Слова просто так мертвым грузом в языке не лежат — они работают.
А чтобы понять, как работают, давай поговорим о тебе. Ты кто? Мальчик, тебе 9 лет, у тебя серые глаза и непослушные вихры, и зовут тебя Денисом. А для мамы ты кто?
— Сын.
А для дедушки?
— Внук.
А для Димки из соседнего двора, к которому ты вчера ходил на день рождения?
— Друг.
А если ты зайдешь в магазин, ты кем там будешь?
— Покупателем.
А в автобусе?
— Пассажиром.
Но ты ведь все равно остаешься тем же самым мальчиком, имя которого Денис. Только каждый раз играешь разную социальную роль. Социальную — значит, общественную, роль в обществе. И по этой роли ты имеешь разные права и разные обязанности. Ты же не можешь платить маме… за проезд, а водителю не станешь показывать свой дневник. Верно?
Каждый человек в разных ситуациях играет самые разные социальные роли, или, по-другому, выполняет разные социальные функции. Работа для человека — это тоже социальная функция. Человек может работать летчиком, учителем, продавцом, рыбаком, поваром, даже президентом и при этом остается самим собой.
Слова в языке тоже работают: они строят предложения.
Предложение — это законченная мысль. Оно может быть очень коротким, например: Я устал.
Или длинным: Я сегодня к вечеру очень устал, потому что мы сначала ходили с мамой в зоопарк, а потом еще в магазин, где долго выбирали, какой портфель купить.
Но это предложение, потому что оно выражает одну законченную мысль. Если дальше ты скажешь, какой же портфель вы купили, это будет уже другая мысль.
Предложение строится из частей речи. Части речи работают членами предложения. Это их грамматическая функция, и, выполняя ее, они тоже имеют разные права и обязанности.
Предложение строится по своим законам. Главное, в нем обязательно должна быть информация о том, кто или что действует и что с ним происходит. Эту информацию несут главные члены предложения: подлежащее — то, о ком (о чем) говорится, и сказуемое — что говорится.
Подлежащее отвечает на вопросы: «Кто?» или «Что?»
Сказуемое — на вопросы: «Что делает, делал, будет делать?» этот кто-то. «Кто он?» И даже «Какой он?»
Главные члены — основные, без них предложение не обходится, а вот другие, те, что отвечают на вопросы «Где?», «С кем?», «Когда?», «Какой?» — это члены второстепенные, необязательные. Но все равно очень даже нужные: они придают предложению точный смысл.
В самом деле, вот если я скажу: «Волки сидят». Мысль вроде бы закончена, а что это за мысль? Ну сидят, и что?
Зато если так: «Белые волки в ряд в красной пещере сидят» — это уже очень даже много смысла. Это загадка. И каждый из второстепенных членов помогает ее разгадывать. Хищники почему-то белые, да еще в ряд (один возле другого) сидят, а что это за красная пещера? Разгадал?
Ну, конечно, зубы во рту!
Как же узнать, какую работу выполняет слово? Да по вопросу!
«Кто?», «Что?» — это подлежащее; «Что делает?» — сказуемое; «Какой, где, кому?» — второстепенный член.
А вот интересно, человек выбирает себе профессию по способностям: не умеешь рисовать — художником не будешь, нет слуха — не станешь певцом. Женщин не берут в солдаты. А мужчина не может родить ребенка. У людей есть социальные предназначения.
А у частей речи предназначения есть?
Оказывается, да. Наречие, например, подлежащим быть не может, не тот у него вопрос. Зато с этой ролью легко справится имя существительное или заменяющее его местоимение, потому что отвечают на тот же вопрос, что и подлежащее: (Кто?) Мальчик играет. (Кто?) Он играет.
Правда, есть одно условие: чтобы выполнять работу подлежащего, слово должно стоять в начальной — словарной — форме. Начальная или словарная форма — это форма слова, которая дается в словаре. Слово «информация» ты в словаре найдешь (это значит сведение, сообщение), а «информации», «информацию» — нет. Это формы (варианты употребления) этого же слова — «информация».
