Дело в том, что психологические установки — они не лежат на поверхности. Человек может и не догадываться, что он думает не так, как думает (такая тавтология в данном контексте вполне допустима).
Кривое зеркало
Картина мира закладывается в детстве. Хорошо, если влияли на неё умные, доброжелательные, здоровые люди. Но так бывает не всегда. К примеру, мать — неадекватный человек. Но её не обследовали, соответственно, и диагноза нет. Со стороны тоже ничего никто не скажет. Однако ребёнок познаёт действительность по кривому зеркалу её бреда — ведь в раннем возрасте ещё нет представления, что правильно, а что нет.
Дитя не знает, что мать или другие значимые взрослые говорят глупости. И не стоит удивляться, если в результате ребёнок оказывается в ужасных отношениях в любом коллективе, становится изгоем. Он не понимает, почему. Порой начинается такая опасная игра, как задабривание. Он надеется купить расположение окружающих, раздаёт конфеты, игрушки, не оставляя себе ничего. Но почему-то любить его не начинают — им лишь пользуются.
Неадекватная мать обвиняет его, что он думает только о себе (подразумевая, что он должен думать о ней). И дитя решает, что мало даёт другим. Такой сценарий тянется во взрослую жизнь. Хорошо, если страдалец встретит умных людей (к примеру, грамотных психологов), которые смогут донести до него истинное положение вещей. Бывает, что человек и самостоятельно приходит к верным выводам, но лишь после прочтения огромного количества литературы.
Старое и новое
Но осознание не всегда сладостно. Оно сопровождается сильным потрясением и растерянностью. Ведь думать по-новому человек ещё не научился, а старый опыт уже не действует — ясно, к какому плачевному положению дел он привёл. Уже становится невозможно общаться с теми же людьми, что и раньше. Как ни трудно, но предстоит пройти через некий период безвременья.
Больно осознавать, что на протяжении десятилетий приходилось быть заложником глупых убеждений. Или же хотелось достучаться до бездушного человека — к примеру, заслужить любовь матери, которая не способна любить. По меткому выражению одного психолога, шли попытки открыть консервную банку носовым платком. Потрясение в таком случает очень болезненно.
Такое состояние можно назвать синдромом Натанаэля. Стоит вспомнить новеллу писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Песочный человек». В ней восторженный юноша Натанаэль полюбил прекрасную девушку Олимпию. Она казалась ему воплощением идеала чистой, невинной души. Но с ужасом он узнал, что его возлюбленная — это на самом деле кукла-автомат. История Натанаэля закончилась трагически — он бросился с башни.
Примерно такое же потрясение испытает тот несчастный, который с раннего детства пытался достучаться до бездушного человека. И осознав невозможность конструктивного диалога, страдалец испытывает шок, а затем глубокую пустоту. И боль — что все старания и жертвы были напрасными. Приходится переболеть этой болезнью и жить дальше.
Новые привычки и образ себя
Научиться выстраивать отношения с миром, другими людьми и с собой на иных, более конструктивных началах — процесс хоть и не простой, однако весьма интересный. Важно найти в себе те ценности, на которые можно опереться. Ведь у многих есть нечто, что очень дорого — например, любимые произведения искусства. Но общением с ними часто приходилось жертвовать. Или же всякий взгляд в ту сторону сопровождался чувством вины (которая явно была навязана).
Многое зависит от осознания своей уникальности и ценности как личности. Это не определяется расположением какого-то человека или чьей-то похвалой. Потребуется время и определённые усилия, чтобы начать воспринимать себя в более позитивном свете. Тот, кого сильно обесценивали, может почувствовать внутреннее сопротивление или желание мысленно спорить с агрессором. Но это не должно останавливать.
Могут вспомниться старые травмы и та боль, которая осталась неоплаканной. Всё это хранилось в душе, хотя казалось, что забылось. Однако то было искусственное самоуспокоение — переживания лишь «задвигались» на задворки внутреннего мира. Важно посмотреть им в лицо. Могут быть слёзы — это нормально. После этого наступает существенное облегчение.
Научиться воспринимать себя и думать по-новому непросто. Но на этом пути ждут занимательные открытия. Кто-то откроет в себе таланты, о которых прежде не догадывался. А те способности, которые проявились раньше, получат новый импульс, и деятельность поднимется на более высокий уровень.
От привычки плохо к себе относиться приходится избавляться, как от любого вредного пристрастия. Постепенно позитивные установки будут заменять старые. Поэтому есть смысл постараться.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...