Гармонические функции могут быть устойчивыми и неустойчивыми. Голоса делятся на мелодический, дополнительный (солирующий, имитирующий…), бас и вспомогательные (заполняющие) голоса аккомпанемента, расположенные по высоте между басом и мелодией.
Музыка воспринимается нами серьезно только тогда, когда в ней присутствуют голоса, которые позволяют определять окраску и устойчивость той или иной части произведения. То есть когда у нас есть «аккомпанемент» или аккорды. Эти аккорды очень часто записывают прямо над мелодией в буквенно-цифровом виде. Иногда их называют цифровкой или как-нибудь еще. Для понимания такой записи лучше всего обратиться к какому-нибудь учебнику джазовой или эстрадной гармонии. Стандартный учебник «классической» гармонии не содержит всех современных вариантов аккордов.
В таких учебниках рассматривается соотношение аккордов, их последование в различных вариантах. Следует только понимать, что гармония зависит от стиля, в котором исполняется произведение. Гармония венской классики отличается от гармонии рока или джаза, хотя общие законы у них и одинаковы. Поэтому следует приобретать учебник по соответствующему стилю. При этом необходимо, конечно, слушать, слушать и слушать лучших представителей выбранного стиля.
«Серьезная» музыка исполняется на «серьезных» инструментах. К ним можно отнести те, которые одновременно издают несколько звуков. Например, клавишные. Орган, фортепиано и другие подобные инструменты позволяют одновременно извлекать десять и более звуков. Струнные, типа гитары или арфы, также позволяют издавать несколько звуков одновременно. И этим звукам придаются функции отдельных голосов. Нижние звуки относят к басу. Верхние — к мелодии и соло.
Чтобы играть что-либо на таких инструментах, необходимо на начальном этапе научиться «подбирать» мелодию. Или придумывать ее самостоятельно. По ходу развития мелодии необходимо понимать степень устойчивости-неустойчивости самой мелодии. И соответственно выбирать необходимые гармонические функции (аккорды).
Понятие устойчивости относится к конкретной ноте мелодии. Если в данном месте мелодию хочется продолжать дальше, то это неустойчивое место. А если ощущается завершенность, то необходимо применять устойчивую функцию, тонику.
Можно начинать осваивать инструмент не с мелодии, а сразу с аккомпанемента, аккордов. Так обычно делают на гитаре. При этом все равно необходимо понимать, как развивается мелодия и как с ней сопрягаются аккорды. Исполнение отдельных аккордов без мелодии гораздо проще на начальном этапе. Мелодию можно поручить собственному голосу.
При выборе аккордов следует не только смотреть на конкретные ступени мелодии и к ним относить аккорды, а смотреть на развитие. Так как именно мелодия в движении определяет функциональность каждого конкретного звука.
При самостоятельном освоении инструмента на начальном этапе можно вообще ограничиться двумя аккордами. Для первой, третьей и пятой ступеней мелодии можно взять трезвучие первой ступени (тонику), а для остальных ступеней — трезвучие пятой ступени (доминанту). По такому принципу была построена первая русская гармонь «пятиклапанка». У нее было всего два аккорда, а под мелодию отводилось пять клавиш. Однако огромное количество народных наигрышей существует всего на три клавиши! И два аккорда! Стоит, правда, учитывать, что пять клавиш гармони — это полторы октавы, что немало.
Следует также учитывать, что при проходящем движении через, например, вторую ступень между первой и третьей можно использовать как чередование функций (тоника — доминанта — тоника), так и только тоническое трезвучие. Все зависит от темпа и решаемой задачи. Обычно смена аккордов (гармоническая пульсация) происходит один-два раза за такт при смене слабой доли на сильную. Но иногда одна и та же функция может продолжаться несколько тактов. Можно, например, при быстром проигрыше целой гаммы использовать только тоническую функцию (трезвучие первой ступени). Это делается в том случае, когда нам надо дать понять, что мелодия на этом участке устойчива.
В дополнение к описанным выше функциям существует еще одна интересная деталь. Она называется у профессионалов «педаль». Это повторение одного и того же звука независимо от ступеней мелодии. Обычно это первая ступень в начале и конце и пятая в середине произведения. Соответственно, они создают ощущение устойчивости (первая ступень) или неустойчивости (пятая ступень). А на фоне этой педали могут независимо двигаться аккорды аккомпанемента и сама мелодия. Функцию педали может выполнять и аккорд. Тоническое трезвучие или доминантовое (на пятой ступени).
