Я хочу Вам рассказать, как меня научила считать моя бабушка. Надо сказать, что мы жили в то время на пятом этаже пятиэтажного дома, и лифта, как Вы понимаете, в этом доме не было. А так как гуляла на улице я в то время исключительно с бабушкой, то как минимум 2, а то и 4 раза в день мы с ней совершали восхождение, и, соответственно, схождение по этой самой огромной лестнице. В одном пролете было 10 ступеней. И бабушка, когда шла по лестнице, просто считала эти самые ступени. «Раз-два-три-четыре…» Через некоторое время (а мне тогда было около двух лет) я повторяла вместе с бабушкой: «Лязь-дьва-тьли-цетыли…»
Когда я усвоила счет в пределах десяти, моя бабушка стала со мной изучать состав числа следующим образом. Пройдет, например 4 ступеньки, и говорит: «Ой, Наташенька, что-то я устала, а ну-ка посчитай, сколько мы должны еще ступенек пройти до следующей лесенки?» И я считала, ведь нужно же бабушке как-то свои силы рассчитать. Так я быстро усвоила, что десять ступенек могут делиться на 3 и 7, или 4 и 6, или 2 и 8.
А ведь считать можно все что угодно! Если это оформить как игру, то Ваш малыш будет просто в восторге. Когда Вы идете вдоль дороги, можно считать машины. Например, Вы будете считать зеленые, а Ваш малыш красные, чьих машин будет больше, а точнее, кто насчитает больше машин, тот и выиграл.
Для начала стоит усвоить вместе с малышом понятия «один» и «много». Далее — «больше», «меньше» «поровну». Потом — «больше на…», «меньше на…». Когда ребенок усвоит эти понятия, можно переходить к измерительным величинам. Можно измерять расстояния. От простого к сложному: сначала в шагах, затем в метрах, и так далее. И еще нужно знать, что в два года малыш легко усвоит счет в пределах 5. Трех лет — в пределах 10, и так далее, и к пяти годам можно дойти до двадцати.
Ну, начнем. Понятия «один» и «много» осваиваются очень легко. Просто каждый раз, когда Вы встречаете группы предметов, подходящих под эту категорию, обращайте на это внимание малыша. Например, по дороге едут много машин и один велосипед. Спросите, у ребенка, сколько велосипедов едут по улице. Ребенок Вам ответит: один. Тогда Вы спросите, сколько на улице машин. И если ребенок затруднится с ответом, скажите, что машин на улице много. И так каждый раз. На одной стороне улицы растет одно дерево, а на другой — много. У продавца шариков много шариков, а у вон того мальчика — один. И так далее.
Когда малыш усвоит понятия «один» — «много», можно начинать его знакомить с понятиями «больше» — «меньше» можно, например, с помощью такой игры: назовем ее просто: «Чего больше?». Вам понадобится для начала две группы небольших предметов. Пусть это будут, например сухие листики с деревьев и шишки. Предложите малышу выложить листики в ряд, а под ними, выложить шишки. Спросите у малыша, что осталось без пары? Скажите, что листиков больше. Предложите ребенку посчитать, сколько листиков, а сколько шишек. Уберите несколько листиков так, чтобы предметов стало поровну. Объясните малышу, что теперь листиков и шишек одинаково.
При ознакомлении с понятиями «больше на…», «меньше на…», можно играть в ту же игру, только малыш должен самостоятельно убирать предметы так, чтобы их стало поровну. Обратите внимание ребенка на то, сколько он убрал листиков, чтобы листиков и шишек стало поровну. Соответственно, если малыш убрал два листика, то листиков больше чем шишек на два, (один, три…).
Детей лет четырех-шести пора знакомить с измерением длины и объема. Этому можно посвятить не одну статью, но я постараюсь четко формулировать то, что я хочу Вам сказать, и для этого тоже воспользуюсь примерами игр.
Для начала Вам стоит вместе с Вашим ребенком изготовить некоторый материал, который пригодится Вам для ознакомления с таким понятием, как «длина». Возьмите несколько спичек, и приклейте к ним кусочки цветной бумаги таким образом, чтобы получились своеобразные флажки. Цветную бумагу достаточно брать лишь двух цветов. Пусть это будут красный и синий цвет. Сделайте около 20−30 таких флажков. Причем синие флажки у Вас будут обозначать десятки, а красные — единицы. Следовательно, если Вы изготовите 20 красных флажков, то синих нужно лишь два, а еще точнее, 18 красных, и два синих. Теперь, когда Вы отправляетесь с ребенком на прогулку, например, в парк, не забудьте эти флажки брать с собой. Они не займут много места, и очень пригодятся.
Предложите измерить ребенку длину дорожки в парке (или ширину), длину лужи, длину ограды, или все другое, что встретится Вам на пути. Объясните Вашему малышу, что за единицу измерения Вы возьмете свой широкий шаг (или три его). Для этого, делая шаг, оставляйте на земле красный флажок в том месте, куда Вы ступаете. Затем, предложите малышу проделать тоже самое, а когда закончится дорожка (лужа, ограда), предложите малышу посчитать, сколько шагов длилась дорожка.
Затем можно ребенку сказать, что такой Ваш широкий шаг (или три его) равен одному метру. После этого предложите малышу каждые десять Ваших шагов класть на землю не красный, а синий флажок. И тогда можно будет считать не единицами, а десятками. Но это для ребенка четырех лет будет несколько сложно, и начинать такие замены следует лет с шести.
