Процесс этот только поначалу кажется трудным, просто он необычен. А на самом деле, намного проще того, что практикуется в школе.
Начнем, но немного с другого. Посмотрим на какой-нибудь предмет.
Ну, смотрим, смотрим… и что видим? Наш предмет и видим. Причем, заметьте, сразу, целиком. Не ручки и хвостики, или еще что-то мелкочастное, а всего, голубчика, целиком. Вот так же, в целостности и сохранности, как мы видим окружающие предметы, можно научиться видеть и слова. И читать их.
Никто не ставит задачу сразу научить читать, то есть видеть и читать слова типа УТКА или СЕЛЕЗЕНЬ.
Начнем с того, что близко 2−3-хлетнему карапузу: АУ и УА. Два лепетных слова, но все же слова, а не слога.
Пишем их аккуратно на карточках, одинаковых по размеру и цвету.
На одной карточке — А У. На другой, соответственно, У А .
Пальчиком левой руки, сначала средним, потом указательным, по очереди касаемся букв — А и У. Получается как на пианино. И звук тоже необходим. Пальчик на букву А ставим и одновременно поем вместе с ребенком: ААААААААА.
Следующий пальчик — на букву У, и поем опять дуэтом: УУУУУУУУУУУ. Стараемся между этими действиями не делать пауз.
Вот и пропели первое, прочитанное речитативом, слово.
ААААААААААААУУУУУУУУУУУУ. Закрепляя результат, читаем быстрее: ААУУ. Потом малыш солирует еще быстрее — АУ.
Да! Не забывайте переставлять пальчики вашего вундеркинда в процессе чтения. Сходство с игрой на пианино полное. Пальчик нажал на букву, она зазвучала. Без пауз между звуками.
Как вы догадались, так же читаем и второе слово — УА.
Освоив эту нехитрую операцию, можно приступать к прочтению не менее важных слов: ХА, АХ, АМ, МА.
Вот теперь можно переходить к высшему пилотажу. Читаем слова, которые состоят из трех букв и очень похожи внешне. Например, МАК / МАЛ / МОЛ / МЫЛ / МЫС / СОК / СОН / СЫН
С новыми буквами, которые появляются в словах, знакомим здесь же, и ребенок их запоминает. Легко.
Каждое слово пишем на отдельную карточку, одного размера и одинакового цвета. Читаем так же, как и первые слова — переставляем пальчики и одновременно пропеваем слова.
Теперь начинаем с безымянного пальчика и до указательного. Прочли первое слово, отложили карточку. Прочли второе… Потом положили обе карточки рядом и хитренько так спрашиваем: «А что написано здесь? А здесь?»
Если малыш не прочитал слово, то повторяем чтение снова. Пальчиками по буквам и слитно без пауз, почти нараспев малыш читает сам. Постепенно начинаем подкладывать еще прочитанные слова. Показываем пальцем на карточку и задаем тот же вопрос: «А что здесь написано?»
Можно разнообразить «допрос». Покажи слово — и называете любое слово, написанное на карточке.
Со временем полезное упражнение превращается в игру.
Проработав слова, состоящие из трех, потом четырех и пяти букв, ребенок начинает использовать этот прием во всех словах, увеличивая свой словарный запас.
Вот и все. Процесс обучения чтению пошел. У ребенка пропал психологический барьер и страх перед большим количеством букв. Он развил зоркость и теперь легко узнает слова, близкие по составу, но отличающиеся одной буквой. А потом не только одной буквой, а и всеми сразу. Важно то, что ваш малыш не боится читать!
Дайте книгу ему в руки!
Фу, какая старость. Я думал опять мамки, ошалевшие от незнания чем заняться, вспомнили свое предшкольное детство и начали со своими детьми играть в школу. Оказывается нет, просто ШЖ нечего печатать, как десятилетнюю глупость.
1 Ответить
А зачем ребенка учить в 3 года читать. Маме больше делать нечего?
0 Ответить
Сергей Лазарев, реклама в блогах запрещена, ссылка удалена.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
хорошая статья, думаю многие воспользуются вашими советами.
0 Ответить
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересная статья. Моей младшей дочке скоро два года. Книжки у нас самое любимое занятие, ну, и компьютер еще ( я ей показываю презентации - с целиком написанным словом) Так мы уже выучили почти все цвета. Уже цвета показываем практически везде, где только можно. С чтением как раз хотела начинать. Возьму Ваш метод на заметку, поскольку метод Домана немного трудоемкий. Спасибо за статью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
НА своих детях убедилась, какими разными могут быть люди в реакциях на обучение. Дочь всем этим знакам была открыта сразу. Цифры, буквы, книжки - все было доступно - и все активно осваивалось. Читать она научилась практически сама. Если что-то не давалось, не находила решения - билась, спрашивала, добивалась. Я ее определила как этакого эмоционального рационалиста, если можно это представить себе.
Сын же - совсем другой. Научен был буквы узнавать , а затем и читать довольно рано, где-то на уровне 5-6 лет, но его всегда интересовали не знаки, а образы. Я читаю ему - он рисует. Я опять читаю - он опять рисует. Я где-то упоминала, нас с ним по особой методике рисовать учили - преподавательница хорошая попалась - занятия в худ. студии для малышей с родителями. Мы вместе с ним, 5-летним, изучали рисунок (попробуйте, предложите 5-летнему младенцу ровно заштриховать кружок или квадрат!), композицией и живописью. Конечно, совместная работа, сиденье за партой рядом с сыном - о, это дорогого стоило! Но... рисует он и посейчас, худ. школу заканчивает, читать любит, читает учебник по литературе - и хватается за краски! писать умеет хорошо - в смысле содержания. А вот грамотность - слезы и скрежет зубной...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Скорее всего, ваша дочь чистый правша, а сын обоюдорукий-терминами забивать не буду.У него оба полушария развиты как равноправные. Попробуте поиграть в две игры, чтобы наладить фонематический слух.
Находите 3-й и 5-й звуки в словах и вы и он. Можете ошибаться сколько влезет, пусть вас исправляет.
Произносить слово по слогам , начиная с последнего, как пишется. Например, молоко ко-ло-мо.Опять по очереди и скоренько нужно слово восстановить до нормального вида.Часто грамотность плохо усваивается от неразвитости фонематического слуха.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как-то странно вы пишите, начинаете рассказывать про глобальное чтение, а потом пальчиком водите по буквам. Охватывать слово целиком - это, значит, показывать карточки со словами, много-много раз повторяя показ одного слова, меняя последовательность показа группы слов, добавляя новые, убирая старые слова - весьма трудоемкий способ, хорошо описан в переведенных на русский книгах Глена Домана и Сесиль Люпан. Вы же рассказывается о стандартной методике чтения расщепления слово на составлящие, только буквы учите в процессе, а не до. Вообще, глобальное чтение хорошо идет для языков с неменяющейся формой слов (английский, например, впрочем, для него существует и другой метод обучения чтению - фонематический). Для русского это работает гораздо хуже, поскольку многократно возрастает количество слов,которые надо предъявить ребенку: "кошка", "кошку", "кошке"...
0 Ответить
На начальном этапе освоения этой техники необходимо привыкнуть читать целиком, палец помогает , двигаясь, не застревать на какой-либо букве. причем, лучше вообще использовать все пальцы, начиная с левого мизинца и переставлять их с буквы на букву. К сожалению, способности моторики нынешнего поколения не позволяют этого делать легко.Когда освоен принцип, то чтение ЛЮБЫХ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ,не представляет трудности.
Хотя, чего я тут расписываю.
В моей практике эта методика работает хорошо, а вам, эрудированной, возможно подойдет что-то другое.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Еще раз повторяю вопрос: как первый абзац вашей статьи,а именно глобальное чтение относится ко всему остальному. В статье вы не упоминали переход от чтения глобального к чтению по слогам, а начинаете сразу со второго. Зачем вводить людей в заблуждение?
Кроме того, мне непонятно, почему логопед должен быть специалистом по куче смежных наук (психология, педегогика и т.д.), как следует из другой вашей статьи, но не считает нужным придерживаться самой элементарной вежливости.
0 Ответить
А где у меня чтение по слогам? Там, простите, слова.
Вполне возможно, что у вас свое понимание термина в силу эрудированности в этом вопросе, как учителя. Я практик и называю этот метод так, как его называли известные логопеды Рау, разработавшие именно эти приемы для работы с неговорящими детьми. А то, что он эффективен для всех детей, я проверила как практик.
