Современные дети (впрочем, может быть, это только мне попадаются подобные детишки), развиваются как головастики. Очень высокий интеллектуальный потенциал и сниженные возможности моторного и артикуляционного развития. Ну, нет у них доминантного полушария, как мы к этому привыкли! У них оба полушария доминантные. Точнее, равноправные, хотя сначала это диагностируется как недоразвитие. Поэтому они схватывают информацию сразу, целиком. Больше ощущениями, чем логикой. Их легче учить читать сразу целыми словами, а не по слогам. А это, заметьте, при нашей методике обучения в школе очень непросто. Результат задачи тоже рождается у них сразу, а не поэтапно, и больше похож на озарение.
Вот и судите — как учить их, и что считать патологией, а что — нормой?
Мало кто из родителей обращает внимание на особенности речевого развития своих двух-трехлетних детей. Болтливость малышей, которые используют «свои» слова, понятные только избранному кругу взрослых, умиляет. Взрослые начинают сюсюкать и коверкать слова так же и, тем самым, оказывают малышу «медвежью услугу». Если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка была правильной и грамотной, необходимо как можно больше разговаривать с ним, четко произнося слова, особенно окончания и предлоги.
Читать ему стихи не торопясь и ритмично, без особой эмоциональности, спокойным, ровным, даже протяжным голосом. Поощрять ребенка договаривать слова-рифмы в стихах, воспитывая чувство слова и ритма. Сочинять очень простые, но эффективные двустишья типа: «БА-БА-БА. ВОТ ЛЕЖИТ ТРУБА». Желательно, чтобы малыш сам заканчивал строчку и повторял, по возможности, все двустишье.
А теперь обратим внимание на конкретные, трудно выговариваемые звуки.
К шипящим относятся Ш Ж Щ Ч. Обычно замечают неправильное произношение звуков Ж и Ш. Причем звук Ш обычно не очень режет слух — шипения можно достичь разными способами. А вот звук Ж просто так не скроешь. Он или есть, или его нет. Поэтому ставить шипящие нужно со звука Ж.
Чаще всего проблема шипящих кроется в том, что ребенок не может расслабить язык и растянуть его широко. Так, чтобы края как бы наваливались на боковые верхние зубы.
Поэтому полезно сначала научить язык расслабляться. Для этого нужно положить его на нижние зубы, как блинчик, и пришлепывать верхними зубками по языку. Сделать ему своеобразное «атата». Затем дать языку полежать спокойно, не двигаясь, на нижних зубах. Упражнение считается усвоенным, когда делается легко и свободно.
Руками изобразить всем известную позу «чашечки», как будто в ладошки нужно налить и удержать водичку. Язычок должен повторить эту позу. Желательно за зубами, а не высунутым вперед. Произнести звук ЗЗЗЗЗЗЗ. Конечно, этот звук не получится, а получится ЖЖЖЖЖ.
Таким образом нужно обмануть речевую привычку произносить вместо Ж черт знает что.
Как только звук начал получаться, нужно вводить его в слоги. Можно воспользоваться универсальным шаблоном для любого звука.
Берете карандаш и рисуете большую, высокую букву Ж. А рядом с ней, справа и слева, в столбик гласные первого порядка
Затем соединяете черточкой каждую гласную с нашим переростком, буквой Ж. Получается жучок-паучок. Далее, в производном порядке, сочетаете гласные со звуком Ж.
Например, АЖА. АЖО. АЖУ.
АЖА. ОЖА. УЖА.
АЖА. ОЖО. УЖУ. И т.д., как ваша фантазия позволит.
Если трудно начинать со звука гласного, можно его отбросить и произносить один слог — ЖА. ЖО…
Со звуком Ш после того как поставили звук Ж, работать одно удовольствие. Он сам появляется. Так же легко подобраться и к звуку Щ.
Звук Ч тоже относится к шипящим. Но он состоит из двух звуков — ТЬ и Щ. То есть, язык должен сначала ударить по альвеолам, а потом расслабиться и пропустить сквозь узкую щель звук Щ. При повышенном тонусе языка у детишек это получается плохо. Нужно прочувствовать сначала ТЬ, а потом соединить с Щ. Сначала медленно, а потом с ускорением, до полного слияния. Ни в коем случае нельзя напрягаться.
А дальше начинается самое интересное, по крайней мере, для меня, как логопеда. Сочиняем и запоминаем скороговорки, двустишья. Придумываем сказки, в которых нашего звука — навалом.
И соблюдаем правило хорошего логопеда: обращаем внимание на произношение только тех звуков, с которыми работали. Остальные пока пропускаем мимо уха. Настанет и их час.
Их легче учить читать сразу целыми словами, а не по слогам. А это, заметьте, при нашей методике обучения в школе очень непросто.
Интересно, в каких школах сейчас учат читать?
Когда я поступала в школу - читать было нормой. А что касается дней сегодняшних, так уже в 4 года дети читают...
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Методика обучения чтению целыми словами годится даже для трехлетних.
А в школах учат читать, особенно в наше гастербайтерское время. Учат в подготовительных классах при детсадах и школах. Проблема-то в другом.
0 Ответить
Людмила, спасибо вам! Вот и бесплатная консультация логопеда!! Нам, правда, рановато еще, но годика через 2 пригодится!
А продолжение будет? Еще что-нибудь о своем опыте работы с детишками напишете?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Еще напечатана по постановке дыхания, а это для нынешних деток очень актуально. И выложила постановку свистящих. Попробую набрать по звуку Л. Остальное по желанию "трудящихся". Только звук Р не буду- требуется со специалистом в любом случае.
0 Ответить
Людочка, а где по постановке дыхания и свистящих? Я что-то не нашла!
Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
На моей странице. Кликните на фамилию и попадете.
0 Ответить
Спасибо, очень грамотно изложен материал.
+5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за оценку.
Я и писала то, что можно сделать дома. Остальное, если нужно , лучше со специалистом отрабатывать и ставить.
0 Ответить
Замечательная статья: конкретно, полезно и все по существу. Спасибо, Людмила - на пятерку
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень важная статья...Многие сталкиваются с подобной проблемой, но все-таки нельзя забывать, что лучше обращаться к специалистам и заниматься дома с малышом. В комплексе - все будет супер!
0 Ответить