• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юлия Михалева Мастер

Каким должен быть Учитель?

Один французский писатель сказал: «Кто-то всегда наблюдает за тобой: Бог, Мама, Учитель…» Именно педагоги открывают нашим детям мир, дарят истину и принимают первые детские открытия, поэтому Учитель должен быть образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого.

Выбирая своему малышу Первую Учительницу или Классную Даму будущему выпускнику, присмотритесь к педагогу и обязательно послушайте самого ребёнка.

Грустный пример. Мою маму связывала давняя дружба с классным руководителем 1-го «А» класса. А я хотела попасть в 1-й «Б»: туда уходили все детсадовские друзья, да и та классная мне нравилась больше! Но кто тогда спрашивал мнение такой малявочки? Меня «по старой дружбе», конечно же, записали в «А» класс: числиться там считалось престижным. И три года начальной школы я страдала от навязанной мне учительницы!..

…Мы с сестрой — из потомственных педагогов. Бабушка, мама, тёти, племянницы — все преподают. У меня, сегодняшней, за плечами — только три года работы в школе. Потом судьба вынесла на параллельную прямую: я стала учить жизни взрослых людей. Но кое-что из школьной практики я вынесла!

Итак, хороший учитель — это человек…

Красивый

Учитель должен быть безупречен во всём! Чтобы по Чехову: «…и душа, и одежда, и мысли».

Моя учительница рисования даже перед уходом в декрет выглядела как куколка, так что вся школа сбегалась посмотреть на её платьица-распашонки и летящие блузки.

В отличие от неё наша классная приходила на работу неизменно в двух костюмах — коричневом или сером, поэтому напоминала сухарь.

К сожалению, встречаются и такие дамы, которые одеваются по принципу: «Я надену всё лучшее сразу!». Именно они напрочь отбивают вкус у подрастающего поколения…

Понимающий

У нас никогда не было огорода. Поэтому, когда на природоведении попросили принести сырую картошку, я даже не стала озадачивать маму. Нет и нет — это ведь не смертельно? Однако когда с меня потребовали клубень, а я развела руками, классная влепила мне «2».

Мама, увидев на перемене мои слёзы, охнула и побежала в школьную столовую: уж картошка там была всегда. Не знаю, как она объяснялась с поварами…

Потом мама пришла в класс, показала нашей грымзе картофелину и тихо попросила: «Пожалуйста, исправьте двойку, я вот картошку нашла…» В ответ классная дама ехидно сощурилась: «Нам нужна проросшая, с глазками. А вы что принесли?» И мама сказала ещё тише, чтобы не услышали ребята: «Ну, нет у нас дачи, а в магазине — очищенная, где ж мы возьмём проросшую-то?» «Идите, мы разберёмся!» — отчеканила стерва.

Двойку она так и не исправила… А я до сих пор помню виноватую, сжавшуюся в углу маму, и поверьте, мне всё так же хочется убить ту училку!!!

Другая история. Позитивная. У нас на филфаке было две учительницы физкультуры — две сестры-близняшки, Лариса и Луиза. Отличались они как небо и земля, нет, точнее, как Ангел и Демон. Наша Лариса Ивановна улыбалась при любой погоде, никогда не загоняла студентов до пены у рта и всегда шла навстречу любым пожеланиям. Когда я сказала, что бегать на лыжах не могу с детства, она просто кивнула: «Коньки есть? Приноси!»

Я не верила своему счастью! И ведь она успевала прибегать ко мне на стадион, проверить, не обморозилась ли я, пока все бежали в ближайшем лесу марафонские круги! Впервые за несколько лет моя ненавистная «физра» превратилась в любимый урок. А в конце мая я несла Ларисе Ивановне большой букет тюльпанов, сожалея, что занятий больше не будет!

Зато получить зачёт у её сестры было под силу только спартанцам! Луиза гоняла всех до седьмого пота, постоянно кричала и мотала нервы. Помню, как она выходила из раздевалки: все кидались к ней, улыбались и дёргали за руку, думая, что это её «солнечная» сестра Лариса. А Луиза, оскалившись, орала на всех: «Я не Лариса Ивановна!!!», и все в испуге шарахались…

Рискующий

Помните, как в фильме «Завтра была война» директор, несмотря на жёсткое сталинское время, повесил в женских туалетах зеркала?
«Безумству храбрых поём мы песню». Такие люди ещё есть!

