Прошли века, слово диплом утратило свое первоначальное значение, но значимость его лишь окрепла. Диплом сегодня — настоящая путевка в жизнь.
Диплом: с чего начать, с кем писать?
Диплом — важнейшая работа для каждого студента. Сделанный в процессе обучения проект-исследование должен подтвердить прочность теоретических и практических навыков, полученных в годы учебы, а также должен доказать состоятельность будущего специалиста непосредственно в профессии. Поэтому дипломная работа по экономике или праву всегда основана на «живых» расчетах и практике.
После написания диплома следует его защита с участием комиссии из преподавателей, призванная выяснить научную ценность труда. Если диплом написан и успешно защищен, вы получаете свидетельство об окончании обучения в высшем (или среднем) учебном заведении.
Работа всегда пишется под руководством научного руководителя, от которого в немалой степени зависит успех ваших научных изысканий. Студент может выбрать самостоятельно — писать диплом под руководством преподавателя, специализирующегося на конкретной теме, или же работать с преподавателем, рекомендованным вам деканом.
Постарайтесь, чтобы ваш научный руководитель стал вам добрым союзником. Ваши взаимоотношения будут зависеть от предыдущего общения — на лекциях, семинарских занятиях, экзаменах. В ходе совместной работы будьте предельно тактичны, прислушивайтесь к советам и задавайте вопросы. Если вы не согласны с мнением руководителя, спокойно выскажите свою точку зрения и аргументируйте ее.
Иногда преподаватели не слишком заботятся о своих дипломниках — и это намного хуже, чем проявление чрезмерной научной опеки. Будьте настойчивы, трудитесь и делитесь идеями с руководителем, ведь диплом — ваш совместный труд.
Выбираем тему
В идеале дипломная работа, которая пишется на последнем курсе, должна стать продолжением научных работ, написанных в предыдущие годы. Вырасти из ваших докладов, курсовых и рефератов, стать заключительным аккордом того, над чем вы уже трудились и чему отдали предпочтение еще год-два назад. Тогда проблем с выбором темы не возникнет.
Но зачастую определиться с темой не получается до того самого момента, пока перед вашими глазами не появляется список ориентировочных тем, предложенных кафедрой. Выбирайте ту, которая вам знакома, в которой вы разбираетесь, посоветуйтесь с преподавателями. Иногда студенты сознательно выбирают тему, по которой на кафедре нет специалистов и, соответственно, «завалить» защиту будет некому. Но помните: квалифицировано помочь по такой теме вам тоже будет некому.
Приступаем к реализации
После выбора темы начинайте накапливать материал. Работайте с учебниками, монографиями, научными статьями и докладами.
- Первая, теоретическая часть, — это базис вашего собственного исследования. Старайтесь опираться на признанных авторов, чтобы этот базис стал надежным стержнем всей работы. В ходе накопления информации начинает формироваться условный план работы, накопленный материал систематизируется.
- Потом настает черед проведения вашего собственного исследования, которое станет второй частью диплома.
После этого приступаем непосредственно к написанию.
Структура диплома
Объем дипломной работы устанавливается в каждом вузе индивидуально. В среднем, он составляет 70−120 страниц. Уточнить это и другие вопросы по оформлению дипломной работы можно, взяв методические рекомендации своей кафедры. Особое внимание обратите на структуру текста, нумерацию страниц, оформление цитат и сносок в работе.
Итак, перейдем к структуре диплома:
- Титульный лист.
- Отзыв о работе научного руководителя.
- Рецензия на работу.
- Аннотация к диплому.
- Содержание диплома.
- Введение (1-я страница собственно диплома).
- Основная часть.
- Заключение.
- Список использованной литературы.
- Приложения (если есть).
1. Титульный лист оформляется согласно принятым в вашем вузе стандартам. Постарайтесь, чтобы он был выполнен безупречно. Это — «лицо» диплома!
2. Отзыв пишет ваш научный руководитель. В нем выражается отношение преподавателя к уровню вашей работы и — нередко — к вам лично. Заканчивается отзыв словами «рекомендованная оценка …» и «дипломная работа может быть допущена к защите».
