Во-первых, по моему мнению, учиться должно быть интересно. Это прежде всего. Не обязательно по всем предметам, но по большинству — должно быть так. Ведь если предмет интересен, то не требуется зубрёжка (которая не каждому и даётся) и освоение материала происходит без напряжения, иногда даже с опережением учебного графика.
Однако так как тематика всех предметов для одного ученика интересна быть не может, то это качество не сможет сработать на все сто процентов: если, к примеру, кому-то не нравится биология и пение, то по этим двум предметам ученик может скатиться и до нижнего уровня, наряду с отличными успехами по другим предметам.
Поэтому ученику должен быть интересен сам процесс обучения как таковой. Это во-вторых. То есть хорошему ученику должно быть присуще желание насыщаться знаниями.
Качества личности обычно закладываются и получают начальное развитие ещё в детстве (или, по мнению некоторых психологов, начинают действовать с момента рождения). Это относится и к такому качеству, как честолюбие. Есть дети, которые, подобно взрослым, с «младых ногтей» желают быть впереди. Причем в разных направлениях: кто-то в спорте, кто-то возглавляет шайку хулиганов, некоторые мечтают влюбить в себя всех девочек. Ну, а хорошими учениками будут те, кто хочет быть впереди по успеваемости, желает учиться лучше всех, для кого отличная учёба — это цель, приводящая к самоуважению.
По моему мнению, именно это, третье качество, является важнейшей направляющей в сторону улучшения показателей успеваемости. Если человек обладает разумным честолюбием, направленным, к тому же, в нужную сторону, то успех в учебе ему обеспечен. А при наличии благоприятных внешних обстоятельств, которые не всегда зависят от конкретного индивидуума и часто определяются элементарным везением, и в жизни.
Заставлять себя учиться не надо. Единственно, что нужно — это настроить себя на необходимость этого, создав для себя же мотивацию, основанную опять же на этих трёх качествах.
Хочу добавить, что за учениками, обладающими этими тремя упомянутыми качествами (особенно вторым и третьим), родителям совершенно необязательно присматривать в плане учебы, проверять выполнение домашних заданий, а также агитировать за хорошую учёбу с описанием преимуществ, которые она может принести в жизни. Такие дети не только сами знают об этом, но могут ещё и научить других.
Единственное, что может потребоваться от родителей подобным детям — стимулировать эти качества и развивать их. И, кроме того, понять, что их дети подобными качествами обладают. Особенно это касается первого качества.
Интерес к учебе в детях можно пробудить. Каким образом? Общаться с детьми, понять, к какой области знаний их тянет, развивать в этом направлении.
Следующий этап — подобрать школу с нужной специализацией. Сейчас много подобных средних учебных заведений — лицеев, гимназий, физико-математических школ, с углубленным изучением иностранных языков, школ с музыкальным или художественным уклоном…
И постараться сделать так (хоть это и очень непросто), чтобы сын или дочь во время учебы в школе попадали по возможности к лучшим учителям. Или (что проще, но затратнее) постараться взять для ребенка у такого учителя дополнительные уроки, привлечь его в качестве репетитора. Ведь хороший учитель может привить интерес к своему предмету на всю жизнь.
Хочу дать родителям следующий полезный совет: присматривайтесь к своим детям, развивайте то хорошее, что в них есть, больше доверяйте и не считайте глупее себя.
Володя... У вас спорткафедра хоть с пониманием к этому вопросу отнеслась: не умеешь на лыжах - не надо. Будешь бег сдавать. Без лыж. А у меня...