К сожалению, современная академическая методика обучения игре на музыкальных инструментах не позволяет свободно осваивать любые инструменты. Чаще всего она вообще убивает дух свободного музицирования и желание заниматься. Один из известных в мире скрипачей Иегуди Минухин жаловался перед камерой, что не мог свободно играть на скрипке (скрипач с мировым-то именем!). Еще он откровенно завидовал цыганским скрипачам, с детства свободно и легко владеющим инструментом.
Для того чтобы свободно осваивать музыкальные инструменты, необходимо понимание следующих основных моментов:
Во-первых, что такое современная музыка вообще.
Во-вторых, как эта музыка укладывается на конкретный инструмент.
В-третьих, какие основные технические приемы необходимы для исполнения музыки.
В современной музыкальной школе обычно начинают с третьего. На нем же чаще всего и заканчивают, увы. А собственно понимание музыки оставляют на училище или на институт. Да и то, скорее, это относится к композиторам, а не к исполнителям. Для исполнителя есть ноты с четким указанием, что и как делать. А где простому человеку найти ноты для цитры, которую дедушка привез с забытой войны? И вообще, что она за зверь такой? Не всякий знает это, настолько она необычна для нашего глаза. А вот в Германии и Австрии она была довольно широко распространена.
По сравнению с нашими исполнителями любой цыганенок из глухой румынской деревни может оказаться более виртуозным скрипачом. Хотя он, может быть, и читать-писать не умеет, не говоря уж о нотах. А может, еще и штанишек-то не носит. Налегке бегает со скрипочкой. Он с детства растет в музыкальной среде, постигает музыку как она есть, а не премудрости гамм и прочих упражнений. И только по достижении определенного возраста получает какой-то инструмент. Или сам находит на свалке старую мятую трубу и начинает пытаться извлекать из нее музыкальные звуки, подражая старшим.
Так что же собой представляет современная музыка?
Музыка за всю свою историю менялась не раз. Менялись мелодии, менялись музыкальные инструменты. Но собственно основа музыки менялась гораздо реже. Эта основа называется у профессионалов музыкальным складом. Современный склад, именуемый гомофонным, существует уже несколько столетий, хотя музыка Моцарта очень сильно отличается от джазовых композиций.
Этот самый склад по природе своей является многоголосным. И в большом количестве голосов можно, конечно, с непривычки запутаться. Однако каждый голос имеет свою функцию и, несмотря на сильные различия, функции голосов в симфонии Моцарта ровно те же, что и в произведениях современных попсовых композиторов. И основой всех этих голосов является все так же мелодия, которую мы напеваем в ванной или на привале у костра.
Мелодия в музыке является основой всего построения. В каждой ее ноте заключается определенная функция, которая раскрывается в аккорде аккомпанемента. Этот самый аккорд является, таким образом, неотъемлемой частью самой мелодии. Именно поэтому простая мелодия на какой-либо дудочке и не рассматривается нами подсознательно как серьезная музыка. И не один музыкальный продюсер, скорее всего, не станет слушать мелодию без сопровождения, какой бы гениальной она ни была.
Часто можно слышать, что аккорды «подбирают». Однако это очень непроизводительно и говорит о непонимании функциональной сути мелодии. И записывают аккорды обычно по названиям нот. Хотя значение их раскрывается только в ступени относительно главной ступени всего мелодического построения. Эта главная ступень называется тоникой, и на ней обычно заканчивается мелодия.
Все функции мелодии делятся по своей устойчивости. В качестве конечного аккорда обычно используется самый устойчивый (тоника). А все промежуточные могут быть устойчивыми или неустойчивыми. Такая смена функций придает мелодии дополнительную окраску и движение.
Некоторое отличие в соотношении мелодии и функционального аккомпанемента можно увидеть в джазовых импровизациях. Там основой является определенная последовательность функциональных аккордов. А импровизируемая мелодия развивается в рамках заданной последовательности. Но при этом мелодия остается достаточно независимой, хотя и сохраняется четкая связь между мелодией и функциональным аккомпанементом.
Кроме основной мелодии и аккомпанемента, существуют дополнительные голоса. Это вторая мелодия, часто именуемая «соло». При ансамблевом исполнении она поручается какому-либо яркому инструменту. При игре на инструменте типа фортепиано (когда исполняются все голоса на одном инструменте) — это обычно верхние или средние голоса. Она независима, но, в той или иной степени, укладывается в рамки существующей функциональности. Примерно как в джазе. Таких независимых голосов может быть несколько. Но такое построение слишком сложно для восприятия и редко применяется в массовой музыке.
