Мне, учителю начальных классов, всегда было интересно наблюдать за родителями первоклассников на первом-втором родительских собраниях. Они ведут себя по-разному. Одни мамы внимательно слушают и делают записи. Другие — сидят, скрестив руки, и постоянно переговариваются с соседкой по парте, обсуждая услышанное. Третьи — очень эмоциональны, возбуждены, задают много вопросов, легко смеются.
Первые собрания проходят легко и непринужденно. Ведь все присутствующие родители уверены, что сделали все возможное, чтобы их ребенок вошел в школьную жизнь уверенно: пройдены курсы подготовки, поменялся режим дня, посещение детских центров помогло развить не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.
В этой подготовительной гонке остаются за бортом только одни участники — сами родители. Да и зачем это нужно, скажете вы. Ведь у каждого взрослого человека за плечами есть свой собственный опыт школьной жизни. У кого-то более успешный, у кого-то — менее, но он есть. А значит и есть уверенность, что все знакомо до мелочей.
Но вот проходят первые два школьных месяца, и я вижу перед собой растерянных, уставших и раздраженных людей. В чем дело? Что произошло? Да просто мало кто из родителей оказался готов к тому, что школа изменилась. Она сильно отличается от той, в которой учились когда-то мы.
Представьте, что вы приехали в свой родной город, в котором не были лет десять. Те же дома и улицы. Но вы не можете найти свою любимую булочную, она закрылась. На месте кинотеатра теперь торговый центр. Юридическая консультация переехала в другой район. А добраться туда на привычном автобусе не получится, уже другой транспорт, с другими номерами. И через неделю мытарств вы начинаете раздражаться.
Вроде и винить некого, но вы гневно то и дело произносите: «Да что ж это такое! Все поменялось! Раньше все было по-другому, привычно! А теперь все так сложно. Я так не хочу! Мне трудно! Это забирает кучу сил!» Вот то же самое происходит и с большинством родителей после первых месяцев обучения ребенка в школе.
Топ-3 самых распространенных болевых точек:
1. Новые правила.
Они коснулись всего: прохода и выхода из школы, организации питания, внеурочной деятельности, работы в электронном журнале, взаимодействия с учителем, организации экскурсий и праздников, оформления письменных работ в тетради (ох уж эти четыре клеточки вниз, две клеточки вправо!).
Совет! Изучите все эти правила и старайтесь им следовать. С ними можно ознакомиться на сайте школы. Они прописаны в Уставе школы и локальных актах. Можно попросить учителя подробно об этом рассказать, а еще лучше — написать. Тогда у вас под рукой всегда будет шпаргалка. Помните, пока вы вспоминаете свои школьные годы и сетуете на новшества, ситуация не меняется. Вы постоянно будете попадать впросак.
2. Личностная адаптация родителей.
Она проходит в четыре этапа. Если осознанно подойти к своему состоянию, к тому, что вы переживаете, расставить правильные акценты, можно перейти от состояния агрессора к состоянию партнерства с учителем и ребенком.
Совет! Определитесь со своей позицией по отношению к различного рода «раздражителям». Это могут быть и замечания учителя, и сообщения в родительских группах и чатах, и форс-мажоры. Необходимо сформировать у себя поведенческие реакции. Выработайте свою собственную стратегию поведения. И помните, что есть события, которые не входят в круг вашего влияния. Не распыляйтесь!
3. Хорошо ли вы знаете своего ребенка?
Речь идет о психологических особенностях. Ваш ребенок холерик или сангвиник? Флегматик или меланхолик? Знание особенностей своего ребенка даст вам возможность более эффективно справляться со школьными нагрузками.
Совет! Изучите психологические особенности. Определитесь с нагрузкой ребенка дома и вне школы, своими правилами выполнения домашней работы, выбором кружков и секций. Обсудите эти вопросы со своими близкими. Разработайте единый подход в воспитании. Это поможет снизить и психологическую, и эмоциональную нагрузку.
Главным правилом для вас должно быть не заминать проблему, а тут же подключаться к ее решению:
- Обсудить в кругу семьи.
- Обратиться к учителю/психологу.
- Проговорить проблему с ребенком, постараться докопаться до сути.
- Создать семейные традиции. Совместный поход в кино или кафе всегда дают ощущение единства и чувство плеча.
В такие моменты, когда вы расстроены, когда мучают вопросы «Почему все идет не так, как надо?», очень важно чувство собранности. Ведь из множества предлагаемых советов нужно выбрать то, что подходит именно вам, вашей семье. То, что укладывается в ваши принципы и ценности.
- Но самое главное, помните: ваша родительская реакция транслируется на ребенка. А значит, уверенность, адекватность, чувство юмора, умение посмотреть на ситуацию с разных сторон — это те качества, которые помогут вам успешно пройти свою собственную адаптацию к школе, сохранив при этом мир и доброжелательные отношения в семье.
Книги, которые стоит прочитать:
1. А. Росс. «Наши дети — наши проблемы».
2. Стивен Р. Кови. «7 навыков высокоэффективных людей».
3. Ю. Гиппенрейтер «Поведение ребенка в руках родителей».
4. А. Мирошина «Адаптация родителей к школе» (издательство «Феникс», 2018).
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...