителей? А сколько их было в авторитарном педагогическом прошлом нашей страны, когда считалось, что выделяться — плохо, а быть послушным — хорошо? А педагоги и по сей день отчитывают мам за излишнюю любознательность их детей.
Чтобы у ребёнка развивалась критичность мышления, важно, чтобы родители не только отвечали на его вечные «почему», но и задавали аналогичные вопросы самому ребёнку, общаясь и считаясь с ним как с человеком, имеющим собственное мнение. Так он будет учиться аргументированно мыслить, вести диалог и осмысленно принимать решения. В результате он будет понимать, чего и зачем он хочет, научится слышать собственный голос, вместо того чтобы слепо следовать ожиданиям других и в 30−40 лет мучиться вопросами «Кто я?» и «Чего я хочу?». Эти вопросы — самый настоящий персональный ад для тех, кто в детстве были послушными и удобными. Ведь эти люди угодили всем, по дороге потеряв самих себя.
Интересно, что у многих таких людей критичность развита только в определённых сферах. Например, если в семье поощрялось интеллектуальное развитие ребёнка и научная достоверность его знаний, то он может быть достаточно критичен в отношении различных суеверий, но при этом он может быть не способен поставить под сомнение мнение самих родителей. То есть в приметы человек не верит, но усомниться в мамином праве соваться в жизнь своих взрослых детей он не в состоянии.
Если же взрослые вообще отмахивались от его «почемучек» и требовали молчаливого послушания, то критическое мышление у такого человека вообще будет развито слабо. И проявляться это будет примерно так:
1. Склонность принимать на веру новую информацию.
На самом деле такие люди обычно верят не всему подряд, а тем убедительно звучащим теориям и постулатам, которые приняты в обществе (в том обществе, в котором человек чаще всего находится) и/или выглядят как научные.
2. Неспособность аргументировать свою позицию.
Иллюстрация:
— Надо выйти замуж и родить двух детей.
— Зачем надо и кому?
— Надо.
Занавес.
3. Отсутствие способности к рефлексии.
Проще говоря, навык самонаблюдения развит слабо. Такой человек с трудом может наблюдать за собственными действиями и чувствами, а тем более — их анализировать и замечать собственные ошибки.
4. Невозможность принять на себя ответственность.
Что логично. Если человек не в состоянии понять собственной роли в происходящем, то он и ответственность за это нести не будет — не он же виноват. Кстати, это очень видно в обучении: критическое мышление позволяет человеку вынести для себя что-то полезное из любого знания, пусть и самого бредового. А вот некритичные люди не могут применить даже самые ценные сведения.
5. Зависимость от мнения окружающих.
Критичное мышление подразумевает способность мыслить самостоятельно, анализировать и делать выводы. Но если самому никак, то нужна постоянная опора — костыли в виде чужого мнения. Такие люди делают то, что модно, и думают так, как принято думать.
Но и тут тоже есть интересный момент: даже если у такого человека и присутствует своя точка зрения на происходящее, то некритичность будет выражаться в том, что он своё мнение не озвучит — побоится осуждения.
5. Слабо развитая способность взаимодействовать с абстрактными понятиями.
Особенно важным критическое мышление становится тогда, когда речь идёт не о чём-то наглядном и понятном, а о более абстрактных вещах, которые нельзя пощупать. Если речь идёт, например, о литературе или философии, то от человека требуется способность строить логические рассуждения, задавать непростые вопросы и искать на них ответы. Поэтому людей с неразвитым критичным мышлением так редко интересуют «высокие» материи.
Критичность мышления — это норма для взрослого человека и зрелой личности. Но часто происходят «сбои» в развитии. И это легко наблюдать: посмотрите, сколько людей слепо верят в те или иные идеи, не усомнившись в их достоверности. А сколько раз вы сталкивались с бестактными вопросами, с той простотой, которая хуже воровства? Кстати, то, что называют «праздным любопытством» — тоже симптом некритичности мышления. Это детям может быть «просто интересно». А взрослому эта самая критичность даёт возможность поставить себя на место другого, представить, что он чувствует, не причинит ли любопытство кому-то боль, насколько уместным будет вопрос.
