• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

Как правильно выбрать учебные курсы?

Средства массовой информации буквально напичканы предложениями обучить новым профессиям за малый срок — на краткосрочных курсах с выдачей свидетельств или удостоверений.

А некоторые из рекламодателей, дабы привлечь побольше народу к своим курсам, при условии их окончания обещают и трудоустройство (однако кое-кто при этом осторожничает — мол, трудоустроим самых лучших и преуспевающих во время учебы).

Делается это вследствие того, что сейчас вопрос трудоустройства очень актуален, особенно для множества безработных, находящихся в психологическом тупике, растерянности и готовых уцепиться за любую, даже маленькую надежду.

Насколько правдивы подобные предложения, и стоит ли доверять обещаниям рекламы курсов?

Проведенный нами анализ подобных объявлений привел к следующим результатам:

1. Большинство учебных курсов, предлагающих нам за короткое время приобрести новую профессию, не имеют даже сертификата или лицензии на деятельность в сфере образования.

Поэтому первое, на чем нужно заострить свое внимание при выборе курсов, — это наличие у них разрешения таким видом деятельности заниматься.

2. Второе, что необходимо сделать, — уточнить, какое свидетельство или удостоверение они выдают — «государственного образца» или «образца установленного» (то есть просто бумажку, нарисованную на компьютере дизайнером)?

В большинстве случаев при подробных расспросах выясняется, что обещанные вам «корочки» никакой ценности не представляют, и потенциальный работодатель в дальнейшем вряд ли ими заинтересуется.

3. Необходимо сразу выяснить вопрос об обещанном в объявлении трудоустройстве. Возможно, фраза ответа по телефону будет уклончивой, типа: ну, наши выпускники сами успешно находят работу. На законный с вашей стороны вопрос, зачем же тогда в объявлении пишется о трудоустройстве, вам скажут: да мы так просто написали, на всякий случай!

Именно с такими типами ответов столкнулась я, обзванивая ряд фирм, призывающих пойти учиться именно на их курсы.

4. Также важно задуматься над количеством часов, отпущенных на обучение по той или иной специальности. И соотнести это время обучения со сложностью самой профессии, которую вы хотели бы приобрести. Например, для получения полноценной профессии юриста, дизайнера и т. п.
2-х или 3-х, и даже 6-ти месяцев будет явно недостаточно. Работодатель сегодня очень привередлив, ему подавай университетские дипломы.

Если даже эти четыре пункта вас не останавливают, и вы все-таки верите в свою звезду на выбранном поприще, то советуем найти время и съездить по указанному адресу обучающей фирмы. Обратите внимание на состояние того места, здания, где арендуется помещение под курсы, есть ли там учебные классы или место, специально отведенное для образовательного процесса; уточните, как долго эти курсы функционируют, где нашли работу их выпускники. Но самое главное, о чем следует позаботиться при разговоре в обучающей фирме — о наличии у них учебных планов и учебных программ, в которых прописаны темы и отведенные под них учебные часы. Ведь вы платите деньги за обучение и имеете полное право знать, чему и как вас будут учить?

Мой опыт показывает, что у большинства обучающих фирм таких документов нет, и в лучшем случае вам мягко откажут под видом секрета фирмы, я же при подобной просьбе нарвалась просто на откровенное хамство! Сначала мне долго доказывали, что я не проверяющая, чтобы их контролировать (и вообще, кто я такая, чтобы запрашивать подобные документы!), потом — обхамили и сделали вывод: если я им не верю, то и незачем мне сюда больше приходить и тем более у них обучаться. И только после того, как я объяснила им, что тоже работаю в сфере образования и прекрасно знаю, на что я имею право, а на что — не имею, мне принесли какую-то измятую бумажку с написанными от руки набросками возможных тем, которые предлагаются для изучения слушателям курсов. При этом высокая стоимость курсов никак не оправдывала их содержания.

Кстати, при оформлении ребенка в школу или вуз тоже не помешает запросить у выбранных вами учебных заведений учебные планы и рабочие программы (особенно если обучение платное, но и бюджетников это тоже касается). Чаще всего родители о таком праве не знают, а администрация школ или вузов об этом умалчивает при подписании договора с абитуриентом (главное, взять его «тепленьким», пока не раздумал!). А когда такие просьбы родителями вдруг озвучиваются, в первое мгновение у педагогов это вызывает чувство раздражения.

Ну, не привыкли наши завучи, директора и члены приемных комиссий «отчитываться» перед теми, кто платит им деньги за обучение! Что уж говорить про курсы!