Научившись играть аккорды, можно приступить к оснащению всей композиции простыми солирующими мелодиями, дополняющими и украшающими песню. Такое «вторящее» соло может быть подобрано просто в параллель основной мелодии. Например, в октаву или через ступень (в терцию). В стиле русской народной песни этот голос может то сходиться в унисон, а то расходиться в октаву. Такой вариант называется подголосочной полифонией. Традиционное исполнение старинных русских песен является хорошим примером такого многоголосия.
В теории музыки существуют разные виды многоголосия (полифонии). Тем, кто хочет серьезно подойти к этому вопросу, лучше обратиться к соответствующему учебнику. В нем подробно разбираются различные виды музыкального изложения.
При всем вышесказанном надо учитывать, что аккомпанемент с мелодией в чистом виде (одновременно звучащие звуки аккорда: мелодия, бас и два средних голоса) звучит довольно редко и выглядит неуклюже. Поэтому обычно на многоголосных инструментах аккорды могут применяться в последовательном изложении своих звуков. Последовательность может быть любой, с повторением как отдельных звуков, так и всего аккорда в определенном ритме. Этот прием профессионалами называется фигурацией аккорда. Многие даже принимают это за мелодию, настолько самостоятельным выглядит подобное изложение аккорда.
Например, при использовании только двух аккордов можно использовать следующую фигурацию в До мажоре ©. Для тоники: сначала До (C), потом октавой выше одновременно До (C) и Ми (E). Для доминанты использовать септаккорд пятой ступени: сначала Соль (G), потом одновременно Ре (D) и Фа (F). Ноты До (C) и Соль (G) формируют простую линию баса. При этом, конечно, можно разнообразить такую фигурацию различными повторениями. Например, для вальса вторая часть аккорда повторяется дважды. А на завершении музыкальной фразы можно брать аккорд целиком.
Дополнительно голоса могут быть усилены параллельными октавами или другими интервалами. Вплоть до того, что одновременно играется один и тот же аккорд на разной высоте.
Понятно, что такое многообразие функций на многоголосном инструменте должно отдаваться конкретным пальцам, рукам или ногам. Например, на органе ноги обычно исполняют партию баса. Там у органа снизу целая клавиатура с клавишами из балок. На фортепиано левая рука обычно исполняет аккомпанемент, а правая — мелодию и соло. Иногда обе руки используются для аккомпанемента пению. Однако все эти принципы могут быть изменены по желанию и в зависимости от решаемой задачи.
Продолжение следует…
Дмитрий, странно очень. Это самая грамотная статья, из ваших. Видно что вы - профессионал.
(В сторону) Я тут предыдущие статьи Дмитрия раскритиковал, стыдно мне!
Но в то же время - самая непонятная для неспециалиста. Я сам долго думал, почему вы после (C - тоники) берете (Em - паралл. доминанту), а потом (G - доминанту). Потом понял, что это какой-то мегаджаз.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, я вам уже рекомендовал почитать хотя бы словарь. А то вы ноту от аккорда отличить не можете. До и Ми - это просто ноты такие, а не доминанты и тоники. Начитались Интернета, и комментировать пришли. А слово фигурация для вас наверно просто не читается, длинное очень.
А так - это не мегаджаз, а чистаа канкретнааа фоооолк.
0 Ответить
Дмитрий Шомин, ну вы даете! Все-таки не стоит вам статьи на музыкальную тему писать. Человек не знает, что такое доминанта и тоника, после этого:
1. Пишет статьи про музыку.
2. Отправляет меня читать словарь.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, ваша слущай, аданака, савсем пляхой. По-русска читай не могу. Нипанимай савсем ничево. Славарь не памагай, аданака. Русский славарь сначала читай-читай. А патом музыкальна.
А нота от аккорда отличается количеством. Это я для справки. Одна нота, например, До, - это одна нота. А аккорд - это не одна нота, типа, аккорд. Если вы читаете про ноту, а думаете, что это аккорд, то просто не читайте, и тем более не комментируйте, так как читать не научились еще.
0 Ответить
Мне так кажется, что вы оба немного не правы.
