В этой статье мы рассмотрим Метод Фонетических Ассоциаций (далее — МФА) — методика изучения иностранных языков, предложенная профессором Стэнфордского университета Р. Аткинсоном в начале 70-х годов прошлого века.
Метод используется и по сей день, и при грамотном подходе способен обеспечить более эффективное запоминание, нежели обычная зубрёжка.
Быть может, кому-то МФА покажется если не бредовым, то по крайней мере забавным. В данном случае личный опыт автора — довольно сомнительный аргумент, поэтому нет лучше способа, чем самостоятельно попрактиковаться в предложенном.
Суть методики состоит в том, что к каждому иностранному слову подбирается созвучное на своём родном языке. В свою очередь, к созвучному слову подбирается смысловая ассоциация. Абсолютно любая, именно та, которую подберете вы, и только вы. Да, всё гениальное — просто. Теперь к примерам:
1. Возьмём английское слово «goodness», что произносится как «гуднесс» и в переводе означает «доброта». Лично у меня первой созвучной ассоциацией с «гуднесс» было слово «годность». Теперь я подберу ассоциацию по смыслу уже к слову «годность». «Срок годности доброты» — почему бы и нет? Данный метод привлекателен тем, что вам не придется зубрить дословный перевод: достаточно лишь запомнить ту ассоциацию, которую придумали вы сами.
2. А как насчёт «доброты» по-итальянски? «bontà» — чем-то напоминает мне слово «бунтарь». Моя ассоциация — «бунтарь без доброты».
К слову, ассоциативный метод многие люди применяют каждый день в совершенно обыденных вещах, зачастую сами на отдавая себе в этом отчёт. Сегодня, когда миром правит информация, порой бывает некогда сидеть за учебниками и словарями. Упростить механизм обучения — значит, сэкономить много полезного времени и сил. МФА используется как репетиторами на дому, так и профессорами в институтах. Многие иностранцы изучают русский язык тем же ассоциативным способом. Метод способствует не только расширению словарного запаса, но и развитию воображения!
Итак, главные правила, которые необходимо помнить при использовании Метода Фонетических Ассоциаций:
Ассоциации к иностранным словам следует подбирать именно исходя из их звучания. «Фонетическим» способ зовётся недаром: правописание слов — совершенно другая тема, подразумевающая собственные методы.
Дайте волю фантазии, но не придумывайте слишком сложных ассоциаций. Фраза, которая пришла в голову первым делом, вероятней всего, придёт в таком же виде и в нужной ситуации. Не нужно стесняться своих ассоциаций — поверьте, у другого человека они могут оказаться куда забавнее, но в учёбе хороши абсолютно все средства.
Одно и то же слово на разных языках может звучать совершенно по-разному, и к каждому из вариантов рекомендуется придумывать новую ассоциацию. Если они будут связаны между собой по смыслу — ещё лучше!
Более эффективными будут ассоциации, связанные непосредственно с вами. Может быть, на ум придет какой-то случай или ситуация.
И помните: лень — двигатель прогресса. И в данном случае эта пословица звучит совершенно оправданно. А всем скептикам — дельный совет: просто попробовать использовать ассоциативное мышление.
Имхо, учить английский (и любой другой язык) по методу ассоциаций не эффективно - большие затраты времени на дополнительную работу по ассоциации
Запомнить несколько нестандартных слов по методу ассоциаций - да , нормально. Но не более того.
0 Ответить
Если стоит задача выучить пару фраз, перед поездкой в другую страну может метод и действенный.
На самом деле любой язык учится кропотливым трудом, наиболее короткий промежуток, который встречал 1 год, занимаясь по 6-8 часов в день и огромное желание выучить. Все эти росказни про изучение языка на ходу, в метро или машине, лишь способ выколотить денег.
Самый быстрый способ окунутся в среду, тогда можно за 3 месяца базу освоить, либо же создать языковую среду дома.
И много, очень много читать на изучаемом языке.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Сергей Петров, здравый голос.
Хотя, может, это мы с Вами изучали языки по "6-8 ч. в день в течение года" (я и того "хуже" - жил и спал им по 15 ч. в сутки на протяжение 2-х лет, с последующим совершенствованием в последующие 5 лет)? Может, мы, в некотором смысле, неудачники?
Чего старого-то пса учить новым трюкам?
0 Ответить
"Лень - двигатель прогресса?"... пытался изо всех сил согласиться, но не получилось.
Лично мне метод ассоциации эффективным не представляется. (Впрочем, как и масса других, ново- и не очень- методов).