Работая в системе высшего образования не один год, я сталкивалась с разными вариантами создания так называемых специализированных учебных курсов. Порой за их создание брались люди, далекие от той сферы деятельности, которой они хотели обучать других. Приведу пример. Одна из моих коллег (на тот момент аспирантка-культуролог) решила открыть компьютерные курсы — и обучать слушателей на них, разумеется, сама (зачем платить деньги преподавателям по этой специальности?). Главное, считала она, прочитать две-три книжки по компьютерной грамотности, нахвататься из них нужной терминологии, и народ сам пойдет на эти курсы! На мой вопрос, не стыдно ли ей обманывать людей, она только отшучивалась: ну несут же деньги, несут!

На курсах повышения квалификации дело обстоит не лучше. Рекламных предложений публикуется много, но найти среди них курсы, которые действительно соответствовали бы всем необходимым требованиям и научили вас чему-то новому (как сейчас говорят, инновациям), достаточно сложно. Недостатки все те же: то выдаваемый документ об их окончании не государственного образца, то количество учебных часов недостаточно, то цена запредельная, а ничего нового на этих курсах не расскажут.

Поэтому лучше искать курсы повышения квалификации, исходя из рекомендаций организации, в которой работаете. Именно она, как правило, имеет длительные отношения и договоренности с учебными заведениями, где действительно предоставят качественную услугу.

Если же повышение квалификации — только ваша забота, то придется «хорошо поработать» в поиске нужной услуги. И успешный результат не гарантирован.

При выборе курсов главное — помнить следующие правила:

1. С вами должны заключить договор на обучение, в котором оговорены все права и обязанности обеих сторон.
2. По первому требованию показывают лицензию или сертификат на этот вид деятельности.
3. Никогда не платите вперед за весь цикл обучения сразу (вы имеете право вносить оплату за каждое проведенное занятие, даже если это невыгодно учредителю курсов, и он давит на вас).
4. Если вы по уважительной причине пропустили занятие (например, заболели и можете предоставить подтверждающий документ), вам обязаны вернуть деньги за пропущенные занятия или заменить их аналогичными. Если же за пропущенные занятия с вас пытаются взять деньги, прибегая к угрозам и претензиям типа «нам невыгодно вас обучать», имеете полное право отказаться от этой образовательной услуги или обратиться в суд.

Также не забывайте, что часть денег, потраченных на самообразование, вы можете вернуть через Налоговую службу, подав туда необходимые документы.

Статья опубликована в выпуске 21.01.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Луиза Бай Дебютант 21 января 2011 в 14:52 отредактирован 21 января 2011 в 14:56 Сообщить модератору

    Марина Кузнецова, спасибо за толковую статью!
    Недавно столкнулась с курсами, правда, это только курсы по подготовке сына к школе. Но вот уже три месяца порываюсь бросить все это и перестать туда водить сына, готовить его к школе своими силами. Дело в том, что подготовка к школе включает в себя несколько предметов: чтение, письмо. математику, логику, развитие речи и английский. Со всеми предметами, кроме английского, можно мириться, а вот английский - это просто недоразумение. Учат с детьми слова, а дома приходится ребенка переучивать, потому что произношение навязывается жуткое. Например, девочка - "герл" и не иначе! три - фри, тринадцать - фёти, четверг - сёздэй, брат - бравэ, и так далее в том же духе. Дома занимаемся, у сына неплохо получается - все фонемы выговаривает правильно. Отвечает на занятиях - дети над ним смеются, потому что усвоили так, как учительница научила gerl - значит и произносят "герл".
    Беседовала с преподавательницей, с руководительницей этой школы раннего развития. Меня убеждают, что учительница стажировалась в США, что она - молодец и все делает правильно, что весь мир ТАК говорит, мол, у директрисы дочка замужем в Индии. Там только так и говорят. Зачем мне знать, как по-английски говорят в Африке, в Азии? Зачем ребенка учить языку, на котором говорят в бедных кварталах городов США, где живут малообразованные выходцы из третьих стран? Упаси Бог, нет у меня никакого снобизма - я весь мир люблю и обожаю! В Индию я бы поехала учить хинди, а Афганистан - пушту! Но речь-то идет об английском! Мы ведь слушаем песни, смотрим фильмы, созданные в США. Там же говорят и поют нормально! Ну и есть же, в конце концов образовательный стандарт! И этим стандартом был и остается британский английский - язык, на котором говорит образованное население Великобритании! Разве я не права? Ну ведь никто не учит за рубежом русский язык, беря за основу диалекты, на которых бабушки разговаривают в казачьих станицах на юге России! Их язык прекрасен и самобытен. но это - диалект. А язык российской науки и литературы ничего общего с диалектами не имеет. Вот я и думаю про наши курсы - что нам делать - нервировать моего пацана. разрывая на части: как учитель требует и как правильно, или бросить все и готовиться к школе самостоятельно. Зачем ТАК учить, чтобы потом угрохивать время, нервы и средства на переучивание? А город у нас небольшой. Конкуренции на рынке платных образовательных услуг по дошкольной подготовке особо нет.
    Подскажите, посоветуйте, может, я напрасно возмущаюсь?! Вопрос не только к вам, Марина, но и к Екатерине Мазуренок, как к специалисту, получившему адекватное лингвистическое образование. На инязе я закончила только первый курс, где мы основательно штудировали фонетику, а потом пришлось переехать, перевестись в другой вуз и заниматься славянской филологией. А в школе раннего развития, куда ходит мой сын, деньги то я плачу за услугу. А услуга нормально не оказывается!
    Простите за длинное повествование и за эмоции!