Вы вообще статью читали? А то приходится повторять.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Главное, чтобы и ребенок получал от этого удовольствие, а не только обучающий.
Хорошая статья, наши поздравления, Людмила. Это вы, видимо, свой родительско-педагогический опыт изложили?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Конечно. Я вообще предпочитаю говорить и писать только то, что очень хорошо проверила на своем опяте и опыте своих родных и пациентов. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
а с какого возраста можно начинать такие занятия? моему ребенку год и 10 месяцев. Это рано?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Рано.Лучше ближе к трем. А сейчас ему стихи читайте так, чтобы он доканчивал рифму. То есть настраивайте его фонематический слух на восприятие звуков и их положение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Стихи мы читаем постоянно, очень нравится!
А статья очень хорошая, обязательно попробую применить такую методику, когда малыш подрастет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Людмила , за статью.
Очень здорово работает Ваш метод.
Хотела уточнить, по сколько минут заниматься в день считается нормой?
Не навредит ли быстрый галоп?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Норму ставит ребонок.Ему интересно. и вам тоже. Значит играйте дальше. Именно играйте. Можно конкурс устраивать. Он вам слово. А вы не всегда правильно читаете, например.
Спасибо за комментарий.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Моему ребенку уже 4 года. Примерно с полутора лет я пыталась научить его читать и считать.
Как вы описываете - водить пальчиком по карточке - у меня не получилось! Внимание ребенка хватает на четверть секунды! Поэтому говорить про какой-то пальчик - это смешно!!!
Есть метод Домана - вот по нему еще можно как-то обучать чтению.
А в год-два для ребенка слова мыс/ мал/ мол/ никакого смысла не несут, как он их может запомнить???
Хм, книги! Моему ребенку в книгах нужны машинки - а если их там нет, он смотреть ее не будет!!
Да и на рассматривание даже новой книги у нас уходит максимум две минуты - дальше она уже забыта...
Не знаю, как с другими, а мой мне говорит, мама ты читай, я послушаю. И при этом катает по потому машины, строит гаражи...
0 Ответить
А пальцем водить не надо. Переставлять пальчики вместе с ребенком -нужно.
Слова запоминать тоже не надо. Их только читать, а уж как вы их обыграете,это дело вашей фантазии.
Проблема вашего ребенка в незрелой нервной системе, довольно часто сейчас встречается. Поэтому для всех лучше, если учить его будет логопед или педагог.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наверное, мама учила меня читать по слогам - в 3,5 года я в детсаду читала "коллегам" по группе сказку "Гуси-лебеди", пока воспитатели занимались своими делами Я обратила внимание, что сейчас читаю так, как описано в статье - воспринимаю слова, даже предложения целиком, зрительно. А вообще моё мнение по поводу чтения - чем раньше научить ребенка читать, тем лучше. Мне кажется,умение хорошо и быстро читать очень влияет и на успеваемость в школе, и на развитие интеллекта.
0 Ответить
В школе потом тяжело,- скучно.
У меня брат с двух лет читает. К школе было прочитано все, что может воспринять ребенок. А весь первый класс слушал, как другие по слогам читают.
0 Ответить
Замечательный метод, формирующий цельное восприятие мира
Оценка статьи: 5
0 Ответить
интересный способ! и необычный! спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
дочь подрастёт - испробуем )
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А зачем ждать? Или дочь совсем крошечная? Я своих с полугода по этому методу читать учила.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошая статья, полезная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Так и нужно пробудить у наших детишек умение схватывать суть предмета и потом понятия. Это легко можно сделать в раннем возрасте. да еще и получить, как приложение, умение читать.
Кстати, когда мы обращаем на что-то или на кого-то внимание, то воспринимает их сначала целиком, на уровне ощущений, то есть на полевом уровне. Притягивает или нет, близок ли, нужен ли,...
А только потом мы включам сознательный интерес и составляем логическое мнение.
Которое, не всегда совпадает с интуинтивным ощущением и часто обманчиво.
А надо бы наоборот. Доверять больше целостному взгляду на объект: и интуиции, и ощущениям и логике.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Какой страшный зверь выступил в роли "предмета". Смотрим на него целиком и думаем - бабочка, но что-то не так и начинаем разглядывать по частям. Так и на вроде бы знакомом слове тормозим.
0 Ответить