Однажды на уроке английского я так хорошо рассказала домашний топик, что англичанка обвела класс восхищённым взглядом и сказала: «Думаю, рассказ заслуживает не просто пятёрки, а выше!» Затем открыла журнал и легко вывела… «6»! Мой дневник с красующейся «шестёркой» в перемену пошёл по рукам, а учительница зашла к завучу и сказала: «Вы не удивляйтесь, я сегодня в 7-м „А“ поставила „шестёрку“. Заслуженную!»

Очень круто!

Мудрый

Надо уметь вставать на один уровень со своими подопечными. Быть им другом и советчиком. Но ни в коем случае не «своим в доску парнем»! Это очень тонкая грань: «Как прежде ты рядом и чуть впереди!». И ни в коем случае не подавлять ребят своим авторитетом, потому что «в тени больших деревьев маленькие не растут».

Невозмутимый

Однажды всю параллель седьмых классов собрали на большой пионерский сбор. Мы долго не могли угомониться: орали и вскакивали с мест. Вышедшая на сцену старшая вожатая постояла с минуту, помахала рукой, пытаясь утихомирить зал, а затем вдруг… расплакалась! Это был шок.

Мы всегда считали, что взрослые не плачут! А здесь она размазывала тушь по щекам и громко, патриотично всхлипывала: «Неужели вам не интересны пионерские идеалы?» Орать мы перестали, но уважение к ней с того дня пропало. Всё-таки нельзя ученикам показывать свою слабость!

Помню, однажды я так же пыталась угомонить «трудных» семиклашек. По истечении десяти минут увещеваний моё спокойствие вдруг закончилось и я рявкнула: «Да вы что, совсем охренели?» Воцарилась мгновенная тишина, а я покраснела: «Ребята, до чего ж вы меня довели!» До сих пор мне стыдно за эти вырвавшиеся слова!

Моя подруга с филфака в таких ситуациях начинает тихо петь песни. Класс, пытаясь разобрать слова, постепенно замолкает, а она, допев куплет, как ни в чём не бывало, начинает урок.

В общем, пусть они орут и скачут по партам — а ты стой, как Железная Леди, и ухом не веди!

Творческий

Помню свой первый открытый урок: мы с пятиклашками устроили суд над человечеством. Был адвокат, прокурор и общественные обвинители. На первой парте лежал большой плюшевый Тигрёнок (вымирающий вид Амурских тигров!), столы были сдвинуты в круг, я пела Макаревича, а детки приводили в пример американские ужастики, где планета гибнет в экологической катастрофе. Присутствующие коллеги-педагоги были поражены, но мне важнее было то, как мои ученики отчаянно «боролись» за каждую пядь нашей земли!

Моя творческая сестра, будучи преподавателем Института социальных коммуникаций, по собственной воле организует для студентов Киноклуб: она рассказывает им об Альмодоваре и Вуди Аллене, Кислевском и Чаплине, Марлен Дитрих и Любови Орловой. Ну, где ещё нынешнее поколение посмотрит старые киношедевры?

На «испанский» киноклуб был буквально аншлаг: в центре аудитории возвышалась кафедра, задрапированная цыганской шалью, сверху на разделочной доске лежал большой кухонный нож, клочки бинта повисли на гвоздях. С этого места выступали сторонники Альмодовара.

Посмотреть фильм пришли даже заочники, беременные и пара охранников с вахты. Здесь кино подавалось совершенно в другом контексте, поэтому всем хотелось высказаться и обсудить, почему в испанских страстях нет «хеппи-энда»! Разошлись в десять вечера…

Одну мою коллегу-журналиста пригласили почитать PR в сельский дом культуры! Прогресс, оказывается, дошёл и до районных библиотек, где были серьёзно озабочены своими «связями с общественностью». Но, как вы понимаете, рассказывать пенсионеркам про интернет-ресурсы, ребрэндинг и имиджевый хит было непросто — надо было говорить на ИХ языке! Поэтому Ольга, когда-то занимающаяся в студии народного танца, тут же вспомнила пару «па».

 — Смотрите, заказчику нужно что-то зрелищное и популярное, типа «Тыпыртона»! — и Ольга, выйдя на середину, выдала чечётку.

