— Я проучился 10 лет к тому времени, когда мне исполнилось 16. Два года я как-то подрабатывал, не бездельничал. Когда мне исполнилось 18 лет, мне прислали повестку о призыве. Год после этого я потратил на то, чтобы получить водительские права (это входило в подготовку к армии). Призвался, служил в инженерных войсках, водил «Хаммер». Поначалу было тяжеловато, потом — получил благодарность от командиров за хорошую службу.
За полгода до демобилизации мне сказали, что я могу продолжить учебу. Всем отличникам службы (а я был отличником) предлагали различные курсы: иностранные языки, компьютерная техника, спасатели (на пляжах)… Как-то ко мне подошел мой непосредственный командир и сообщил, что я демобилизуюсь через несколько месяцев, и меня можно направить на курсы. Меня удивило, почему именно меня. Оказалось, что начальник подготовки военнослужащих инженерных подразделений бригады, в которой я служу, организовал место на таких курсах специально для меня. Такие 5-месячные курсы — как бы завершение учебного процесса, который я не закончил в школе. Я должен был пройти школьную программу тех двух лет, которые я не доучился.
Таких, как я, на курсах было более 100 человек. На такие курсы попасть далеко не просто. Все слушатели этих курсов в свое время не закончили школу по разным причинам. У многих из них в школе были сложности. Но они почти все показали себя отличными солдатами. Среди них были те, кто уже должен был демобилизоваться, но остался еще на полгода на сверхсрочную, чтобы закончить этот курс. У меня тоже был контракт на продолжение службы, хотя и очень короткий — полмесяца или месяц, я уже не помню.
Преподавали там только солдатки. Почти все верующие. Почти никто из них не был на службе больше года. И офицеры, которые были на курсах, тоже служили (на тот момент) не больше года. У всех девочек был отличный аттестат высшей сложности по предмету, который они вели: английский, математика, география, язык.
Учились с 7 утра. Подъем в 6, в 7 подъем флага, в 7.15 начинались занятия. И так до 22.00 с небольшими переменами и с перерывом на обед и ужин.
В результате я получил документ, что закончил 12 классов школы. Экзамены по английскому и географии зафиксированы в министерстве просвещения. Это оценки для аттестата зрелости, но до полного аттестата еще достаточно далеко: нет оценок приблизительно по 20 предметам. Но сейчас это можно восполнить, и при желании сдать все экзамены. Если будет необходимость.
На этих курсах очень строгая дисциплина. Если мне было что-то непонятно — со мной оставались после ужина. Потом дали тетрадку, чтобы я каждый урок записывал, что я не понял. И каждый вечер я отдавал эту тетрадь «классной руководительнице» — солдатке, которая была как бы старшей над группой учащихся.
Такая «классная дама» была у каждых 7−8 солдат. Она разбиралась со всем, что осталось непонятным после уроков. И она же следила за дисциплиной — докладывала обо всех опозданиях командиру курсов.
Эти полгода были физически не тяжелее трех лет службы в инженерии, но все равно было трудно. Сначала — как-то все очень легко, но быстро все надоело. Хотелось все бросить и уйти. Потому что после этих курсов службы уже нет. И зачем тебе этот курс? После трех месяцев ты разбитый, тебе ничего не надо. А эти месяцы — самые трудные в курсе, идет самый тяжелый материал для аттестата. Потом, после изучения материала, на экзаменах уже довольно легко.
— Скажи, вот уже прошел год, как ты уволился из армии. Ты доволен, что ты окончил этот курс?
— Да, конечно, да. Сначала я вообще не хотел идти учиться. Когда командир меня убеждал, что это обязательно, что я должен это пройти, я отвечал, что мне это не нужно, что я и не собирался дальше учиться. Но потом решил: «Ну, ладно, эти пять месяцев… не знаю, что получится. В крайнем случае вернусь на базу».