Мелодия с аккомпанементом представляет собой неразрывное целое, как уже упоминалось. Но и в этой «монолитной» структуре выявляются относительно самостоятельные голоса. Это сама мелодия и бас. Именно поэтому так важна бас-гитара в современной популярной музыке или контрабас в джазе. Они ведут линию баса, фундамент всей композиции.
В этой статье мы рассмотрели первый пункт из приведенного выше списка. В следующей рассмотрим, как использовать многоголосные инструменты.
Все в цыгане!!!
Словарь чтоль почитайте музыкальный на досуде. Склад от лада может отличите. Перлами будет меньше.
0 Ответить
Первый вопрос - вы где учились музыке?
Далее, часть 1:
1. Вы написали, что статья для тех, "кто хоть немного знаком..." и т. д. Но, во-первых, здесь на ШЖ не публикуются статьи, понятные лишь тем, "кто хоть немного знаком..."
2. Во-вторых, далее, по тексту, я не увидел ничего, что бы говорило, что тут непонятного человеку, который не знает магические буквы C,D,E,F,G,A,H.
3. Цыганский скрипач из табора, сам, НИКОГДА не научится играть, как Башмет, например. Не нужно меня поправлять, что Юрий Башмет - альт, я просто скрипачей не вспомнил, кроме Ванессы Мэй. Которая играет очень безобразно.
4. Ваш перл насчет того, что нужно для того, чтобы освоить музыкальные инструменты, я даже не буду комментировать. Почти не буду. Один комментарий - нотная грамота не нужна? Все - в цыгане?
Часть 2:
1. Вы где учились музыке?
2. Может, не "СКЛАДОМ", а ладом?
3. Музыка Моцарта, с точки зрения лада, от джазовых композиций отличается меньше, чем музыка Микен, например, от музыки Лидии.
4. Если вы пишете статью на тему "Как освоить...", то вам ни в коем случае нельзя приплетать полифонию. Пусть дети в один голос играть научатся.
5. Ни в произведениях Моцарта, ни в произведениях "современных попсовых композиторов" я полифонии не встречал.
6. Я собираюсь здесь на ШЖ открыть музей "перлов". Вы - кандидат: "раскрывается только в ступени относительно главной ступени всего мелодического построения".
7. Б-р-р-р! "Там основой является определенная последовательность функциональных аккордов". В перлы это не пойдет, но лично мне глубоко непонятно. А у Моцарта, столь любимого вами, не было "последовательности функциональных аккордов"? Одной короткой фразой определить сущность джаза. До этого никому этого не удавалось.
8. Соло - первая мелодия, не вторая.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, а Вы слышали музыку Лидии и Микен??? Ваша настоящая фамилия - Гэндальф или Воланд??? Не путайте лидийскую музыку с ТАК НАЗЫВАЕМЫМ лидийским ладом.
0 Ответить
Мария Семенихина, просто ПОДОЗРЕВАЮ, что лидийцы в своей музыке использовали лидийский лад, а микенцы - микенский лад. Могу ошибаться.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, читайте Е.В. Герцмана. Хоть он и изобрел никогда не существовавший инструмент "менавл" (в переводе на русский - наподобие "дудка-же"), но об античной музыке пишет интересно. И вообще прочие вопросы - в личку
0 Ответить
Мария Семенихина, давайте закончим здесь обсуждать комментарии Андрея Лебедкина. Не они здесь тема, а статья, вот к ней и следовало б вернуться.
Андрею этот пост надо воспринять как замечание модератора - отыграли вы тут свой бенефис, достаточно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Нет, инструмент-таки нужен иногда. Наблюдал один современный опус. Композитор лично сидел перед роялем и периодически стучал крышкой оного, двигал стул шумно и топал ногами. А другой - залезал в струны и дергал их, как на арфе. А при чем тут современная музыка я и сам не знаю.
0 Ответить
Дмитрий Шомин, ага, я тоже такую "музыку" не понимаю. А вы Шенберга слушаете? У меня мать его терпеть не может, а мне нравится.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, а наш преподаватель по сольфеджио прямо при всех в классе признался, что у него от Шенберга температура подскакивает и горло болеть начинает.
0 Ответить
Мария Семенихина, это экстремальное было сольфеджио.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, да он вообще дядька веселый и в выражениях не стесняется... То полтора часа вспоминал, как звали Людвига Баварского (ну у которого тусовался Вагнер), то сказал, что Шуман всю жизнь был не в себе... Еще у нас другой препод был, который орал: "Кольцо - ОДНО! - Нибелунга - ОДНОГО!". А завуч вообще в методичке по музлитературе Толкина цитировал.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, музыку вообще не слушаю. Не нравится она мне. Лично я петь люблю. Но только не написанное еще, в дваждыгармоническом мажоре.