 — Но вы, как хорошие пиарщики, должны понимать, что в массах есть и ценители особой красоты, поэтому вы должны придумать что-то уровнем повыше… — и в ход пошла «ковырялочка».

Библиотекарши были в восторге!

Любящий

Да, коллеги, если каждое утро вы говорите: «Пойду опять к своим яйцеголовым!» — долго вы на этом месте не протянете. На этой работе не надо стараться любыми способами получить высшую категорию, не нужно сочинять «липовые» планы уроков и воспитывать родителей, и боже упаси вас ставить себя выше тех, кого вы учите. Здесь нужно просто любить своё дело и своих учеников — весельчаков, озорников и будущих гениев.

Дорогие школьные учителя! Я прекрасно понимаю, насколько тяжёл ваш труд! Поэтому стихи Елены Обидиной, преподавателя Удмуртского Государственного университета, я просто дарю всем вам:

«Актрисы мои! Несытые или простывшие,
В автобусе мятые, на педсовете хвалёные,
Так и не выросшие, не потускневшие, не нагрешившие,
Всё-таки мало любимые, больше влюблённые!

В этом дешёвом театрике юного зрителя,
В косых декорациях класса на три окна —
Вечная трагикомичная роль учителя
Выиграна и проиграна Вами сполна.

О, не печальтесь! Вы снова играли прекрасно
Невыносимо, безбожно, талантливо, грустно…
Я понимаю, и я к Вашей пьесе причастна,
Я аплодирую этому злому искусству!"

Статья опубликована в выпуске 3.08.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А самое,пожалуй,главное, что учитель должен быть мудро-терпеливым, смирившим гордыню, презревшим собственные чувства и интересы, покладистым для учеников, и внутренне постоянно настроенным на смиренное противодействие со стороны учеников!

  • обсуждение статьи, а не автора.

    Один французский писатель сказал: «Кто-то всегда наблюдает за тобой: Бог, Мама, Учитель...»

    Журналисту начинать статью по-школярски, когда забыл кто, но учитель требует начинать с цитаты-эпиграфа, не следует. Или по крайней мере не так коряво: один французский писатель сказал. Можно было поработать над порядком слов, то есть поработать нужно, если считаете себя журналистом.

    Именно педагоги открывают нашим детям мир, дарят истину и принимают первые детские открытия, поэтому Учитель должен быть образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого.

    Неправда. Мир открывают сами дети, родители им помогают, а учителя дают ключ и метод для того, чтобы открытие состоялось без лишних трудностей. Истину, как понимаете тоже подарить невозможно. А те, кто этого не понимает, вряд ли может называться учителем с большой буквы.
    Вторую часть фразы можно было бы отделить, для полноты впечатлений так лучше воспринимается. Считаю, что и здесь недостаточно поработали. Далее по тексту.

    Учитель, к вашему сведению, никому ничего не должен и поэтому долгов не раздаёт и благодарности не ждёт. У настоящего учителя ( а вы именно такого вроде описывать пытаетесь) есть жизненная потребность учить. Учителем, как и врачом нужно родиться. Талант - он или есть, или его нет. У настоящего учителя по- другому быть не может!!!
    Быть эталоном всего правильного и мудрого может быть только Господь Бог. Человек имеет право на ошибку. А учитель тем более. Тогда он будет просто человеком и учить человечности! Совершив ошибку, не бояться её и не стыдиться, и научиться на её опыте –это и есть главное человеческое умение - учиться быть человеком.

    Выбирая своему малышу Первую Учительницу или Классную Даму будущему выпускнику, присмотритесь к педагогу и обязательно послушайте самого ребёнка.

    «Два в одном» не получилось, фраза скорее запутывает. Сначала про первую учительницу всё надо бы сказать, да и пожелание послушать первокласника (а если ребёнок не ходил в детский сад и жил нормальной жизнью дома с мамой, папой, бабушкой и дедушкой, что делать тогда?) было бы не таким непонятным, может и логически точнее обосновали свою позицию; потом про старшекласников. Хотя компания учителей во главе с классным руководителем полностью никого удовлетворить не сможет, да и не нужно это. Идеальных учителей, слава Богу, нет. Дамы классные меняются часто. Может настроить ребенка на то, что школьные учителя могут быть разными, и надо научиться и их понимать и себя не потерять. Ваш личный опыт, судя по всему, оставил глубокую рану на всю жизнь, н он не показатель, да и опыт был, судя по статье, отрицательным – не научились сосуществовать с одноклассниками.

    Фраза «да и та классная мне нравилась больше! Но кто тогда спрашивал мнение такой малявочки?» грешит стилистическими ошибками: классной в началке нет, есть учитель начальной школы, он же и один на все главные предметы ( я не беру наверченные ненужными предметами гимназии и спецшколы) и он же главный воспитатель. Да и что за обращение в статье об идеальном учителе –«классная», «началка»! А в следующем предложении зачем слово « такой»?
    Дальше продолжать можно, но не буду. Не вижу смысла.

    Оценка статьи: 2

  • Творческий
    Помню свой первый открытый урок: мы с пятиклашками устроили суд над человечеством. Был адвокат, прокурор и общественные обвинители. На первой парте лежал большой плюшевый Тигрёнок (вымирающий вид Амурских тигров!), столы были сдвинуты в круг, я пела Макаревича, а детки приводили в пример американские ужастики, где планета гибнет в экологической катастрофе. Присутствующие коллеги-педагоги были поражены, но мне важнее было то, как мои ученики отчаянно «боролись» за каждую пядь нашей земли!


    Читала, думала, что это памфлет, как не надо быть учителем и что бывает с теми, кто занимается не своим делом. Но этот кусок потряс своей глупостью и жестокостью над детской психикой. Суд....жуть!

    Оценка статьи: 2

    • Позвольте не согласиться - где же здесь жестокость? Вообще-то, обучение детей ведению дискуссии - есть очень хорошая штука. А выбор темы... ну так тема должна задевать за живое - все верно! У нас вот так вообще была дискуссия о необходимости смертной казни (правда, не в пятом классе, в десятом, кажется) - очень интересная и плодотворная. Дети не настолько нежные создания, чтобы не знать о смерти, а подобные темы дают детям понимание об ответственности за свои поступки.

      • Десятый не пятый. Да и суды устраивать над человечеством и в десятом, да и вообще неразумно.

        Да и причём здесь нежность, нагнетать жестокость в любом возрасте безнравственно.

        Поговорили, попугали, попели, а дальше? С такой массой негатива что в таком случае делается? Да оседает она в душах, а у особо впечатлительных, так и залегает про запас. Что потом и во что выльется, Вы вряд ли задумывались, а ответственность за это вряд ли учитель на себя примет, а надо бы.

        Оценка статьи: 2

        • Десятый - не пятый, ну так и экология - не смертная казнь.)
          А почему все же это неразумно?

          Нагнетать жестокость такими дискуссиями не получится при всем желании - детки жестоки изначально сейчас, массовая культура располагает... причем, что самое страшное, жестокость эта у них бездумная, как бы само собой разумеющееся. А аналитический разбор ситуации и объяснение, почему это жестоко - как на дискуссиях! - имхо, как раз дает осознанность и повод задуматься над тем, что, как и почему делается. Естественно нужно не пугать, а именно объяснять и поощрять думать! Просто пугать - ни в коем случае не надо, тут согласна.

          Учитель ответственность по дефолту несет, хочет он того или нет. Учитель, который Учитель, должен не бояться ответственности - а делать, что нужно. Например, учить детей думать. Это далеко не все выпускники умеют, к сожалению.(((

  • Очень тяжело разочаровываться в учителях, преподавателях... Особенно, когда на лекциях говорится одно, например, пропагандируется личностно ориентированное обучение, а в жизни получается совсем наоборот - полная диктатура!

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья!

    Но мне кажется, вы упустили важное... это уже мнение ученика, конечно.)
    Учитель должен быть профессионалом. Это означает знать как минимум больше, чем любой из учеников - и уметь эти знания передать в понятной форме (не столько творчество, сколько детская психология, имхо). Очень нам, ученикам, грустно общаться с преподавателем, который не может научить (ну или кажется, что не может) новому из-за недостаточной компетентности.
    Учитель должен сам постоянно учиться - как может научить детей учиться человек, который не умеет этого сам?
    Учитель должен быть уверенным в себе, но не закоснелым в своей позиции.
    Учитель должен любить то, что преподает.

