Ольга Князева Профессионал

Что нужно знать родителям будущих первоклассников?

Ваш ребенок в этом году пойдет в первый класс? Поздравляю — начинается новый этап в вашей жизни. Да, да, именно в вашей жизни, потому что посещение школы ребенком внесет изменения в привычный семейный ритм.

Известно, если человек предупрежден, то он уже вооружен. Постараюсь ознакомить вас с наиболее важной, на мой взгляд, информацией, которая может помочь вашей семье принять оптимальное решение и сделает школьные годы вашего ребенка по-настоящему чудесными.

1. Школа — это стресс

Все новое — вызывает эмоции. В зависимости от личности ребенка, его индивидуальных особенностей — разные способы, разная степень выражения внутренних переживаний становится видна окружающим. Попасть в новую обстановку с новыми правилами и требованиями, новыми людьми — это в любом случае стресс. Каким бы активным и общительным ни был ваш ребенок — он тоже переживает.

Многие родители сравнивают начало обучения в школе — с началом посещения детского садика. Помните, как это было у вас? Сейчас придется пережить нечто подобное, только в большей мере, так как требования общества к ребенку неуклонно возросли. И без родительской поддержки, внимания ему будет очень трудно.

Может, есть возможность взять отпуск на сентябрь? Или продумайте подходящие для вас другие варианты, чтобы вовремя оказать необходимую помощь новоиспеченному первокласснику.

2. Без подготовки — не бывает сноровки

К сожалению, в современной России совершенно не продуманы переходы между ступенями образования. Не предусмотрены периоды адаптации и т. д. Кроме этого, в большинстве дошкольных учреждений детей обучают по различным программам, не совпадающим с требованиями начальной школы.

Поэтому, пока не поменялась общая ситуация в сфере образования, родителям нужно самим позаботиться о благополучии своего ребенка.

Лучший вариант — посещение подготовительных курсов при школе, в которой вы планируете дальнейшее обучение. Варианты — нанять репетиторов, самим заниматься обучением — можно совместить с первым, но не ограничиваться ими. Только посещение курсов обеспечит нужную психологическую готовность к школе, поможет ребенку быстрее адаптироваться в коллективе, получить необходимую теоретическую подготовку, соответствующую требованиям данной начальной школы и конкретного учителя.

Следует заметить, подготовительные курсы позволят вам увидеть школу «изнутри», познакомиться с персоналом школы, учителями, администрацией и в последующем — сделать правильный выбор школы, имея объективную информацию. Всегда проще принять верное решение на основании своих наблюдений, нежели используя чужие отзывы.

Кроме вышеперечисленного, нужно знать, что в состав класса в первую очередь зачисляются выпускники подготовительных курсов. Приходят люди в хорошую школу, к классному учителю записываться в первый класс и узнают — набор окончен! Вы же не хотите оказаться в такой ситуации?

3. Главное — учитель

Профессионал отличается от непрофессионала тем, что профессионал знает, куда нужно смотреть. На что следует «смотреть» родителям, выбирающим начальную школу своему ребенку?

Большее количество часов, обучаясь в начальной школе, ребенок будет проводить со своим классным руководителем, учителем основных предметов. По новым стандартам образования, теперь во внеурочное время учитель начальных классов зачастую выполняет роли воспитателя, руководителя кружков и секций. И самое разумное — искать для ребенка подходящего, на ваш взгляд, учителя.

Не стоит полагаться на мнение со стороны, довольствоваться чтением портфолио (папка о заслугах и достижениях) учителя. Обязательно пообщайтесь с ним лично. Вам предстоит, в лучшем случае, 4 года обсуждать с ним успехи и неудачи образования своего ребенка. Именно он будет новым авторитетом для вашего ребенка и в чем-то примером для подражания.

На второй план выступает администрация школы — завуч по начальной школе, директор. Умеют ли они слушать (слышать) родителей и оперативно, грамотно решать проблемы? Или кроме вашей материальной помощи школе их ничего не интересует?

Посетите обязательно — классное помещение, спортзал, столовую, гардероб, туалет.

Здорово, когда в классе созданы комфортные для обучения условия: есть необходимое оборудование, подходящие по возрасту парты, не осыпается потолок, не порван линолеум на полу и т. д.