Чтобы усвоить понятие «литр», можно играть с малышом прямо на кухне. Для этого возьмите литровую, полулитровую, трехлитровую банки, и стакан (250-граммовый). Предложите малышу измерить, сколько стаканов воды войдет в полулитровую банку. Для этого наберите воду в стакан, и вылейте в баночку, а второй стакан пусть набирает Ваш малыш. Обратите внимание малыша, что в полулитровую (маленькую) баночку вошло два стакана воды.
На глазах Вашего малыша вылейте воду из полулитровой банки в литровую и укажите на то, что литровая банка оказалась наполовину полной. Спросите ребенка, как он думает, сколько еще маленьких баночек воды поместится в эту средней величины банку? А сколько стаканов? Если малыш затруднится с этим ответом, спросите, сколько стаканов было в маленькой баночке, и попросите посчитать, сколько всего стаканов воды войдет в литровую банку.
Таким же образом можно измерять количество воды в трехлитровой банке. То есть, количество стаканов, полулитровых и литровых банок. Затем расскажите малышу, что в таких литровых банках принято измерять любые сосуды, и если он услышит где-нибудь, что объем какого-либо сосуда (ведра, ванны, бассейна…) равен скольким-то литрам, то теперь будет знать, что такое литр.
Я надеюсь, мои рекомендации пригодятся Вам в приятном, интересном и познавательном времяпрепровождении с Вашим ребенком. А игры, которые я предложила Вам использовать, помогут Вашему ребенку ознакомиться с трудными математическими понятиям.
Надо попробовать на сыне своём.
0 Ответить
Работа интересная. Теория правильная, но как показывает жизнь, на практике получается иначе. Часто дети просто не приемлют математику. Я сам не любил ни мат, ни физику с химией, а когда пришлось, все выучил в 30 лет
0 Ответить
К математике можно и нужно вызвать у ребёнка интерес. Ведь как не крутите, а изучать эту точную даму детям придётся на протяжении долгих лет. Это ясно, что многие дети не станут гениями, но вот уважать математику будут все, если вызвать интерес к этому предмету.
Дело не в детях, и не в любви или нелюбви. Огромное значение имеет то, какой педагог встретиться на пути. Сумеет ли пробудить интерес к этому предмету или на всю жизнь вызовит ненависть.
0 Ответить
Статья правильная и комментарии правильные.
Но вопрос настолько серьезный и непознанный, что, вырастив двоих детей, боюсь что-либо сказать.
Одно скажу: "У детей с математикой отличные взаимоотношения". Однако, у них мама физик-математик.
0 Ответить
Мне кажеться, что если у ребёнка нет склонности к математическим знаниям, то их нельзя развить.
0 Ответить
Можно. Дети легко учатся играть в любые игры. Но если этим не заниматься, время будет упущено.
Взрослому, не имеющему способностей, развить эти знания очень трудно, но и тут ничего невозможного нет, если присутствует мотивация.
0 Ответить
Правильно. Мотивация - серьёзная штука. Меня рано убедили, что я - "чистый" гуманитарий, и я, соответственно, не рвалась в глубины математики пока не начала играть в похожие арифметические игры со своими детьми. Теперь гениями математики нас, конечно, трудно назвать, но у детей в школе проблем с этим предметом не было.
0 Ответить
А по-моему, можно развить не способности к математике, а лишь заложить основу для понимания арифметики (а именно об арифметике идет речь в статье, судя по возрасту "обучаемых" детей). Как максимум, если повезло с учителем, можно создать условия для понимания ребенком более сложных разделов математики. Но если у ребенка не математический склад ума, ждать от него настоящих успехов в изучении этой сложной и абстрактной науки бесполезно. Перед Вами живой пример: меня в детстве никто не заинтересовывал математикой, я сама искала книжки по занимательной матемематике, прорешивала их до дыр, выигрывала на математических олимпиадах - и это при родителях-гуманитариях. И наоборот, моя дочь, которая учится в 5 классе, совершенно не любит математику, хотя и учитель начальных классов был хороший, и мама с папой соображают. А она "не догоняет". Ну не интересно ей! Вот я и успокаиваюсь тем, что Пушкин имел "двойку" по математике...
0 Ответить
а у меня как то само "захотелось" считать номерные знаки на проезжающих мимо машин, по дороге в школу. Раньше были четырехзначные номера, я складывал первые две цифры и отдельно вторые две, и если суммы равнялись друг другу, то это была "хорошая примета" (14-23 например, 5=5). Этот опыт мне очень помог развить зрительную память на цифры, а также способность быстро складывать их в уме. Автору спасибо за советы, обязательно воспользуюсь.Мы сейчас в ожидании малышки
0 Ответить
всего не прочел.
У меня отец - математик и я в детстве просто был "гением" атематики.
Я все считал: сколько мне понадобится носков, когда и вырасту исколько это будет стоить, где что купить, соклько человек в группе, как быстрее складывать (13+8=13+7+1=20+1=21)
Все это я делал потому что было самому интересно. Т.е. надо как-то заинтересовать, замотивировать ребенка.
0 Ответить
Совершенно верно.
У нас в университете вел "Методику преподавания математики" Семен Наумович Литвинов, молоденький, чуть ли не сразу после окончания матфака. Лекции проходили интереснейшим образом - он нам рассказывал, как учит математике маленькую дочку и чего она достигла, ИГРАЮЧИ. В этой области у него были свои методические разработки, очень необычные, мы, пятикурсники, его слушали, открыв рот.
Мы ведь с детьми разговариваем, учим буковки складывать, а он еще и циферки предлагал учить складывать. И малышка просила не "Папа, почитай мне", а "Папа, задай задачку"!
Дети ведь не знают, какие задачки считаются легкими, а какие трудными, им интересны любые игры.
0 Ответить