3. Рецензию чаще всего пишет сторонний преподаватель, имеющий научную степень не ниже кандидата наук. Выбирает рецензента или научный руководитель, или сам студент. Чем более компетентен и лично менее заинтересован ваш рецензент, тем больше ценится рецензия. Рецензент указывает сильные и слабые стороны работы. Заканчивается рецензия словами: «рекомендованная оценка …».
4. Аннотация — это очень краткое содержание работы. Вы должны указать в ней тему, ее актуальность, поставленные задачи, цели и их достижение.
5. В содержании диплома указываются наименования всех глав, подглав и номера их страниц. Каждое название должно быть логически законченной мыслью и давать ясное представление, о чем в этом разделе может идти речь. При составлении содержания нужно быть предельно внимательным.
6. Введение — это вступление к работе. В нем говорится о положении поставленной проблемы в данный момент, далее поочередно указывается актуальность темы, цель, задачи (которые должны выходить из поставленных целей), методологическая основа (фундаментальные труды, ставшие теоретической основой ваших разработок). Также упоминаются примененные методы исследования и кратко описывается структура работы (о чем вы говорите в каждой главе). В работах по праву, применяются такие методы, как системно-правовой, историко-юридический, системный анализ. В работах по экономике свои методы: метод анализа, метод синтеза, метод экономико-статистического анализа, концепции различных школ экономической мысли и многие другие. Введение обычно занимает 1−2 листа.
7. В основной части должна последовательно раскрываться выбранная тема. Как уже упоминалось выше, диплом условно делится на теоретическую и практическую часть.
- Практическая часть в дипломной работе по экономике, как правило, основывается на анализе работы конкретного предприятия или отрасли с финансово-экономическими расчетами.
- В дипломной работе по праву она будет написана либо на основе судебной практики, либо на практике предприятий, связанной с правовыми вопросами в их экономической деятельности и с предложениями по совершенствованию законодательства.
Постарайтесь, чтобы обе части диплома были максимально полно раскрыты и исследованы. Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. В изложении не стоит употреблять такие выражения, как «я исследовал», «по моим наблюдениям». В русском языке при написании научного текста существует такое понятие, как «мы скромность». В дипломе корректно использовать местоимение «мы», ведь приходя к каким-то собственным выводам, вы все равно основываетесь на многочисленных ранее кем-то написанных трудах.
8. В заключении должна полностью резюмироваться работа, указываться пути достижения поставленных во введении целей. В работе по праву, как правило, в заключении кратко упоминаются пробелы в действующем законодательстве и предлагаются меры к их ликвидации. В работе по экономике делаются выводы, вытекающие из проведенных технико-экономических расчетов.
Также заключение содержит рекомендации по практическому использованию результатов работы. Заключение обычно занимает 1,5−3 страницы.
9. Требования к списку использованной литературы вам нужно узнать заранее в методических рекомендациях на кафедре, так как оформление его в разных вузах может отличаться. Чаще всего требуют, чтоб в дипломе было не менее 40 источников.
10. В приложение могут входить таблицы, графики, диаграммы, иллюстративный материал. Не относитесь к этой части диплома легкомысленно: существует немало преподавателей, которые, оценивая диплом на защите, любят просматривать его с конца.
Когда дипломная работа завершена, тщательно подготовьтесь к защите, сформулируйте главные тезисы, прорепетируйте выступление. И полезный совет — оставьте ненужные волнения дома. Помните, что никто не знает вашу дипломную работу лучше, чем вы сами. Поэтому, если она выполнена качественно и четко, проблем на защите не будет!
Мне понравилась Ваша статья. Всё описано верно.
Правда, есть такие преподаватели, которые долго-долго заставляют студента (не о себе говорю, о знакомых!) писать и переписывать материал. А потом вдруг раз - и возвращаются к первоначальному варианту. И тогда у студента возникает ощущение, что он всё это время трудился зря.
Это перебор, конечно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Обстоятельно и толково. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить