Зачастую радио служит просто фоном. Казалось бы, незавидная роль. Но в этом-то и его «коварство». Даже тогда, когда его вроде бы нарочно никто и не слушает — яркие звуковые образы вдруг заставляют прислушаться, а со временем волей-неволей запоминаются. Так же как порой пристает какая-нибудь легкая популярная песенка — вроде и не заучивали, а мелодия звучит в голове.
Но довольно лирических отступлений. Наша задача — рассказать, как сделать так, чтобы вас не просто услышали, но и увидели. Увидели, несмотря на отсутствие видеоряда.
«Приглашаем на работу копирайтера… Да, нужен копирайтер… Что еще сказать? То, что мы ничего не можем больше сказать, и доказывает, что нам нужен копирайтер! Если бы у нас был копирайтер, мы бы написали это объявление ого-го как! А так… н-да-а… Но если бы у нас был копирайтер, нам копирайтер был бы не нужен… А сейчас — нужен!» Далее — номер телефона и финальная фраза: «Нужен копирайтер!» — звучит текст, изредка перебиваемый стуком пальцев по компьютерной клавиатуре. Небольшое количество выразительных средств создает вполне запоминающийся образ, что оценило жюри фестиваля рекламы, присудив ролику призовое место.
Радио дает потрясающие возможности для игры с воображением слушателя. Если вы сможете захватить фантазию аудитории — завоевать внимание и интерес будет легко и просто. Конечно, очень важно найти подходящий голос — яркий, запоминающийся, желательно выделяющийся в ряду других. Текст — короткий, простой и доходчивый — никаких нагромождений и аргументов в виде сложноподчиненных. Важно придумать не просто короткий информативный текст, а «увидеть» конечный результат и для его реализации составить подробный сценарий.
Голос (мужской? женский? их чередование? диалог?), интонация, музыкальное сопровождение, звуковые спецэффекты. Выбор определяется целью. Есть ролики информационные — их задача быстро и доходчиво сообщить что, когда и где: новые цены, акции, открытия. Причем «где» нужно сообщить лучше два раза — редко человек запоминает цифры с первый попытки, даже если пожелает.
Большой простор для творчества представляют имиджевые ролики: их задача не рассказать что и где, а создать компании положительную репутацию, представить ее как специалиста в своей отрасли или просто связать с ней приятные ассоциации и постоянно держать на слуху. Например, ролик для какой-нибудь цветочной компании может представлять собой микро-рассказ о каком-нибудь необычном растении, его свойствах и заканчиваться фразой: все цветы мира в компании такой-то.
Кстати, вообще желательно, чтобы у ролика было несколько вариаций. Регулярно повторяясь, даже самый талантливо сделанный надоест быстрее, чем за полгода. Постоянное повторение одного и того же приводит уже не к запоминанию, а к «замыливанию» слуха. Так уж устроен человек — ярче всего реагирует на что-то новое, потом привыкает, потом и вовсе не обращает внимания. Поэтому оптимальный вариант — чередование нескольких разнообразных вариантов ролика.
А теперь о самом важном. Звуковое сопровождение ролика — его главная изюминка. Удачные звуковые эффекты легко вызывают в нас ассоциации, воображение рисует услышанное. Шум моря — и вы уже на курорте, стук каблуков в пустом тронном зале — и вы представили модельную обувь, шкворчание на сковородке и — и вы уже чувствуете себя голодным… визг бор-машины… О, это конечно привлечет внимание, взбудораживая инстинктивный страх… Только страх, наверно, не лучший повод, чтобы к вам прийти. Ищите пленительные звуки! Впрочем, люди разные бывают, и в виде эксперимента… В общем-то, подойдет все, что не оставляет равнодушным.
Музыкальное оформление. Лучше всего ложатся на слух популярные общеизвестные мелодии и уникальные музыкальные треки. Первые за счет особенной способности «привязываться», другие — за счет яркости и новизны.
Каким должен быть аудиоролик по длительности? Единого мнения по этому поводу нет. Одни настаивают, что оптимально — 20−30 секунд, другие считают, что ролик должен быть более 30 секунд, иначе слушатель не успеет вслушаться. В данном случае, думаю желательно действительно придерживаться золотой середины — избегать длиннот, чтобы не показаться скучным, и не быть слишком кратким, чтобы успеть привлечь внимание. Кстати, на то, чтобы привлечь внимание, есть всего 3−5 секунд, поэтому начало должно быть особенно эффектным.
Темп речи достаточно динамичный — медленная речь расслабляет и не воспринимается. Никогда не забывайте, что и в аудиоролике главное — результат, образ, а не количество информации, уместившееся в короткий отрезок времени. Поэтому нет смысла вмещать в 30 секунд несусветное количество слов: естественные паузы тоже претендуют на красноречивость, поэтому позвольте им быть.
Удачи, творческих идей и таланта с помощью только звука завоевывать аудиторию!
Мне тоже очень понравилась статья.
0 Ответить
Спасибо за статью! Очень полезная информация, особенно для новичка. Хочется только добавить , что эффективность аудиоролика напрямую зависит от оптимального восприятия информации слушателем. Психологи считают, что информация легко воспринимается при темпе речи 100-120 слов в минуту. Хороший эффект даёт также изменение темпа речи: быстрая речь (несколько секунд) – пауза – снова быстрая речь. Именно поэтому речь диктора, её интенсивность и темп, а также «попадание» в ритм музыкального сопровождения должны учитываться копирайтером уже при написании сценария. К сожалению, это достаточно сложно сделать, особенно молодому автору. В этом случае могут помочь специальные «хронометры» и «словомеры». Иногда их можно найти на сайтах различных медиакомпаний, например, на сайте компании "Обликмедиа".
0 Ответить