Как ты думаешь, в каком предложении слово «снег» будет подлежащим?
Всю зиму шел снег.
Зимой деревья окутаны снегом.
Я люблю снег.
Конечно, во втором. Только в нем слово «снег» стоит в начальной форме и отвечает на вопрос «Что?».
А в четвертом предложении «снег» — это второстепенный член предложения. Это я люблю (кого?что?) снег, а не снег любит меня.
Иногда в роли подлежащего может выступать имя прилагательное. Например: Красный горит. Но только в том случае, если в предложении нет подходящего существительного. А как только появилось (Красный свет горит.), прилагательное сразу отдает ему работу главного члена.
Второй главный член предложения, сказуемое, несет очень много грамматической информации:
1. Зачем мы это предложение говорим — сообщаем что-то (Он играет) или требуем (Играй!).
2. Когда происходит действие (он играл вчера, или играет сейчас, или будет играть завтра).
3. Даже о том, кто действует, сказуемое тоже может дать информацию: играю (кто?) я; если играешь — ты; если играем, то мы.
Поэтому иногда предложение может обойтись без подлежащего. А без сказуемого предложение построить нельзя.
Всю эту грамматическую информацию способен передать только глагол. У других частей речи для этого нет способностей. А у глагола есть. Труженики-глаголы все время изменяются, чтобы точно передать информацию: зачем, когда и кто. Без глагола сказуемого нет.
Даже если по смыслу оно выражено именем прилагательным, ему нужен помощник — глагол-связка «быть».
Например: Пирожок был вкусным. (Был вкусным, но теперь я его уже съел). День будет теплым. (Будет, но еще не наступил).
— А если так? Земля круглая. Где тут глагол? Нет его!
Не торопись. Земля круглая — это значит, что она не была круглая, не будет, а есть круглая. Этот глагол «есть» — очень ленивый. У него нет особого смысла, и означает он только: что-то имеется здесь, сейчас или всегда. Я (есть) учитель. Ты (есть) ученик. Он сам (есть) дурак.
Глаголу «есть» все равно, кто совершает действие. Сравни: я иду, но я есть. Ты идешь, но ты есть, он идет, но он есть, они идут, но они есть.
Глагол «есть» не изменяется и потому несет так мало информации, что можно без него обойтись. Вот и обходимся. Роза душистая. Подушка мягкая. Папа — автомеханик.
Если никакого глагола в предложении нет, это значит, что ленивый глагол «есть» просто опущен, а его отсутствие передает информацию: имеется здесь, сейчас или всегда. Это правило русского языка.
Людмила, спасибо Вам огромное! Потрясающе доступные объяснения, которые будут вполне понятны даже дошкольнику. Это почти готовая книга, добавьте пару заданий к каждой части статьи и можно издавать. Я бы купила!
0 Ответить
Людмила Ливина, спасибо Вам за такую доходчивую и интересную статью!!! Внук 3 классник- и такое объяснение он сразу впитал!!! Подскажите, а есть ли программа по 3 классу?
0 Ответить
Алла, я тупая. От таких объяснений впала в ступор. Зачем такие мудреные объяснения?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лариса Завьялова
Ларисочка, у меня внук 3 классник и в школьной программе вообще сам черт ногу сломал... А здесь все стало на места!
0 Ответить
Алла, ну тогда понятно. Давно учебников не видела. Внуки еще маленькие
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алла, перечитала статью на второй раз.читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
...или мозги другие были)) В те времена, когда деревья были большими))
0 Ответить
Лариса Завьялова, О, милая! У Вас все впереди! А я сама бегу от склероза- стараюсь разобраться и донести до внука хитросплетения новой программы... Старая программа была лучше- мы не торопясь все учили, закрепляли- а сейчас сумасшедший темп!!!
0 Ответить
Алла, могу только одно сказать - читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить