И не только значения. Попробуйте изложить смысл какого-нибудь, особенно лирического, стихотворения, сломав ритм, убрав рифмы, разрушив звукопись. Получится проза, причем часто банальная, неинтересная. Значит, смысл поэзии, ее душа — в том, что отличает ее от прозы. В первую очередь, это специальная организация формы, звучания. Следовательно, форма — такой же значимый компонент, как и смысл.
Самуил Яковлевич Маршак в книге «Воспитание словом» пишет о «музыке слов», о звуках нашей речи, при помощи которых великий Пушкин достигает в своих сказках предельной выразительности, о том, как много значат в его стихах не только каждое слово, но и каждый звук, каждая гласная и согласная.
Например, когда Гвидон превращается в комара, про него говорится: Полетел и запищал…; А комар-то злится, злится…
Когда же он превращается в шмеля про него сказано: Полетел и зажужжал…; Он над ней жужжит, кружится…
В звуковых красках пушкинского стиха чувствуется зуденье и писк комара и жужжание шмеля.
Далее у Маршака мы читаем: «Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова — поэзии».
В словах мороз, пороша мы чувствуем зимний хруст. В словах гром, гроза мы слышим грохот.
В знаменитом стихотворении Тютчева «Весенняя гроза» гремит раскатистое сочетание звуков «гр». В трех случаях из четырех эти аллитерации (повторение одинаковых согласных) создал народ (гром, гроза, грохочет), и только одну (играя) прибавил Тютчев.
Не могу, говоря о фонетике, не привести стихотворение Агнии Барто «Игра в слова»:
Скажи погромче
Слово «Гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.
Скажи:
«Кукушка на суку»
Тебе послышится:
«Ку-ку».
А скажешь слово
«Листопад» я
И листья падают,
Летят,
И, словно наяву,
Ты видишь осень:
Желтый сад
И мокрую траву.
Скажи «Родник» —
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чем.)
Конечно, звуковая сторона слова — это всего лишь его внешняя оболочка, форма. Но знание ее, знание фонетики необходимо для глубокого усвоения родной речи.
Молодец)))
Как учитель, могу сказать только одно: никогда ребенок не научится писать без ошибок и правильно, если не будет у него фонетического и фонематического слуха!!! Именно этот слух прорабатывается в начальных классах на самом первом этапе обучения...
Вы подобрали яркие, замечательные примеры к этой теме.
А вспомните удивительную песню К. Орбакайте, второй куплет: Под ногами Шопот гравия, шорох гравия, грохот гравия... По нарастающей))) И не потому, что смысл такой, а потому, что таковы образы...
Блеск!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо!
Как учитель учителю Могу рекомендовать книги Г. Арсирия с занимательными материалами по русскому языку. Во времена своей работы в школе я выписывала примеры в библиотеке, книга там была ветхая, 54 года издания. Но в прошлом году замечательные книги этого автора переиздавались.
0 Ответить