    И это, конечно, идеалистично, но мы же говорим об Учителе с большой буквы - о человеке, который не преподаватель какого-то предмета, а именно Учитель, о человеке, который для детей является прообразом, ориентиром... так вот, Учитель должен быть гармоничным живым человеком, open-minded, самосовершенствующимся, понимающим детей и не относящимся к ним как к досадной обязанности. А уж красота и любовь - это здорово, но не обязательно.

    • Но мне кажется, вы упустили важное... это уже мнение ученика, конечно

      Это действительно важно. Когда будучи в шестом классе моя семья переехала в чертову деревню, меня постоянно в школе долбали учителя и некоторые из них (в т.ч. директор) натравливали на меня других учеников. А все потому, что у меня часто было мнение, отличное от привычного ИМ, у них на все и всегда ответ: у нас так спокон веку было. И на уроке свое личное мнение выразить не давали, если вызывали отвечать, нужно было отвечать стандартно, если в программе написано, что то - хорошо, а это - плохо, то иначе и думать нельзя, независимо от того, история это, литература или еще какой-нить урок.

      И чего они добились? А того, что мне к 11 классу мне стало мне настолько на них начхать, что я высказывал свое мнение прямо об учителе и прямо на уроке! Учителя по истории уличал в противоречии самому себе, а когда в очередной раз посылали в колхоз (пережиток советской эпохи в своем негативе тут сохранился) - я повторял их излюбленную фразу - "мне это время не оплачивается, следовательно, работайте сами".

      Как они меня учили - то и получили. А хорошие учителя, некогда преподававшие здесь, уже давно ушли из этой школы, остались только те, кто сидит там по знакомству, так как ни на что не годится.

      Оценка статьи: 5

      • Гм, Виталий, вы не поняли мою мысль. Я имела в виду, что все ниженаписанное (и то, что это важно) - мнение ученика, а не то, что мнение ученика - важно. Хотя да, индивидуальный подход к ученикам тоже важен, согласна. Но учитель, подгоняющий всех под "стандарт" не пройдет по фактору "понимание" - об этом в исходной статье упоминалось.)

  • Поэтому, когда на природоведении попросили принести сырую картошку, я даже не стала озадачивать маму. Нет и нет – это ведь не смертельно? Однако когда с меня потребовали клубень, а я развела руками, классная влепила мне «2». Мама, увидев на перемене мои слёзы, охнула и побежала в школьную столовую: уж картошка там была всегда. Не знаю, как она объяснялась с поварами... Потом мама пришла в класс, показала нашей грымзе картофелину и тихо попросила: «Пожалуйста, исправьте двойку, я вот картошку нашла...» В ответ классная дама ехидно сощурилась: «Нам нужна проросшая, с глазками. А вы что принесли?». И мама сказала ещё тише, чтобы не услышали ребята: «Ну, нет у нас дачи, а в магазине – очищенная, где ж мы возьмём проросшую-то?». «Идите, мы разберёмся» - отчеканила стерва.
    Двойку она так и не исправила...


    И правильно сделала. Эта двойка - маме. Незачем потомственному педагогу и улаживать дочкины дела. Этого надо было стыдиться - что мама прискакала картошку училке вручать. А дочка, если ей хотелось на урок во всеоружии явиться, могла бы своевременно маму "озадачить".

    Говорю это, чтоб показать - этот пример работает не на идею автора, а против.

    • Не соглашусь с Вами, Люба!
      Я-то как раз не хотела, чтобы мама ходила и просила картошку у соседей по дому. И никак не думала, что училка упрётся в свою принципиальность.
      Вообще-то, оценки должны ставить за знания, а не за принесённый материал!
      Думаю, пример всё же годится: каким должно быть учительское ПОНИМАНИЕ...

      • оценки должны ставить за знания, а не за принесённый материал!

        А на уроке труда, например, тоже без принесенного материала можно обойтись? Даже явившись на физкультуру без формы, можно получить двойку.
        Принципиальность учителя выражается в простой формуле: "Задание должно быть выполнено, даже дочерью подруги".
        Так вот хороший учитель - это и человек принципиальный.
        Если ученик думает, что "Нет и нет – это ведь не смертельно?" - видимо, задача учителя - показать ему, к чему ведет невыполнение требований. Но если истинной причиной было "не хотела, чтобы мама ходила и просила картошку у соседей по дому" - можно быть принципиальной в этом смысле, но тогда и заслуженную двойку нужно иметь мужество принять.