Замечательно, если гардероб отдельный для начальной школы и там есть для каждого ученика индивидуальный шкафчик!

Прекрасно, если: столовая чистая и красивая, а умывальники не являются муляжами; горячая еда готовится в школе, а не привозится, предусмотрены салфетки на столах (обычно их нет — и дети вытирают руки об свою одежду); вежливый обслуживающий персонал, который не отбивает аппетит хамским поведением и показными нравоучениями; есть необходимое количество стульев (в одной школе наблюдала, как дети всегда кушали стоя); обеспеченность посудой (иногда дети приносят свою).

Классно, если спортзал оборудован по последнему слову техники и весь спортивный инвентарь безопасен для здоровья детей. Не забудьте уточнить — все ли занятия физкультурой будут проходить в спортзале (могут на отдельные занятия водить в другие учреждения или в школьный коридор, при совмещении занятий)?

С туалетами — все просто: проверьте слив — часто он не работает. И вы можете представить себе запах при использовании такого туалета. Есть ли туалетная бумага или рулон придется класть в портфель ребенку?

Итак, я поделилась с вами информацией. Как с ней поступить — решать вам. Только помните, чем основательнее и серьезнее отнестись к выбору школы и лучше подготовиться к ней, тем больше шансов избавить ребенка от болезненной смены школы, ненужных переживаний. Пусть путь к постижению наук для первоклассника будет открытым, ничем не омраченным.

Обновлено 5.04.2011
Статья размещена на сайте 30.03.2011

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень профессиональная статья в плане знания излагаемой темы.

  • Большего делентанцизма у автора,по данному вопросу трудно представить,полное не понимание в вопросе о готовности ребенка к школе и что надо искать в этой самой школе для своего ребенка (особенно смешно у автора получилось про посуду).Спасибо.ИванПетров

    • петр иванов, Или как вас там, судя по подписи к комментарию вы еще не определились, кто вы. Что ж говорить о содержании вашего мнения, то воспользуюсь советом Хаяма: " связавшись с дураком - не оберешься срама" .

      • Ольга Князева, и даже после таких слов профессионализмом в статье не тянет.А вот Хаям думаю удивлен, где его только не чтут в своей суе.

  • Ольга Князева, в нашей стране нет СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, а значит и школа является только местом,где собираются дети от 7 до 17 лет. И если вы попадете хотя бы на честного педагога - это уже хорошо. В учебниках по математике - математические ошибки, а задачи написаны таким языком, что и взрослый не сразу поймет. В третьем классе по " окружающему миру" у детей спрашивают, что такое БеНиЛюкс? Каждый ли взрослый ответит на этот вопрос? А уж тем более на риторический - неужели бенилюкс является для России "окружающим миром"? А подготовительные курсы - это чуть-чуть завуалированная взятка, потому что в дальнейшем с вас уже будут драть по-полной, а ну-ка окажи "добровольно спонсорскую помощь".
    Дальше и писать не хочется.

    • юрий маков, а про учебники можно говорить бесконечно, это целый бизнес по отмыванию денег...Поэтому детям я всегда задавала прочесть и найти ошибки...
      А страны Бенилюкса, я думаю, окружающий мир для тех, кто пишет учебники...

      Добровольная помощь - она добровольная, "нет" учится тоже надо говорить и аргументировать...
      Подготовительные курсы - не взятка (вспомните, что такое взятка), а легальный способ для школы заработать деньги и Вы, как заказчик обр.услуги, имеете полное право прочесть программу, выбрать подходящую для Вас и т.д.

      • Ольга Князева, я помню, что взятку можно давать и борзыми щенками. А что бы Вам напомнить, что наша система образования опустилась лет на сто назад, советую перечитать сербского юмориста Бронислава Нушича его "Автобиографию" главу "Начальная школа" и далее.

    • юрий маков, понятны Ваши переживания о рос.образовании. Но вот в такой мы стране живем (назовите мне любую другую отрасль в России, где все хорошо? кроме нелегального бизнеса и коррупции, например..)и уезжать не собираемся, поэтому исходя из сложившихся условий пытаемся найти выход для получения ребенком хорошего образования - поэтому и курсы подготовительные с умом выбираем - оплачиваем, и репетиторов и т.д.
      Сыр бесплатный только в мышеловке. Поэтому и вкладываем в образование детей, их лечение, отдых... Хорошо бы если бы можно было рассчитывать на поддержку государства, но, увы, - своими силами...
      Для меня показательны 50 рублей в месяц на меня и ребенка, когда я с ним в отпуске была с 1,6 лет...

    • юрий маков, ну, что-то у вас совсем все плохо В моем окружении достаточно много школьников разных возрастов, и многие из них очень грамотные дети. Я не оправдываю наше образование, оно оставляет желать лучшего. Но не все зависит от школы, если родители в таком важном вопросе полагаются только на школу, тогда конечно. А что такое БеНиЛюкс? Я бы не переживала бы, если бы мой ребенок не ответил на такой вопрос)))

      Оценка статьи: 4

  • Ольга Князева, идея статьи очень хорошая! Для меня, в частности, вопрос очень актуальный. Могу сказать, как мама будещей первокласницы, что предусмотреть все и проверить у вас не получится, по той простой причине, что для "знакомства" со школой предусмотрен день открытых дверей, и в другое время пройти по школе, посмотреть столовую, спортзал, туалет возможности вам не предоставится. В редких случаях (а чаще через знакомых) можно прорваться в школу и "разведать обстановку". О психологической составляющей, думаю у детей, ходивших в детский сад, проблем с адаптацией не будет. Если только у ребенка нет определенных проблем. Тем более нет необходимости отдавать ребенка на подготовительные курсы, если в саду осуществляется подготовка к школе, и ребенок уже умеет читать и считать. Так вы можете отбить у ребенка всякую охоту учиться, т.к. ему будет просто не интересно.

    Оценка статьи: 4

    • Ольга Князева Ольга Князева Профессионал 6 апреля 2011 в 12:44 отредактирован 6 апреля 2011 в 12:45

      Анастасия Хрестинина, я прекрасно понимаю, что в обычные дни в школу не попасть человеку с улицы, а вот те, кто ходит на подготовительные курсы - могут это сделать! И школу посмотреть и с учителем познакомиться.
      Насчет адаптации - к сожалению, как показывает практика, в большинстве случаев (может, вы как раз то счастливое исключение) - хождения в детсад не достаточно для быстрой адаптации - новые условия, новые требования, новое окружение...
      В детсаду готовят к школе, точно так же как - в школе к поступлению в вуз. Понимаете разницу? Может Вам повезет и совпадут требования садика с требованиями начшколы - тогда проблем нет!
      Просто очень часто родители изумляются, когда по сравнению с другими детьми их, не посещавших подготовительные курсы в конкретной школе, отправляют в слабую группу....

      И последняя Ваша фраза - если раньше в школу пойдешь - все желание учиться отобьешь! Думается, как раз наоборот - чем быстрее поймешь, какая школа подходящая для вас, а какая нет, тем больше шансов плодотворной и интересной дальнейшей учебы...
      Конечно, решать Вам - моя задача предоставить информацию к размышлению...

      • Ольга Князева, не нужно перефразировать мои слова. Я не говорила, если раньше в школу пойдешь - все желание учиться отобьешь Я знаю программу подготовки в школе (по крайней мере той, в которую идем мы) не по наслышке. Непосредственно педагог (с большим опытом) мне и сказала, что не нужно отдавать ребенка на подготовку, если он уже умеет читать и считать... т.к. на занятиях в школе детям преподносят как раз это для изучения - счет до 20, чтение по слогам, различие основных цветов, геометрические формы... Если ребенок все это знает, то на занятиях ему бедет не интересно, тем более не стоит перегружать ребенка занятиями в субботу, если есть занятия в саду (слова педагога!!!).
        Моя сестра отдала сына на подготовку в школу, но ходить по школе и рассматривать оснащенность, проверять что-либо на качество родителям не разрешается. Директор нач.школы: "Для более подробного знакомства со школой, приходите на день открытых дверей." Конечно, поговорить с педагогом можно, но только с тем, который непосредственно ведет эти курсы, и только. Увы, как показывает не только моя практика, на деле оказывается, что попасть в школу не так-то просто.

        Оценка статьи: 4

        • Ольга Князева Ольга Князева Профессионал 6 апреля 2011 в 13:49 отредактирован 6 апреля 2011 в 13:50

          Анастасия Хрестинина, перефразировать я вас не хотела, просто и так можно интерпретировать вами написанное.
          Судя по тому, что Вы написали о своем опыте и сестры - каждая школа - отдельное государство. У нас в школе вели подготовку те, кто в дальнейшем брал начкласс. И родители детей из подготовки могли ходить по школе.
          Директор начшколы? То есть начальная школа отдельная от основной?
          И про занятия подготовительные - у нас по-другому -кроме чтения, письма, основ математики, можно было и англ. яз выбрать и окр.мир по выбору....

          • Ольга Князева, не знаю, какая у них там иерархия, но и в информационных источниках звучит - директор нач.школы. По поводу выбора доп.предметов слышу впервые, хотя "первоклашек" знакомых полно))) Занимаются все по одной программе. Есть педагоги, которые вели подготовку и, вдальнейшем, набрали классы, а есть и те, которые не набирают еще. Насколько мне известно, каждая школа вправе устанавливать свои правила, лишь бы они нормативным докам не противоречили, а предписаний по проведению школами подготовительных занятий ни где нет.

            Оценка статьи: 4

            • Анастасия Хрестинина, да, Вы правы - в каждом огороде свои грядки, а в каждой школе - свои порядки.
              Хочу просто пояснить свое мнение:
              1. Для меня в выборе школы является главным критерием - учитель нач.класса.
              2. Профессионал своего дела всегда знакомится с будущими первоклассникаи до 1 сентября - ходит в детсад, ведет подготовку.
              3. По новым стандартам образования - кроме основных предметов, будут еще и по выбору, поэтому и система подготовки перестраивается (в некоторых школах уже перестроилась) по - новому. Например, я вела для дошколят курсы "Семь шагов в мир экономики". Подготовка к школе - это один из способов заработать деньги школе, и показать свои лучшие стороны для привлечения большего количества учеников (подушевое финансирование!), если школа не может предложить интересные курсы подготовки для дошколят - я делаю выводы... Понятно, что у всех детей разный уровень подготовки и курсы нужны для правильного распределения в классы, чтобы не пропало желание учиться у детей, и с помощью словарей, как в саентологических статьях рекламируют, дело не исправить.
              4. Мы, как родители платим за образовательные услуги (подготовит.курсы) и имеем право получить полную информацию о школе не только в Дни открытых дверей (когда вся школа преображается, как для встречи гостей и демонстрирует свои лучшие стороны - тоже оцениваем, как в каких школах умеют это делать), но в обычные будни. Если боятся Вам показать то,что вас интересует (вы же не коммерческую тайну спрашиваете) - это должно насторожить. Степень открытости школы к родителям для меня важный критерий. А если, не дай Бог, потом что-то случится - нужно будет ждать Дня открытых дверей или приемных часов? Каждому родителю - индивидуальный подход! - только так можно добиться хороших результатов в обучении детей. Школа - не тюрьма, где по предварительной записи ходят на свидание со своими собственными детьми...
              5. Подготовка нужна не только для получения знаний (те же опытные педагоги любят повторять: "повторение-мать учения"), но помогает ребенку почувствовать режим занятий, успевать за темпом и т.д. Я, например, в 4 года умела читать и писать, считать (на подготовке в садике меня очень хвалили и родителям посоветовали на школьные курсы не водить), но в начале первого класса были трудности с тем, как отвечать у доски , когда группа, ходившая на подготовку, негативно относилась к "новичку", была сплоченной, а мне пришлось выстраивать с ними отношения, завоевывать авторитет с нуля...
              Поэтому сами решайте, что лучше Вам и Вашему ребенку, никакой опытный педагог не может быть последней инстанцией для принятия решения...

              • Ольга Князева, я абсолютно согласна с вами, и конечно, наше решение было основано не только на словах педагога. Мы, слава Богу, заблаговременно стали беспокоиться о школе, естественно основное это педагог. Мы еще до нового года посетили школу, и нас встретили очень хорошо, все показали, все рассказали. В основном благодаря этому у нас проблем не было. А вот у многих родителей другой, печальный опыт((( А особенно сложно записаться в выбранную школу. Моя знакомая и договаривалась заранее и на подготовку дитя водила, и ночь в очереди стояли дежурили, а в школу не записались(((

                Оценка статьи: 4