А между тем у этой проблемы есть изящное и простое решение, найденное Альбрехтом Дюрером. Для рисования с натуры маэстро изобрел устройство, впоследствии названное его именем. Это устройство — вертикально расположенный кусок стекла.
Дюрер закреплял расчерченное на клеточки стекло в рамке и ставил на стол между собой и натурщицей. Лист бумаги он расчерчивал на такое же количество клеточек, а затем просто обводил на стекле контуры натурщицы — так, как будто бы она была плоской и приклеилась к стеклу.
Нарисовав контуры натурщицы на стекле, Дюрер переносил их на лист — клеточку за клеточкой. И на бумаге получалось точное изображение натуры — так, как она выглядит в определенном ракурсе!
Этот метод кажется слишком простым. При этом он необычайно эффективен. Когда мы честно обводим контуры пейзажа, «приклеившегося» к прозрачному стеклу или пластику, — мы рисуем именно то, что видим. А не то, как, по нашему мнению, должен выглядеть пейзаж или натюрморт.
Дело вот в чем. Левое полушарие знает, какова форма и величина предметов: дерево выше человека, а дом выше дерева. Крышка стола и книга — прямоугольной формы. Ладонь меньше головы.
Это знание никак не согласуется с тем, что дом, находящийся вдали, выглядит меньше, чем человек, стоящий рядом, стол выглядит прямоугольным, только если смотреть на него сверху, а голову может быть не видно из-за вытянутой вперед ладони.
«Знание» и «видение» вступают в конфликт, и рисовальщик оказывается в растерянности. Его глаз видит одно, а мысль утверждает другое.
Устройство Дюрера снимает этот конфликт. Когда художник обводит контуры предмета на стекле, он не думает о том, что далекая гора выглядит крохотной по сравнению с близким цветком. Он просто обводит контуры: точка за точкой. А потом с изумлением обнаруживает, что его произведение очень похоже на то, что он видит в реальности.
Итак, приступим. Стекло можно заменить прозрачным пластиком. Расчертим лист пластика на квадраты размером около 3 см, приклеим скотчем к оконному стеклу и обведем маркером контуры всех предметов, «приклеившихся» к пластику.
Затем расчертим лист бумаги на такое же количество квадратов и аккуратно перенесем линии в каждом квадрате с пластика на бумагу — уже не маркером, а карандашом.
Переносить по квадратам очень легко — всегда можно сравнить примерную длину отрезков, на которые кусок нужной линии делит стороны квадрата. Пропорции рисунка на пластике и бумаге должны быть одинаковыми — тогда рисунок получится точным.
Следующим упражнением будет рисование книги. Возьмите кусок пластика или стекла, расчертите его на клетки и, глядя на книгу сквозь пластик, обведите ее именно так, как вы её видите. Затем разбейте на клетки лист бумаги и перенесите на него полученный контур книги, клетка за клеткой.
Второй способ правильно изображать углы называется «визированием». Вы когда-нибудь замечали, как художники вытягивают перед собой карандаш, прищуриваясь при этом? Таким способом они измеряют углы.
Дело в том, что у людей есть такая особенность: поскольку мы являемся прямоходящими существами, то вертикальные линии мы видим именно как вертикальные. А вот горизонтальные линии кажутся наклонными — в этом вы могли убедиться после того, как обвели книгу на пластике. Нарисовать горизонтальные линии под произвольным углом зрения «на глазок» невозможно — потому-то художники измеряют угол между горизонталью и линией, которую собираются изобразить.
Возьмите карандаш и поместите его на линию пересечения двух стен, вы обнаружите, что она вертикальна: если вы будете держать карандаш вертикально, линия в точности совпадет с ним.
А вот с линией пересечения стены с полом или потолком дело обстоит иначе. Держа карандаш горизонтально, наведите его кончик на верхний угол комнаты, измерьте угол, образованный карандашом и левой границей стены и потолка — и переносите этот угол на бумагу. Можете для удобства прикрыть один глаз, чтобы видеть плоскую картинку.