Вот тока ваш спам, которым завален мой ящик, найти никак не могу.
0 Ответить
Дмитрий Шомин, У Образцова была постановка, в которой было много любопытных инструментов, в том числе и водно-бочковый (бочек сортирный) .
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А при чем тут СОВРЕМЕННАЯ музыка??? Чтобы писатьи исполнять современную музыку, и инструмент не нужен, достаточно компьютера, который всякие "визги-мызги-стуки-звуки издает".
0 Ответить
Мария Семенихина, вы про Тимати и Ко? Согласен с вами.
Но человек то - про джаз и типа этого.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, а при чем тут Тимати? Послушайте современную вполне-себе-академическую электронную музыку, что нашу, что зарубежную... как саундтрек к мультику, от которого хочется повеситься, это сойдет, но как самостоятельное произведение...
0 Ответить
Мария Семенихина, вот не знаю такой, к сожалению, "академической электронной музыки". Бывает?
0 Ответить
Андрей Лебедкин, еще как. Например, на "Радио России - Санкт-Петербург" по воскресеньям в 21-00 бывает передача "Звучащая сфера" именно про такую музыку.
0 Ответить
У меня младшая тоже не хочет заниматься, но когда приходит мой старшенький, закончивший муз.школу, вместе они с удовольствием играют в 4 руки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях, здорово вообще! У меня дети - балбесы, к сожалению.
А младшая в четыре руки играет, не обучившись музыке? Слухачка? Завидую. Хочу такую дочку.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, нет, старшщий закончил, а младшая сейчас второй год ходит на фо-но и ленится. А тут концерт на праздники. Вот и придумали, как ее стимулировать - с кем-то же интереснее . А у с старшего девушка в музучилище учится - тоже что-то сам разучивает постоянно. Пытаюсь на Гершвина его раскрутить - современность ему не нравится .
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо!Жду с нетерпением продолжения.Два раза начинала в детстве учиться музыке,но обстоятельства не позволили мечте осуществиться.Хотела бы научиться играть на флейте.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Таша Бай, сначала - фортепиано. После этого флейта отдастся сама.
0 Ответить
Спасибо! Я тоже пытался бросить много раз. Раздражала гордая бестолковость преподавателей. Вернулся к музыке только через много лет.
0 Ответить
Чаще всего она вообще убивает дух свободного музицирования и желание заниматься.
О да, я с Вами согласна. В музыкальных школах, порой так скучно и не понятно всё рассказывают, что невольно понимаешь тех детей, кто 'музыкалку'' бросил.
А статья понравилась, очень интересна и понятна даже моей маленькой сестренке
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Выложил вторую часть. НО не последнюю.
0 Ответить
Кой что подправил.
0 Ответить
Однако, это очень непроизводительно - запятой при однако не надо.
не смотря на сильные различия - несмотря слитно
Текст очень хороший. Проблема только вот в чем. Читаю - и ощущаю, насколько автор - "в теме", насколько для вас, Дима, это существование в музыке органично. То есть, вы - уже ТАМ, а статья - путеводитель для тех, кто ВНЕ. Не обладая вашими знаниями и навыками, пытаться проникнуться, кхы, - не получается. Хотя хочется.
А вообще, конечно, почин хороший. недавно напоролась на заметки по урокам масляной живописи - Боб Росс научил по своему методике миллионы людей писать маслом. Не бог весть что изображают, но главное-то не результат, главное - процесс. Если хоть красочная мазня, хоть безграмотное музицирование на каком угодно инструменте доставляет радость - что ж и не взяться.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я может и ТАМ. Но хотелось бы частично еще ЗДЕСЬ. А что не здесь? Поконкретнее. Может просто словечки какие убрать или примерчик сунуть куда-никуда?
А про безграмотное музицирование напомню историю концертины. Она, бедная прекратила свое существование именно благодаря ему, безграмотному музицированию. А как ничинала-та... На каждом углу и в каждом кабаке... Может я зря все это?..
0 Ответить
Да нет, по-моему, все нормально. Воодушевляюще
А если ТАМ, то ЗДЕСЬ уже не получается. Человек, освоив премудрость, не может ведь от своих знаний и умений избавиться. Так и надо, чтоб было видно, куда идти.
Вот только почему подзаголовком про современную музыку выделено? А где подзаголовки насчет двух других пунктов7
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это ж часть первая и не последняя. Будет еще неско штук. Вот запятые проверю... Тогда, наверно и понятнее будет.
0 Ответить
Оценка статьи: 5
0 Ответить