Дмитрий Шомин, вы меня удивляете. После таких статей можно предполагать только, что вы просто позабыли некоторые моменты. А именно, что доминантой и тоникой обзываются не только трезвучия, но и отдельные ступени лада. Поэтому одна отдельная нота по своему отношению к музыкальному ладу может являться и тоникой, и доминантой, и остальными страшными словами из теории музыки.
Что касается Андрея Лебедкина, то, как мне кажется, он просто ошибся, указав в комментарии Em, вместо Е, которая, действительно, является доминантой параллельной тональности Ля минор. А Em, конечно, аккорд, что и сбило с толку.
0 Ответить
Олег Антонов, спасибо, что решили выступить третейским судьей.
Проблема в том, что читать статью надо не между строк, а как написано. Если написано фигурация до-ми-соль, то это и есть фигурация до-ми-соль (правда без соль, что и сбило с толку человека "продвинутого"). А это всего лишь тоника, а не следующая доминанта с понижением еще откуда-то взявшимся. Называется такая штука редукцией. А если человек путает фигурацию с прогрессией и не знает, что такое редукция, то тут уж не ко мне, а в другое заведение.
А вообще-то статья написана для тех, кто не собирается бросаться такими словами страшными. Музыка гораздо проще, чем ее пытаются представить некоторые "грамотеи".
0 Ответить
Дмитрий Шомин, это да, музыка для исполнителя-самоучки гораздо проще... Я, например, о всяких тониках и прочих фигурациях узнал после 20 лет знакомства с баяном. Что не мешало исполнять довольно много произведений.
0 Ответить
Олег Антонов, именно так. Но почему-то некоторые читатели старательно подозревают меня в том, что хочу заменить консу. Правда, многие 15 лет учатся зря. Вчера показывали мастер-класс Ростроповича. Так он там взрослую совсем пианистку поучал. Тут, говорит пяти-тактовый период, а не четырех-тактовый. Паузу ты не там делаешь!!! Это на втором десятке человек (профессионал с академическим образованием) просто не понимает, что он делает! Не понимает, что такое фразировка. Это как по-русски паузу делать между подлежащим и сказуемым. Ребенок в два-три года знает, как фразу строить.
Проблема академической школы в целом - это подготовка автоматов для воспроизведения нот. А автоматы могут сбоить, двери у них могут не закрываться. Вроде и ездит, и дует не сильно... А что-то не то... Такая проблема полностью отсутствует у народных (не по образованию, а по призванию) музыкантов.
0 Ответить
А вообще всех с праздником! Весны и музыки побольше. А теории - поменьше!
0 Ответить
0 Ответить
зачем теория в музыке? ужас какой.. еще бы теоретическую базу подвели под написание стихов подвели...
0 Ответить
Маша Данилова, а вы стихи пишете? Без теоретической базы? Ямб, Хорей, Амфибрахий, Анапест?
0 Ответить
Андрей Лебедкин, уймитесь, будьте добры.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Лебедкин, ваш комментарий удален после замечания
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Маша Данилова, ужос-то какой! Я тут роман начал писать, да что-то застопорился. Оказывается, надо буквы какие-то знать! А потом орфографию, пунктуацию, да еще - ужос, ужос! - теорию ЛИТЕРАТУРЫ!!!
0 Ответить
Олег Антонов, не трогайте Машу. Она искренне и честно!
0 Ответить
Маша Данилова, в самую точку. Те же древние греки и под стихи подвели теорию. В школе изучается.
0 Ответить
Да, все непонятно... И что делать непонятно, и что не делать тоже... Жизнь сложная штука. Практически как рояль. Чем больше кнопок жмешь, тем какофоничнее.
0 Ответить
Вот оно как... А я, как дура, 17 лет училась играть на фортепиано...Не для того, чтобы стать пианисткой, а просто так... так просто...
0 Ответить
Елена Тормозова, не-не, все хоккей. Если с "куражом и чувством ритма" у вас все в порядке, то и на флейте сможете.
0 Ответить
Да-да. Будь проще - и люди к тебе потянутся. К счастью на пальцах научить музыке можно за пару занятий. А вот в статье, к сожалению... А вот флейту никому не рекомендую.Изучать по ней музыку, тоже, что иностранную кухню по устройству печи.