        • А на уроке труда, например, тоже без принесенного материала можно обойтись?

          А на урок по физике ядерный реактор притащить, да? Пошло хорошее время - на уроки свои учебники таскай, в столовую свои продукты тащи, да еще и попробуй не съешь, и т.д. Тут возникает вопрос: а на что налоги идут? Или зачем тогда вообще школа нужна? Если какие-то материалы требуются на урок - пусть начальство школы этим занимается, на то оно и начальство, а оценки ставиться должны за ЗНАНИЯ!!!

          Оценка статьи: 5

          • Да! Да! Девкам, что на урок труда идут, шить учиться, - пусть школа материалы предоставляет!

            Ручки, понимаешь, покупай, тетрадки! В конце концов - сиди и води этой ручкой по тетрадному листу - СВОИ силы трать на эту работу, нужную, конечно, только учителю!

            Виталий, речь - о реальной ситуации в реальной школе. Если учитель предупредил учеников, как надо подготовиться к предстоящему занятию - что бы и не подготовиться? Не передергивайте - не о ядерном реакторе речь, а о картофелине. О куске х/б ткани. О цветной бумаге. О ножницах и карандашах. О портфеле с учебниками, наконец!

            Это нормальный быт школы, если вы пришли именно в эту школу учиться - вы приняли ее устав, ее условия, изъявили готовность соблюдать те нормы и правила, что существуют в данном учебном заведении. Реформы же должны рождаться в ходе переговоров участников образовательного процесса (а их, как известно, три - учащийся, мама/папа, школа).

            • Начнем хотя бы с того, что я - Виталий, а не Владимир. Это ваша невнимательность, ведь в статье написано, что не просто картофелина, а проросшая, и кусок х/б ткани, и ножницы, и карандаши, и цветную бумагу можно купить в магазине, но, извините, если человек живет не в глуши, а в городе, где ему вот так сразу на следующий день взять проросшую картошку? Если учитель предупредил учеников, как надо подготовиться к предстоящему занятию - что бы и не подготовиться? Надо было за день купить, подождать пока прорастет, так? Или как в таком случае готовиться?

              Это нормальный быт школы, если вы пришли именно в эту школу учиться - вы приняли ее устав, ее условия, изъявили готовность соблюдать те нормы и правила, что существуют в данном учебном заведении.
              Извините, а если у человека НЕТ выбора учебного заведения??? Теперь я уже самостоятельной человек, что хочу - то и делаю, но в свое время у меня не было выбора, где учиться, и приходилось постоянно члышать насмешки тупых учителей. Именно тупых. Я со столицы в деревню приехал, ОТКУДА вот так сразу я им возьму корзины, лопату, метлу и т.д.? И еще учителя смеялись, что у меня нету мешка картошки, чтобы в столовую сдать. Ага, на поезде приехав, у меня сразу мешки картошки будут. Надо хотя бы иногда думать.

              Оценка статьи: 5

              • Извините, исправила. Поступая в школу, вы принимаете обязательство соблюдать ее устав. За вас выбор сделали ваши родители - в соответствии с законом. Юношеский максимализм старшеклассников, их сверхкритичное отношение к окружающим, особенно к учителям и родителям - явление общеизвестное. Из этого самого юношества идет очень много обид на школу, на учителей.

                Я могу вам в отношении картошки вот что сказать. Моя дочь, которая на год младше вас, такие проблемы решала сама с младших классов. Поскольку ни огорода, ни дачи, ни желания заниматься сельским хозяйством не было и нет ни у нее, ни у ее родителей - просто-напросто договаривалась с подругами, у которых эти самые дачи-огороды и прорастающая картошка в ящике на лестничной площадке имеются. Главное-то - не в том, есть ли у мамы с дочкой возможность вырастить картошку, а в том, чтобы выполнить требование учителя.читать дальше →


                И давайте эту дискуссию о проросшем клубне здесь закончим, речь здесь - об Учителе, а не о картошке.