    Оценка статьи: 5

    • Луиза Бай, Конечно, во многих случаях обучение языку, мягко выражаясь, оставляет желать лучшего. Когда мой муж пытается сейчас учится по самоучителю, при звуках его произношения меня кондрашка хватает. Мой совет - отмените английский в этом центре. Такое практически всегда можно сделать. т.е. отказаться от какой-то части занятий. Даже если вы не найдете курсов по английскому, то чем сына научат неправильно, лучше уж пусть не учат никак. Что делать с английским? Выхода два, причем попробывать их надо именно в такой последовательности. сначала, попробуйте найти курсы английских языков. Желательно, чтобы это были курсы, часть занятий на которых ведут носители языка. Т.к. город у вас маленький, таких может, правда, не оказаться. В таком случае выбирайте любые, но перед тем, как отдать на них ребенка, зайдите на занятия и послушайте, как говорят учителя. В любом случае, следует покупать сыну английские и хорошие американские фильмы. Сейчас на любом DVD есть версия на английском. Если ваш сын готовится к школе, значит по возрасту ему интересно будет смотреть сказочные фильмы, типа компании Холмарк. Там обычно говорят достаточно отчетливо и правильно. Можно того же Гарри Поттера посмотреть, там тоже правильный английский.
      На худой конец, если выхода совсем не будет, можно просто заниматься с сыном дома и смотреть вышеуказанные фильмы. Вы ведь с этими "курсами" и так с сыном занимаетесь.

      • Екатерина Мазуренок, спасибо за советы! Обязательно им последую.
        У нас тут директора курсов кичатся тем, что у них преподы работали в Штатах няньками. А кем они там работали - неизвестно, может, за почасовую оплату с малышней по вечерам сидели. Но ключевые волшебные слова "Они же были в Америке!!!" Эх... блин! провинция!
        Про фильмы на DVD - классный совет. Спасибо. Будем слушать.

        Оценка статьи: 5

        • "Курсы..."

          Луиза Бай, американская разговорная речь очень сильно отличается от классического английского. Американцы вообще не слишком празднуют классический английский, они его упростили до разговорного уровня, читают и произносят слова без транскрипций, как пишут, так и произносят, отсюда все эти "герлы" и вырастают.
          А эти приехавшие из Америки няни коверкают английские слова на манер "американизмов", возможно, даже и не осознанно. А на русской невежественной почве и преклонением перед всем американским - растут такие "учителя" как грибы.
          Конечно, такие курсы надо бросать. Потому что нет ничего хуже, чем потом переучивать ребенка.

          У моей коллеги - преподавателя английского языка в вузе - был случай, когда одна дама пришла к ним на курсы английского языка и стала настаивать, чтобы ее записали на курсы американского языка, ей объяснили, что американского языка нет, она все равно настаивает на своем: Америка есть, а американского языка нет?
          Так что не удивлюсь, если в скором времени наших детей начнут обучать американскому языку такие вот няни, побывавшие в Америке, по требованию нашего же населения.

          Оценка статьи: 5

  • Не ВСЕ деньги, потраченные на самообразование, вы можете вернуть через Налоговую службу, подав туда необходимые документы, а только НДФЛ - 13% - с этой суммы! Читайте Налоговый кодекс, там есть перечень документов, которые необходимо предоставить в налоговую службу.

  • Насчет лицензий вопрос тоже спорный. В большинстве организаций вам предоставят не оригинал лицензии, а ее заверенную копию, что с точки зрения закона является аналогом предоставления оригинала. Отсутствие оригинала вам объяснят вполне разумно и обоснованно: оригинал в сейфе под замком, это вещь слишком ценная, если подавать ее каждому соискателю, она может истрепаться, порваться, или, не дай бог, потерятся. Правда, существует риск, что такая "копия" изготовлена вручную на компьютере. И в таком случае хорошо, если в вашей стране, городе, у вас лично есть возможность проверки в электронной базе по номеру лицензии. А если нет?

  • Статья у вас замечательная. Действительно информативная и адекватная, содержит здравые и практические советы.
    Насчет дипломов - испытала на собственной шкуре. Когда-то, еще в колледже, мы с однокурсником одновременно (правда, в разных организациях) обучались на курсах английского языка и готовились к сдаче экзаменов на получение Кэмбриджского сертификата знания английского. К тому, что он собирается сдавать такие экзамены на своих курсах, я с самого начала отнеслась скептически, т.к. неоднократно слышала от своих, что курсы, на которые ходила я - единственных центр в стране, сертифицированный Кембриджем на прием таких экзаменов. У нас схема была такая: вы здаете экзамены, ваши работы отправляют в Кембридж,там они проверяются и сертификаты вы получаете оттуда через 2-3 месяца. И действительно, получив уже один сертификат (первого уровня, всего их 3), я знала, что на "наших" документах были предусмотрены различные степени защиты: голографическая полоса, водяные знаки, номер сертификата можно было проверить на специализированном Кембриджском сайте. Ну, в общем, сдали мы, и стали ждать. Я не очень удивилась, когда уже через две недели после экзаменов он получил сертификат на своих курсах, который оказался простым куском серой плотной бумаги, подписанным руководителем курсов.
    Насчет "невыгодно Вас учить" и поуроковой оплаты, вынуждена вас немного поправить. Такие фразы можно услышать на маленьких курсах, у которых весь "штат" обучающихся - несколько десятков человек. И с их точки зрения вас действительно невыгодно учить - место для вас в группе забито, занятие проведено, преподаватель его отработал и рассчитывает получить оплату за занятие, а не за количество учеников. Ваша недоплата серъезно ударяет по их бюджету. На вашем месте мог быть человек, заплативший за все занятия. Нужны ли вам такие курсы - другой вопрос.
    В больших и солидных организациях другая проблема - там вам обязательно предоставят отработку занятия (к слову сказать, на тех же языковых курсах вы могли посетить "языковую клинику" просто если чувстсвовали, что отстаете, даже если вы пропустили занятие не по уважительной причине, или даже вообще его не пропускали). Но оплачивать поурочно там не получится. Там количество учеников достаточно большое, и сроки оплаты за определенный период обучения установлен жестко - с целью облегчить жизнь бухгалтерии. Никто Вам отдельного бухгалтера нанимать или выделять не будет, чтобы он отдельно проводит по счетам каждую вашу поурочную оплату. Правда, и за все обучение сразу вы платить не будете - скорее всего за семеср, четверть или месяц. А если вы попробуете взбрыкнуть, вам вполне обоснованно и справедливо скажут - мы никого не заставляем и соискателей наших курсов вполне достаточно, не хотите платить, как установлено - идите куда-нибудь еще. У слову, попробуйте сказать в любом государственном ВУЗе на платном отделении, что будете платить за каждое занятие - и вам скажт то же самое

    • "Курсы.."

      Екатерина Мазуренок, речь не шла об обучениии в вузе. Конечно, здесь никто платить за одно занятие не будет. Возможна плата помесячная. за семечтр, за год.
      Что касается замены занятий на маленьких курсах. то из личного опыта - я обучалась на курсах флористики , в группе было всего пять человек, проболела неделю, пропало два занятия, мне их возместили, предложив посетить взамен два занятия по дизайну интерьера (за ту же стоимость), - там мне дали нелишние знания и для флориста. Всегда можно найти компромисс, если руководство курсов заинтересовано в своей репутации и намерено работать долго в этой сфере. Не все измеряется деньгами даже в бизнесе. Можно "потерять" на малом, но выиграть в большом. Удержать клиента и сохранить хорошую репутацию (информация пойдет по цепочке).

      Оценка статьи: 5