(Можно также вместо карандаша взять циркуль и измерить угол, наведя одну ножку на границу стены и потолка, а другую расположить горизонтально. При этом держите его так, чтобы луч, выходящий из вашего глаза, был перпендикулярен плоскости, образованной ножками циркуля.)
Затем точно так же измерьте и нарисуйте угол между стеной и правой границей потолка, а также углы между стенами и полом.
Когда вы закончите, то обнаружите, что у вас получилось очень точное изображение углов — так, как их видно из того места, где вы находитесь. Сдвиньтесь на несколько сантиметров в сторону, приподнимитесь или просто качните головой — и углы станут другими.
И наконец последнее упражнение. Возьмите лист пластика, посмотрите сквозь него на углы комнаты и обведите их. Затем нарисуйте углы с помощью измерения.
Когда вы добьетесь того, что углы на обоих рисунках совпадут, — можете поздравить себя: вы постигли навык визирования и тем самым обрели власть над пространством, повысив свое мастерство!
Алина Даниэль, рисовал по тени на палубе...портрет и неплохо получилось ! Во времена Дюрера, наверное, не было фотографии и он применил стекло. Я не понимаЙ, зачем сейчас усложнять дело со стёклами? Сделай снимок, расчерти на клеточки и в принятом масштабе перенеси на полотно. Между прочим, наш зять "мухимовец" именно так переводит фото детей на полотно и получается то, что надо, причём за хорошие бабки.
... А вот у нас в Бирмингеме... на художественных выставках под пейзажем дают (не редко) и адресок, где сделан этот пейзаж, дескать, можете съездить и посмотреть натуру.
...И всё же,всё же. Копия может быть лучше оригинала. Я в этом убедился на картине Шагала "Веранда". Я не большой его поклонник, но "Веранда" меня прошибла. Там линии окон по бокам откровенно закруглены и это создаёт какой-то волшебный эффект. Пересмотрите работы Шагала и дайте заключение по "Веранде". Это касается не обязательно только автора.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей Дмитриев, если Вы не видите разницы между рисунком с натуры и рисунком с фотографии - мне сложно Вам это объяснить. Мою статью на эту тему Вы обвинили в "архитектурных излишествах".
Еще раз говорю Вам: рисуйте как хотите, но не нужно меня поучать.
Вы уже второй раз указываете мне, как следует (писать статьи и рисовать). Извините за резкость, но вынуждена повторить: я не считаю Вас авторитетом, поэтому будьте добры сменить начальственный тон на более подобающий разговору двух взрослых людей на равных. Иначе я буду просто игнорировать Ваши комментарии.
0 Ответить
Алина Даниэль, с "излишествами" " закончили мы счёты", а здесь я перечитал свою нетленку и никаких поучений Вам не отыскал. Я просто сообщил и другом способе "научиться рисовать", если вообще это возможно. И я не набиваюсь Вам в авторитеты. Вас, похоже, устраивают только "спасибо", попробую", "с удовольствием". На нечто иное Вы реагируете эмоционально запальчиво, взвинченно. И не трясите "взрослостью", как писаной торбой, ибо "устами младенца глаголет истина". Очень сочувствую Вам в возмущении и этим поучением. Но "сель а ви",увы.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей Дмитриев, я нормально отношусь к критике, если человек высказывает ее как собственное мнение, каковым она и является.
Но видимо у нас просто либо непонимание, либо несовместимость. Давайте оставим друг друга в покое, ОК? Здесь огромное количество авторов, и каждый может найти тех, кто ему по душе. У меня нет никакого желания пикироваться, поэтому завершаю наш разговор. Всего доброго и всяческих удач.
0 Ответить
Алина Даниэль, оч сожалительно, "а счастье было так близко".
Оценка статьи: 4
0 Ответить
попробую обязательно ))) спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статью прочли с внучкой с удовольствием
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий Россихин,
0 Ответить