0 Ответить
Я к тому говорю, что нужно проще писать, чтобы интересно было и в тоже время познавательно. Чтобы человек статью прочитал и побежал интструмент покупать. Ту же блок флейту! Как, например, кто-то сказал: играть на флейте легко, нужно только зажимать пальцами дырки, дуть ртом в конец флейты и из нее польется волшебная музыка! А ты ему невзначай еще и про нотки подскажешь. Статья называется "Как освоить музыкальный инструмент" А тут сразу такие сложности.
0 Ответить
Дык, еще ж не написано!!! А вы уже все знаете? Узнаю человека подкованного и "ученого".
0 Ответить
Аккорды бренчать проще когда знаешь как брать и как называются ) А то знал человек с детства: до ре ми фа соль ля си - кошка едет на такси А тут на те: CDEF. Че почем? Да еще оказывается С это аккорд мажорный - До переименованный Да еще мажорное трезвучие до ми соль. И понеслась Дети вон по табам и играют, и еще спрашивают нафига нам ноты ?? Короче не будет никто Вашу теорию читать, поскоку слишком умно написано Я то Вас понимаю, и то читал мельком, но обычному человеку даже неитересно
0 Ответить
Владимир Морозов, читайте, читайте. Если нотную грамоту знаете, ничего сложного нет. По буквам проще играть, чем по нотам или табам. С листа, например, я по нотам или табам не сыграю. А по буквам, могу даже с сольными вставками.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, здесь обсуждается статья. Вам сегодня уже было сделано замечание: комментируйте статью, а не комментарии, набравшиеся при статье за несколько лет ее существования.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Лебедкин, ваш комментарий удален после замечания.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Из общения со знакомыми гитаристами. Им аккорды бренчать намного проще, чем мелодию вывести. А органная клава - самая непрактичная вещь на свете.
А труд нужен везде, особенно в детстве, кашку покушать самому ложкой.
А краткую теорию для начинающих я попробую изложить отдельно. Именно как теорию.
0 Ответить
Дмитрий Шомин, это - не гитаристы.
0 Ответить
Тяжелые статьи. Не для начинающего точно. Научиться пиликать мелодии на любом инструменте легко. Хотя вспомните, как правильно играть гамму на ф-но? Но чтобы сыграть целиком любую песню нужен труд, постановка рук, знание и понимание ритма. Про ноты вообще молчу.
0 Ответить
Интересная статья, мне думается. Если не освоить музыкальный инструмент (как-то не отваживаюсь на такой подвиг), но хотя бы понимать, как работают музыканты, как создается музыка - такая статья помогает.
0 Ответить
Спасибо.
А освоить инструмент не так уж и сложно. Главное не хвататься за что-то сложное и не покупаться на простоту блок-флейты.
Гармошка (русская ли, губная или еще какая) самое то. И мелодия получается и к гармонии приучает автоматом. Главное не брать ту, которая имеет один звук на оба движения меха. Должны быть разные. У губной так и есть.
0 Ответить
Дмитрий Шомин, вы почему народ опять смущаете? На гармошке труднее научится играть, чем на фортепиано. Вообще, фортепиано - самый легкий инструмент, если мы не будем играть "мурку" и блюзовое "ту-ру-ту-ду-ту-ду-ту". Гитара и гармошка.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, ну не говорите. На гармошке левая рука халтурит - бас да аккорд, в основном два пальца работают, редко третий добавляется. Ну мех еще ведет, но это быстро входит в автоматизм. Да и на правой руке большой палец за грифом отдыхает.
А на фортепиано обе руки полноценно работают, там в левой руке такие пассажи закладывают, что пальцы в узел заплетаются. Кстати, насчет гармошки - есть выборные баяны, там тоже обе руки по полной работают, но самостоятельно его освоить очень малореально.
0 Ответить
Олег Антонов, а я вот на баяне совсем не научился играть, именно левой рукой. На фортепиано тоже не научился, но играю лучше, чем на баяне. Так что я забыл написать в посте две фразы: "имхо" и "для освоения инструмента". А так - согласен с вами, особенно насчет выборных баянов.
0 Ответить
Дмитрий Шомин, Главное не брать ту, которая имеет один звук на оба движения меха.
То есть баян не подойдет?