Хуже - мне это представляется некой громоздкой языковой перверсией. Язык нужно чувствовать. Даже на начальных стадиях пытаться. А не подбирать кривоватые созвучные слова, которые в последующем тебя только запутают.
Например, как построить предложение на иностранном языке при помощи такого способа? Вспоминать созвучные в родном? Насколько хватит этого метода для более-менее какого-то разговора?
На письме, при прохождении тестов - согласен. Может быть эффективно. Но не в разговорной речи.
Все это - костылики-примочки, в действительном изучении языка мало помогающие.
Самый эффективный метод - как правило, самый непопулярный. Вжиться-влезть в язык, забыв что русский для тебя родной.
Новые методики мне представляются лишь маркетинговыми ходами, стремящимися привлечь внимание лентяев. Чего-то действительно нового, эффективного не знаю. Ни 25-х кадров, ни прочего.
1 Ответить
Игорь Ткачев,
Метад ассосиаций, по моему самый эффективный метод запоминания. И не только иностранных слов. Я, например запоминаю так номера телефонов. Разбиваю цифры на группы связанные с чем либо. например: 61 - Гагарин, 41 - война, 16 - мой день рождения. Так любой номер легко запомнить.
1 Ответить
Игорь Ткачев, для кого-то может сработать. Еще Мессинг описывал свой метод запоминания: он шел мимо штакетного забора. В мелькании, чередовании света и тени от штакетника, он мысленно развешивал на досках запоминаемое. Известен эффект влияния мелькания на эпилептиков - они часто впадают в приступ в кино, в транспорте. Мессинг запоминал при мелькании. Когда надо было вспомнить, он просто мысленно снова проходил вдоль этого забора.
Мнемоника вообще тайна. Звуковые ассоциации так мало изучены. Однако, уже доказано, что при пении, а не говорении, чужой язык запоминается вдвое эффективней. Может быть, наилучший способ обучения и есть применение полного комплекса мнемонистических приемов.
Мне просто занятно, пользовались ли люди привязкой к звучанию слов факс и факт, запоминая английское смачное слово?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лаура Ли, как услышал заклинание "Мессинг", даже не дочитал до конца Ваш комментарий. Ну хотя бы Вы, умная и мыслящая женщина, в расцвете сил и лет, не упоминали всуе этого "столпа". Хотя, красивая сказка о вполне незаурядном человеке, - согласен (можно посмотреть кино).
Мнемоника, говорите? Не знаю такого слова. Впрочем, как и не знаю ни одного, кто язык дей-но изучил какими-то новыми способами, в том числе, ассоциативными. А опыт у меня, как Вы знаете, есть.
Впрочем, как сказал, не исключаю некоторой пользы от данного способа. Конечно, при все своей излишней серьезности к изучению иностранных языков (для одного знание языка - умение промямлить пять десятков слов и столько же понять. Для других - это наука длиною в жизнь).
0 Ответить
Игорь Ткачев,как профессор Преображенский говорил "не читайте газет", так и я посоветую - не смотри русский телевизор и их кино. Про Мессинга надо читать в воспоминаниях его современников и биографов, и только то, что написано до диареи периода гласности. Есть серъезные работы. В запрещенной совке эвристике опыт Мессинга изучался вкдущими западлными авторитетами. Сценические фокусы с массовыс гипнозом побоку - этог умеет почти каждый двуногий, но как мнемонист он был уникальный. Известны еще несколько человек в мире, один сейчас живет в Индии. Одна AJ (так ее псевдоним, ее скрывают от публики) вообще помнит ВСЕ. Т.е. буквально ВСЕ, что знает и восприянто ее мозгом
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Артем, статья хорошая. Грамотно описывает этот метод обучения. Претензий к статье нет. Есть сомнения в эффективности самого метода. Неисповедимы и индивидуальны пути мнемонистики. Кому-то помогает ассоциативный способ запоминания (в принципе пословное, а не блоковое, запоминание-изучение и есть порочная практика). Но чаще это происходит по такой немыслимой совокупности причин, что лучшим все-таки признан метод глубокого погружения. Никто не знает КАК происходит "захват языка", но он происходит.Ребенок, помещенный в чужую языковую среду, берет язык за месяц. Он еще ни читает, ни пишет, слова как клиницы речи не вычленяет. Видимо, есть такая фотокамера в мозгу - она делает момментальную фотографию крупным планом чужого языка и запечатляется в мозгу целостно.
Оценка статьи: 5
1 Ответить