В норме эти способности развиваются лет в семь.
Хорошая статья. Сразу вспомнил себя во втором классе,когда с учителем спорил о существовании бога, что стало причиной вызова в школу одного из родителей. А еще соседка рассмешила буквально на днях. Женщина в общем не плохая, но вот с критикой в мышлении слабовато) В общем, спрашивает меня, когда мол ребёнком обзаводиться собираешься? Ну я ей - а зачем? (Мнение то у меня есть на счёт собственного родительства) Мне были интересны её аргументы.
А они были таковы:
- Ну как же?! Ну дети же! Ну как! Как зачем?! Ну дети же, дети!!! )))
В завершении скажу: Не легко критически мыслящему среди иных жить. Тем более когда тех большинство.
0 Ответить
Интересная статья. Жизненная, для землян. Да, действительно, индивиды с критическим мышлением мало кому нравятся. Такая же приставала и почемучка была. Не вписывалась в стандарты недалёких училок и преподавалок. Критическое мышление - это большой плюс: человек сам думает, иначе подумают за него, что плохо и даже опасно; ч. не легко внушаем, живёт по своим "понятиям".
Про "замуж". Вообще жизненно. Кому вопрос задавала, почти все барахтались в ответе, не в состоянии сказать, кому это надо? Где-то читала про брак, один чел "блеснул", говорит, брак- это обязательство перед обществом. Я ему: а ты за общество замуж выходишь или за конкретного человека? Он свою ахинею несёт. Конечно, смешно, но он не знает, что обществу плевать.
1 Ответить
Как можно верить только одному источнику, даже если это будет мама или папа, которым вы доверяете и любите, они тоже простые обыкновенные люди и имеют право на ошибку. Это не говорит о том, что их не надо слушать, надо выслушать и...сделать так как ты считаешь правильно, а для этого эту информацию надо обработать в мозгу и проанализировать, чтоб потом ни на кого не взваливать свои ошибки...типа: "А вот вы мне так сказали или посоветовали..."
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Согласна, не только родители ответственны за развитие критического мышления. По моим наблюдениям это качество как раз сильно развито у детей, которые, так сказать, не были обласканы жизнью, которым приходилось брать на себя ответственность с малых лет.
Яркий образец отсутствия критического мышления у большинства людей - это стремление быть таким, как все. Особенно это видно сейчас, в так называемое Крещение - сколько людей сознательно подвергают своё здоровье риску только потому что кто-то им внушил, что так надо.
Оценка статьи: 5
4 Ответить
В целом согласна, но "критическое мышление ставит под сомнение полученную информацию". В детстве была "послушной и удобной" из любви к маме, которая работала с утра до ночи и не могла отвечать на мои вопросы. Однако это грустное обстоятельство не отбило стремления к знаниям. Сама научилась читать до школы, искать ответы в книгах, сама в библиотеку пошла еще ребенком. Поэтому, думаю, нельзя только на родителей возлагать всю ответственность за развитие или недоразвитость критичности мышления и любознательности ребенка. Все-таки генетика играет ведущую роль. Родители могут только направлять, способствовать развитию, обтачивать, так сказать, имеющееся от природы.
Оценка статьи: 5
4 Ответить
Галина Кузнецова-Лафачи, согласна, моя мама вообще имела 4 класса образования, чем она вообще могла помочь, она даже писала безграмотно, папа правда закончил техникум, вот он и проверял мои уроки, а в остальном я сама решала куда мне идти и чем заниматься Да послушной и удобной не была, была пацанкой и как ветер в поле Так что родители иногда и вредны своими советами.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень хорошая статья. Объяснено толково и ясно.
0 Ответить