Фильм фантастический, но, как гласит русская пословица, «сказка — ложь, да в ней намек». А здесь очень «толстый», хотя и карикатурный намек на то, как зачастую выглядит постановка жизненных целей.
Например, как мы формулируем «глобальные» цели: «хочу много денег», «хорошее здоровье», «нормальную семью», ну или даже очевидное вроде бы «много детей». В общем, по принципу известного тоста: «Чтоб все было и ничего нам за это не было!»
Что же здесь не так?
Как ни странно, «не так» — фактическое отсутствие цели. Точнее, сформулированной цели. За которой часто стоит слабое понимание цели вообще. Или точнее, слабое осознание.
И… ох, как «замечательно» исполнил бы подобные мечты вышеупомянутый «исполнитель желаний»!
Да что там о фильмах… Работай я психологом и приди вы ко мне с подобным «запросом»… К счастью, я давно не в профессии и потенциальным клиентам ничто не угрожает.
Ну, а настоящий психолог, вероятно, предложил бы начать работу над заявляемыми вами проблемами именно с четкого определения задачи, проблемы, желания. В общем, ситуации. Чтобы не вышло, что вы получили то, чего «хотели», а проблема осталась неразрешенной.
А причина проста: хотели одного, а «просили» другого.
В постановке любой задачи можно выделить два пункта: исходный и конечный, актуальная и желаемая ситуации.
Мы начали с формулировок жалоб, запросов, пожеланий. Их и нужно постараться максимально конкретизировать. Впрочем, это касается вообще любых «хотелок», которые мы намерены реализовать: прежде всего надо понять, чего точно мы хотим, чтобы на выходе получить именно желаемое. И это касается абсолютно любых желаний. Ну, а в психотерапии или психологическом консультировании это проявляется особенно явно: в какую сторону движемся, туда и придем.
Какую цель задает формулировка типа «ни в чем не нуждаться» или даже близкое многим из нас желание «иметь дом и нормальную семью»?
Близкое и всем, казалось бы, понятное — но при этом для всех разное. Та же «нормальная» семья — это какая? Для одного это много (кстати, «много» — два или восемь?) детей, для другого — чтобы каждое утро кофе в постель и «пылинки сдували», третьему важна близость взглядов на жизнь, еще есть варианты — чтобы супруг «был опорой», «хорошим отцом/матерью детям». А кому-то принципиально, чтобы супруги разделяли увлечения и интересы друг друга.
Да и представления о «доме» могут различаться весьма существенно. Для кого-то «домом» окажется пускай крошечная, но своя квартира; для другого главная составляющая «дома» — это собирающаяся в нем по вечерам семья; для третьего же, «дом» — это сам дом, причем загородный, большой и собственный, и никак иначе. А все остальное, включая «нормальную семью», к такому дому скорее придается.
Вот и поди пойми, что есть «дом и нормальная семья» в каждом конкретном случае. И это касается множества других наших «хотелок»… А хуже всего, когда своих потребностей толком не понимаем мы сами!
Возвращаясь к психологическому консультированию, точная формулировка запроса здесь — чуть ли не самое важное. «Запрос» в данном случае включает как минимум два пункта:
- актуальная ситуация;
- то, что мы хотели бы получить «на выходе».
После чего можно будет проработать «промежуточный этап» — определить, что потребуется предпринять для реализации желаемого.
Зададимся вопросом, к теме статьи вроде бы не относящимся: зачем люди обращаются к психологам? Ясно, что за помощью, но в чем? Ведь психолог в принципе не может ни решать за вас, ни брать ответственность за ваши решения и поступки. Это один из основных принципов профессии.
Главное, чем психолог способен помочь — это разобраться в проблеме. А начинается этот процесс «разбирательства» с анализа формулировки проблемы.
Интересно, что работа психолога может и ограничиться этим этапом. Не потому, что клиент уходит разочарованным. Напротив, нередко правильной формулировки оказывается достаточно для принятия решения, для дальнейших самостоятельных действий, в общем — для понимания, как и в каком направлении двигаться.
Попробую привести очень грубый пример:
«Хочу, наконец, устроиться на работу!» — формулировкой проблемы не является.
Это станет очевидным, если отреагировать прямо и непосредственно:
— Хочешь — так устройся! В чем проблема?
Проблемы сразу обнаружатся: то предлагаемые зарплаты недостаточны, то нет вакансий по специальности, то далеко ездить, рано вставать, много работы, не устраивает коллектив… Наконец, туда, куда хочется, вас на работу не берут.
То есть проблема не в собственно «работе», не в «работе вообще». А в работе, соответствующей неким ожиданиям. И это уже шаг к пониманию!
Пойдем дальше и уточним, каким именно ожиданиям.
По большому счету, любое наше стремление, побуждение продиктовано одним из двух мотивов: достижения успеха и избегания неудачи. Предельно огрубляя: любое наше действие, решение направлены либо на то, чтобы улучшить ситуацию, либо на то, чтобы ее не ухудшить. Или «чтобы стало хорошо», или «как бы не стало хуже», или «как бы чего не вышло».
Если удалось уверенно классифицировать свое желание/потребность/намерение по этому признаку — уже хорошее начало. Можно определяться со следующим по важности пунктом: чего мы обязательно ожидаем от работы?
Это может быть что угодно: от минимально приемлемого с вашей точки зрения уровня зарплаты до… допустим, креативности как обязательного условия. Или сферы деятельности: например, вы не мыслите себя иначе, как работающим с автомобилями. В общем, снова принимаем этот пункт как отправной и углубляемся дальше.
Разумеется, точно так же работаем и с мотивацией избегания нежелательного, например: «Главное — не физический труд»! Или: «никакой материальной ответственности!»; «только не в женском коллективе!», «что угодно, кроме торговли!».
И так, пункт за пунктом, уточняем все новые детали в формулировке цели, сколь возможно, конкретизируя запрос. Пока не получите более-менее определенную, четко сформулированную и конкретную цель. Так, что останется подобрать реалистичный способ реализовывать эту цель.
Главное, чтобы не вышло как в анекдоте:
Идет путник по пустыне. Жарко, пить хочется, силы на исходе. Видит — лампа валяется. Схватил, потер, появляется джинн:
— Ну, спаситель, любое желание выполню!
— Джинн! Домой хочу!
— Хорошо, пошли.
— Да нет, я быстро хочу.
— Ну, тогда побежали…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...