Все чаще я слышу от разных околошкольных экспертов: «Не делайте уроки с детьми! Ребенок должен справляться сам!» Эти речи слышат и те родители, у кого дети учатся в старших классах, и те — у кого в начальной школе. И каждый раз в душе возникает двоякое чувство. Ведь смотря какой ребенок! А уж если речь идет об ученике начальной школы, то тут тема для отдельного разговора.
С одной стороны, да. Домашнее задание дает ребенку возможность отработать навыки, полученные на уроке. Домашка — как лакмусовая бумажка, позволяющая сделать вывод: как внимательно слушал ты на уроке учителя, сумеешь ли ты воспользоваться этими знаниями?
Но тут же во мне просыпается учитель. Человек, который знает, как бывает на самом деле.
Бывает так, что ребенок не понял. Все слушал, все записывал, но — не понял. А бывает, что у него на уроке, например, болел зуб, и он невнимательно слушал. А еще бывает, что на перемене он поссорился с другом. И тогда на уроке все его мысли там, в том неприятном разговоре или ссоре. Ведь дети очень эмоционально все переживают. Им трудно переключиться.
А еще бывает, что учительница скучно рассказывает. Или объяснила один раз, а потом сказала: «Дальше делаете сами. Номер 3, 4, 5».
…У меня есть ученик, с которым я занимаюсь индивидуально. Так вот, каждое наше занятие я начинаю с вопросов: «Какая сегодня была тема?» и «Кто объяснял?» Потому что учитель вроде есть, а вроде его и нет. То ее на совещание отправили, и на замену пришла в лучшем случае другая учительница, а в худшем — библиотекарша. То ей срочно нужно что-то заполнить в электронном журнале, то внести куда-то какие-то данные, то что-то распечатать. И тогда дети получают задание и весь урок работают самостоятельно. Тогда мне приходится просто заново объяснять весь тот материал, который ребенок не получил на уроке. И таких ситуаций достаточно много.
Если заглянуть на сайты репетиторов, то вы увидите огромный спрос на преподавателей начальной школы. Что это? Кто все эти люди, нуждающиеся в помощи репетиторов?
Беседуя с ними, я понимаю, что половина — это те, у кого ребенок долго болел и пропускал школу, или те, у кого проблемы с памятью, вниманием, концентрацией, восприятием.
Но другая половина — те, кто пошел за этим лозунгом: «Не помогайте ребенку делать Домашнюю работу. Рано или поздно он начнет справляться сам!»
И поверьте, эти родители выглядят очень растерянными в сложившейся ситуации. Потому что чуда не произошло. Ребенок съехал на двойки. А за спиной тяжелым рюкзаком висит целый ворох недопонятых тем, который тормозит и не дает шагать дальше в темпе всего класса.
Моя позиция в этом вопросе однозначна: ребенку, который учится в начальной школе, помощь не просто нужна, а необходима! Это не значит, что нужно выполнять работу за ребенка. Но помочь ребенку в учебе, подсказать, направить ход мысли, разобрать задание — нужно!
Иногда задания в учебнике написаны таким научным языком, что ребенку просто требуется переводчик. Например: «Спиши, вставляя буквы парных звонких и глухих согласных звуков, стоящих в слабой позиции». Или: «Подчеркни буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласных звуков».
Да, учебники писали, видимо, академики. И они забыли, что у маленьких детей еще меленький словарный запас, что это только первая ступень обучения в школе. Но что делать в этой ситуации ребенку?
Ему нужна помощь. И эту помощь должны и могут оказать родители. Не бросайте своих детей один на один с уроками и учебой в школе! Поверьте, репетитор не всегда может разгрести те завалы, которые образовались за годы ваших, родительских, заблуждений.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...