0 Ответить
Олег Антонов, баян не подойдет. Много лишних кнопок. Да и гармони многие не подойдут. Но для академической музыки, конечно баян лучче гитары - проще.
0 Ответить
Дмитрий Шомин, интересно, какие кнопки баяна вы считаете лишними?
0 Ответить
Олег Антонов, ну зачем же так серьезно? На баяне по сравнению с гармонью очень много "лишних" кнопок. Практически пять на октаву. И не говорю уже о тембрах, педалях и прочей "чепухе". Лучшая гармошка - пятиклапанка! Ничего лишнего!
А если серьезно, то серьезность музыку убивает наповал. Легкость именно то очуччение, которого добиваются мастера упорными тренировками.
0 Ответить
Дмитрий Шомин, ну играть проще, аппликатура легче. 4-й и 5-й ряд дублируются же просто. Вот на баяне у меня проблема с ходом мехов туда-сюда. И на скрипке тоже.
0 Ответить
Дмитрий Шомин, Практически пять на октаву.
Ну если с этой точки зрения, то да
Только пытаешься на гармони подобрать что-то чуть сложнее во поле березы - и все, хочется между кнопок провалиться, а там пусто, звуков не хватает.
0 Ответить
Олег Антонов, ну если вы посмотрите в начало ветки. то там нужно было хоть что-то. А так мне тоже не хватает. Но вот на двухрядке можно играть уже гораздо больше. А есть еще и пятирядные гармони. Я на двухрядной англо- концертине умудрялся играть и "сурка" и "боже царя храни". Гармонический минор, правда, все равно невозможен на ней. А он мой любимый. Так, что я гармошку бросил.
Для справки англо-концертина - это четыре пятиклапанки. Очень удобно. Не зная ни гармонии, ни принципов мелодизма можно часами, неповторяясь, играть перебором чудные наигрыши.
0 Ответить
Понравилось. Только вдумываться надо.
0 Ответить
Во-во, точно, по абзацу в день.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Даааа... Вдумываться... Это плохо. Вдумываться вредно. Мне, по крайней мере. Переведу в личное. ЧТоб не отсвечивало.
0 Ответить
Еще б с этими словами - инструмент в руки и учитель рядом И на каждый урок - по абзацу!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статью переписал.
0 Ответить
Почти алгебра. Убеждает только тон, с каким все это изложено. Такая спокойная уверенность в способности читателя осознать, - ею проникаешься и вроде начинаешь что-то понимать. Правда, после однократного прочтения в голове остались звучать два заключительных аккорды - нон- и ундецим-. К ним в дополнение из собственного музыкального прошлого всплыл доминантсептаккорд. Помню лишь, что это должно быть что-то мажорное
Пример с Бахом сработал. Вообще. нам бы именно так, с примерчиками, а иначе не доходит.
На мой взгляд, эта часть спокойно распадается на две самостоятельные статьи.
Между прочим, с готовыми названиями.
Интересно и вызывает мысли - "цифровка".
О пунктуации говорить и намечать на то, что "что бы" где-то в тексте надо слитно написать - язык уже пне поворачивается, чтоль мучительными были попытки вчитаться, что эти мелочи, вякнув, тут же замолкали.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Люба Мельник, так у вас в крови джаз играет! Я об нонаккордах и ундецимаккордах. Или фьюжн.
0 Ответить
На две распадается. Но объем какой-то маленький получается. А по сути они дополняют друг друга. Аккорды на флейте играть, конечно, можно. Я об этом дальше пишу. Но в этом разделе как-то органичнее.
А вообще эти статьи - подготовка к главному - нажиманию кнопок.
Смешно, прочитал тут, что в джазе и эстраде все септ аккорды называют доминантсепт. И мажорные и минорные и малые и большие.
А насчет алгебры, значит, у меня здорово получилось.Так и есть. Музыка совершенно формальная наука, типа алгебры. Подставляй - и получай результат. Именно этого я в детстве и не понимал. Я думал творчество, творчество... Алгебра.
Но упростить, может, и надо. Что выглядит чуждым и ненужным? А то мне изнутре не видно.
0 Ответить
Дмитрий Шомин, я вот даже не представляю как на флейте играть, и вообще на духовых.
Доминантсептаккордом называют мажорный септаккорд. И "в джазе" должны это знать, всяко. Звучание же разное совсем.
0 Ответить