Решился пойти учиться, когда меня на один день отвезли туда, где этот курс должен проходить. Учебное заведение располагается на Кинерете. Очень красивое зеленое место, спокойное, подходящее для учебы, и хороший воздух. Понравилось. Ведь вся моя служба проходила в пустыне. И я решился.
Ребята там записывались и сдавали пробный экзамен. Экзамен маленький и простенький: по английскому, написать что-то на иврите, что-то решить по математике. Были и такие, что не сдали.
И сегодня, после этого курса… Я встречаю иногда людей, которые меня помнят еще по школе: как я болтался, ничего не делал, бросил учебу. И спрашивают: что ты, где ты, служил ли вообще в армии? Я им говорю: «Да, я служил в боевой инженерной службе все три года, был отличником службы, закончил курс за 12 классов школы. Другой человек! И сейчас я учусь… У всех квадратные глаза!»
…В России стараются попасть в вуз до армии: можно было не служить (в те времена, когда военная кафедра вуза заменяла срочную службу), можно было получить отсрочку. Кроме того, раннее получение образования оправдано физически и физиологически: ученик еще не отвык учиться (физический фактор), и его память еще не ослабла (физиологический фактор). В Израиле это уходит на второй план, потому что для студентов отсрочек нет. Но и ограничений на учебу нет: можешь учиться, сколько хочешь (образование платное), где хочешь и в любом возрасте, хоть до ста лет. Есть деньги — плати и получай столько, сколько сможешь взять.
Еще один эпизод. У меня есть знакомый художник. Он не учился рисованию в России, там он был инженером. А здесь, в Израиле, он решил усовершенствоваться, пошел учиться в частную студию. И рассказывал о своих впечатлениях: «В России тебя должны были научить. И учили. И спрашивали с тебя, и требовали. Здесь этого нет. Рисуешь — хорошо! Хорошо рисуешь — еще лучше! Но тебе ничего не объясняют, тебя не поправляют! Что сам схватил — то и твое!»
Видимо, вот это последнее и есть основополагающий принцип образования в Израиле. Человек выбирает сам (даже если он как бы ничего в жизни не понимает): учиться или нет, быть отличником или нет, стремиться к чему-то или нет. Он свободен!
Конечно, это свобода человека в среде, в которой он находится. На него влияют и учителя, которые поощряют и хорошее поведение, и хорошую успеваемость. Это и родители, которые хотят видеть своих детей преуспевающими. Это и друзья-товарищи. И если попадается такое окружение, где многие учатся хорошо или стараются это делать хорошо, это заметно влияет на человека в любом возрасте. Даже на достаточно зрелого. Ибо образование, в конечном счете, это пропуск в лучшую жизнь.
Правда, в Израиле не действует правило, которое однажды озвучил Аркадий Райкин: «Без высшего образования, как собака, пропадешь!» Но все-таки, что-то в этом есть!
Спасибо! Это интервью стало лауреатом конкурса "Золотое перо Руси".
0 Ответить
Борис Рохленко, поздравляем. Какой там интересный состав лауреатов - далеко не все на Руси.
0 Ответить
Борис Рохленко, интересно.
0 Ответить
С прошедшими и с наступающими! Шалом-шалом! Мне знаете чем статья понравилась? Бориса видно! Пишите нам всем еще долго-долго: вы узнаваемы не по слову Израиль в заголовке, а по вот этому сквозящему отовсюду вкусу-запаху хумуса-питы из всего, что вы пишете. Вот тут в связи с дебатами о ностальгии вовсю, все ваши статьи именно о том, как человек вписывается и находит свою нишу любви, и ниша его так ассимилирует, что я бы не отличила ваш тон общий от тона натурального сабра. Вы - счастливый мужик, Борис. И так держать! Может, на следующий год, в Иерусалиме... Я по-христиански хряпну ложку водки, а вы кошерненького манишевича. Чтобы вы там все мне невроку!
Оценка статьи: 5
0 Ответить