Перейти ко второй части статьи
Во-первых, неуспевающему ребенку надо помогать. Не просто поддерживать морально, не просто обеспечивать соблюдение режима дня и условий для занятий — а именно помогать понять и усвоить то, что дается ему с трудом. Возможно, еще раз перечитать с ним главу в учебнике. Возможно, на наглядном примере (на яблоках-морковках) продемонстрировать, как решается задачка. Возможно, собственноручно изготовить карточки для запоминания таблицы умножения…
Потому что на уроке ваш первоклассник мог отвлечься, либо он просто не успевает уследить за ходом объяснения учителя, либо не может еще сам себя организовать к выполнению заданий, либо что-то еще… Но все это не повод, чтобы в его знаниях оставался пробел. Да, это означает — потратить свое время, силы и нервы. Но ведь и окупятся эти усилия сторицей.
Хочу предостеречь родителей от гиперопеки: помочь с учебой — это не означает «сделать за него». Решив за ребенка задачку, вы не научите его мыслить, собрав за него портфель — не приучите к организованности. Помните: и вам следует понять, и ребенку необходимо объяснить одну простую истину — в школу ходят не за отметками, а за знаниями. Были бы знания — отметки приложатся.
Поэтому — правило второе: не зацикливайтесь на оценках. В первом классе их еще не ставят, но это лишь до поры до времени. И кроме того, все равно существует система поощрений и наказаний. Так вот, смысл учебы в школе — не собирательство поощрений за успеваемость, а накопление знаний и умений. И поэтому выполненное мамой или сдутое у одноклассника на переменке домашнее задание, даже оцененное пятеркой, «звездочкой» или «солнышком», имеет нулевую ценность. Постарайтесь донести это до своего ребенка и лучше в юмористической, а не в назидательной форме — так будет лучше воспринято.
Никогда не ругайте ребенка за отметки. Если уж у вас и будет причина выяснить отношения, то только по поводу отсутствия знаний, а не наличия двоек, это две большие разницы.
Правило третье: бороться надо не с внешними проявлениями неуспеваемости (отметками), а с ее причинами. Это может быть слабая концентрация и устойчивость внимания, небольшой объем оперативной или долговременной памяти, слабая волевая регуляция поведения, слабое развитие логического и абстрактного мышления, недоразвития мелкой моторики пальчиков.
Все эти «недостающие» качества, из которых часто проистекают трудности обучения, можно развить специальными упражнениями. Посоветуйтесь с педагогом, со школьным или детским психологом, они порекомендуют вам комплекс упражнений, который поможет улучшить ситуацию. Поверьте, все подобного рода школьные проблемы решаемы. От вас потребуются лишь регулярность и настойчивость в выполнении заданий.
Правило четвертое: постарайтесь не пропускать занятия. Ребенок только начинает учебу, поэтому очень важно приучить его к мысли, что систематичное посещение дает возможность не накапливать пробелы и не учиться в авральном режиме. Если ребенок привыкнет к пропускам уже с первого класса — дальше ему будет все сложнее: школьная программа (в особенности математика и письмо) построена таким образом, что все последующее базируется на основе предыдущего материала, поэтому многочисленные пустоты приведут к непрочности «здания» и впоследствии к полному «обвалу».
Правило пятое: старайтесь поддерживать контакт с учителем. Вы должны представлять себе, как проходит учебный процесс, должны понимать, что представляет собой преподаватель вашего ребенка. Причем было бы очень желательно, чтобы, даже если ни то, ни другое вам категорически не нравится, в открытый конфликт с учителем вы не вступали — ведь ваш ребенок в этом случае будет «в ответе за все».
Пусть даже школа или учитель вас совершенно не устраивает, но, в конце концов, ваш ребенок проводит там лишь 4 часа из 24, а это значит, что вам вполне по силам дома «наверстать упущенное». Да, вы в этом не специалист. Да, не вам за это платят зарплату. Но ребенок-то — ваш, и это — главное.
Если же учитель вам нравится, ну или хотя бы просто устраивает — тем более не ленитесь выказывать свое расположение. Преподаватели — тоже люди, и чем больше приятных эмоций у учительницы будет ассоциироваться с вашим ребенком (причем я не имею в виду подарки и подношения, а просто обыкновенный человеческий позитив), тем больше этого позитива и ребенок получит от нее: вот так на практике выглядит круговорот веществ в природе…
Правило шестое и самое важное: будьте всегда на стороне вашего ребенка. Неуспешность в школе — и так тяжелое для него испытание, поэтому он ждет поддержки хотя бы от родных ему людей, он рассчитывает, что вы будете его любить таким, какой он есть, а не «при условии, что…» Поэтому не обвиняйте младшего школьника в лености, неумелости, безалаберности, невнимательности и вообще во всех мыслимых грехах. В конце концов, даже если эти качества ему и присущи, то они в немалой степени и ваша заслуга, ведь не с неба же ваш ребенок к вам упал…
Постарайтесь воздержаться от оценивания сына или дочки — им этого хватает и в школе. А вот от вас детям необходима поддержка и подпитка энергией. И твердая уверенность в том, что их — любых — любят!
Согласна, в общем-то со всем. ТОлько тезис о том, чтобы быть "всегда на стороне ребенка" некоторые родители трактуют превратно. Вместо того, чтобы разобраться в причинах неуспеваемости и в том, как с этим бороться, они обвиняют учителей во всем. Бывает, что ребенок откровенно лжет, выставляет учителя дураком (я не преувеличиваю), а при этом родители слепо верят ему... Конечно, легче свалить вину на другого, чем признать, что в семье есть проблемы и что дитя умело манипулирует взрослыми... Это я описала проблему более старшего возраста, но, тем не менее, она берет начало в "всегда на стороне ребенка", которое перерастает в "ребенок всегда прав" (хоть это далеко не всегда так) и подрывает авторитет учителя
0 Ответить
Александра Толстикова, согласна - такое встречается очень части. И именно потому, что родители не могут увидеть разницу между "всегда на стороне ребенка" (т.е. даже если оно крупно не прав - не отталкивать его, а разобраться) и "наш ребенок всегда прав". Это да, выглядит со стороны крайне неприятно.
0 Ответить