С чего нужно начать? В первую очередь, с настроя. Если вы хотите освободиться пораньше, и уж тем более не пересдавать дисциплины, стоит подготовить себя к нелегкой напряженной работе с самого начала учебного года, семестра.
Это больше подходит для студентов, которые могут посещать все занятия или, по крайней мере, большую их часть в течение семестра. Работающим студентам или тем, которые по разным причинам пропускали занятия, в этом плане будет труднее.
1. Начнем с тех предметов, по которым будут зачеты. Многим кажется, что получить зачет проще, чем сдать экзамен. Не всегда. Это зависит от требований преподавателей. Например, один преподаватель может потребовать решения нескольких десятков задач в течение семестра, а другой ограничится лишь формальным присутствием студентов на лекциях. Поэтому стоит заблаговременно узнать, чего ж от нас хотят преподаватели, — желательно на первых же занятиях.
Обычно они поощряют работу студентов на семинарах. Но эта возможность выступить, проявить себя достается не всем. Скажем, студентов в бюджетной и платной группе более 40. Путь к получению зачета автоматом — выступить с докладом хотя бы один раз. Тем для докладов всего 5−10. Поэтому при такой конкуренции, что называется, «кто первый встал, того и тапки».
Не бойтесь активно участвовать в научной работе, смело разбирайте темы для выступлений, проявляйте себя. Если не успели, спросите у преподавателя, какие еще дополнительные задания можно выполнить в течение семестра. Но не будьте навязчивым. Если вы не хотите или боитесь это сделать, придется изрядно попотеть в течение сессии. Проверено на себе и почти на всех студентах нашей группы.
2. С экзаменами дело будет потруднее. Но работа на семинарах, конечно, играет большую роль и здесь. Однако добавляются еще множество трудных промежуточных контрольных и лабораторных работ. Преподаватели могут потребовать их идеальной защиты, иначе зададут дополнительные вопросы на экзамене или просто не поставят автомат. Если же студент справится, то с получением экзамена автоматом не будет проблем.
3. Если это не помогло… Предположим, вам не повезло. Преподаватель не ставит автоматы или вы не можете сдать экзамен или получить зачет досрочно. Успокойтесь. Запасите времени, как минимум, месяц. Учите каждый день по чуть-чуть. Так у вас останется время на повторение материала и вы сможете не паниковать.
4. Вы не сумели распланировать время, и времени осталось очень мало. Пункт 3, как известно, выполнить очень трудно. Ведь все-таки мы живые люди. Всем иногда нужно отдохнуть, развлечься, пообщаться с друзьями… Вроде, скажешь себе выучить сегодня 3 билета, например, — и не выполнишь. Учтите этот урок на будущее — стоит научиться грамотно планировать свое время, отведенное на работу и на отдых, это будет необходимо в дальнейшей жизни.
Еще не все потеряно. Попробуйте обмануть свое сознание. Например, я делала следующим образом. Я писала лекции в блок. Предположим, заучивая их, видела, что листов, которые еще надо выучить, чересчур много, а листов, которые уже выучила — кот наплакал. Тогда я вынимала часть листов, которые еще не выучила, и откладывала их куда-нибудь, чтобы не видеть. Это немного успокаивало. Затем, доучив до конца материал из тех листов, что оставила в блоке, я брала несколько отложенных листов (но не все!), опять вкладывала их в блок и учила. И так делала до тех пор, пока не выучивала все лекции.
5. Запомните, паника мешает вам соображать и запоминать материал! Если чувствуете, что эмоции зашкаливают, лучше пока отложите книги куда подальше. Сделайте разминку, прогуляйтесь. Съешьте что-нибудь вкусненькое. Поверьте в себя, в свои силы. Человеческие возможности очень велики. Говорите себе: «Я смогу! Я справлюсь!» и забудьте о таких мыслях, как: «Все кончено… Это невозможно выучить…» В конце концов, не вы первый и не вы последний учите этот материал.
Если не успели что-то выучить, напишите шпаргалки. Это успокоит нервы, к тому же вы неплохо усвоите информацию, когда будете их писать. Но не спешите воспользоваться своим произведением на экзамене! Если знаете хоть что-нибудь по данной теме, пишите сначала, что знаете. Если все же считаете нужным подсмотреть в шпору, не стоит лихорадочно обдумывать тему этого вопроса или билета. Так можно забыть и то, что знал. Просто перепишите и все. Хватит с вас и волнения от того, как бы преподаватель не заметил, что вы списываете.
6. И напоследок хотелось бы сказать о том, что ваши друзья и родные могут отлично поддержать вас психологически. Заручитесь их поддержкой — и смело в бой! Ни пуха ни пера! Удачи вам во время сессии!
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...