Александра Бруссер Дебютант

Раннее развитие или ребенок, «лишенный детства»?

О раннем развитии детей написана не одна сотня книг. Некоторые из них можно без сожаления отправить в мусорную корзину. А некоторые стоит обернуть в красивую обложку и, перечитывая время от времени, хранить для внуков и правнуков.

Фото: OLJ Studio, Shutterstock.com

Что же в них такого необычного? Советы! Отличные советы людей, посвятивших себя работе с детьми целиком. Советы людей, каждый день отдающих частичку своего сердца малышам. И эти советы уникальны тем, что дают их не теоретики, спрятавшиеся от мира за своим письменным столом. Дают их практики, проживающие за свои годы не одну жизнь, ведь они живут не только «за себя», но и «за каждого своего воспитанника».

Итак, советы. Почему я заговорила о них? Не так давно я стала участницей одной дискуссии, развернувшейся вокруг вопроса раннего развития ребенка. Мнений было много: кто-то считал, что с ребенком заниматься необходимо и чем раньше приступить к занятиям, тем лучше. Кто-то считал, что заниматься, конечно же, нужно, но не стоит начинать делать этого рано. Кто-то считал, что ребенка всему необходимому научат в детском саду, а потом продолжат обучение в школе. Но нашлись и такие, кто считал, что ни в коем случае не стоит «лишать ребенка детства и загружать его светлую головку ненужной ему ерундой». Они считают, что заниматься с ребенком должны те, «кто за это зарплату получает», то есть учителя.

Раннее развитие или ребенок, «лишенный детства»?
Фото: Depositphotos

Признаюсь сразу, я отношусь к первой описанной мною категории родителей. Со своей дочкой я начала заниматься практически с самого рождения. Когда я еще находилась во времени «счастливого ожидания» своей малышки, я узнала о системе, разработанной г-ном Доманом. Чуть позже я прочла несколько его книг по обучению малышей чтению, математике и о том, как сделать ребенка физически совершенным и как дать ему энциклопедические знания.

Я не придерживалась строго системы Домана. Нет, я корректировала эту систему под себя и дочку. Я никогда не хотела, чтобы моя малышка превратилась в этакий «компьютер на ножках». Но было то, о чем я мечтала с первых минут ее рождения: чтобы в жизни у нее практически не было трудностей. Вернее, пускай они будут, но только для того, чтобы как-то разнообразить ее жизнь, и такие, какие она всегда сможет преодолеть. Я мечтала о том, чтобы моя дочка была самой счастливой на свете, самой красивой и самой умной и сообразительной.

Что нужно ребенку для того, чтобы он был счастлив? Любовь родителей, нежность и поддержка. С этим было довольно просто. Для полного счастья ребенку не нужен суперсовременный и дорогой автомобиль, не нужны брендовые вещи из последней коллекции известного дизайнера. Нет! В отличие от большинства взрослых, ребенок может быть счастлив просто так, без всякой видимой причины. Он может радоваться ласковому солнышку, маминой улыбке, шлепанью по лужам босыми ногами.


Итак, счастливой моя дочка может стать и без меня, а если на то потребуется мое участие — я всегда рядом и всегда сделаю для ее счастья все, что от меня зависит.

Раннее развитие или ребенок, «лишенный детства»?
Фото: Depositphotos

Следующим пунктом моих мечтаний был: «Моя дочка — самая красивая». Эта задачка кому-то может показаться трудновыполнимой, так как пока мы (люди, родители) не в силах контролировать процесс внутриутробного развития ребенка и последующий его рост, так как гены все равно возьмут свое. Но что под силу каждому, так это вера в то, что его ребенок действительно самый красивый на свете!

Вы можете проверить это на себе и своих близких. Заметнее всего эксперимент пройдет на представительницах прекрасного пола. Обратите внимание на то, как преображается женщина (или девочка), если она постоянно слышит искренние слова о своей привлекательности и неотразимости. (Только не говорите мне, что вашу малышку «гены подкачали» и она получила длиннющий нос своей прабабки. Просто не стоит акцентировать внимание девочки на нем. Обратите внимание на ее бездонные глаза, длинные ресницы и красивую форму бровей (овал лица, милые ямочки и пр.). И если изо дня в день вы, нежно обнимая свое сокровище, будете нашептывать слова о том, какая она у вас красивая, вы увидите, что красоту вашей малышки разглядит каждый!

Ну, а теперь перейдем к пункту об «уме и сообразительности». Вот здесь-то как раз и появляется обширное поле для вашей деятельности как любящего родителя. Здесь вы можете воистину «горы свернуть»! Главное — помнить: ребенок приходит в этот мир абсолютно чистым. Его можно сравнить с новенькой флешкой, на которой пока ничего не записано, зато заполнить ее можно совершенно разнообразной информацией. Придя в этот мир, ваш малыш обучается языку (или сразу нескольким языкам), он учится узнавать окружающую его действительность, он учится ползать, а затем ходить и еще очень многому. И так потихоньку, день за днем его мозг загружается все большим и большим количеством информации. Главное теперь — развить в ребенке желание и интерес к познаванию нового.


Если каждый день вы будете уделять хотя бы несколько минут занятиям со своим малышом, со временем его мозг привыкнет к работе в таком темпе и процесс обучения станет для него своеобразным развлечением, игрой.

Раннее развитие или ребенок, «лишенный детства»?
Фото: Depositphotos

А эффект от занятий с ребенком в раннем возрасте превзойдет все ваши ожидания. Моей дочке скоро пятнадцать, а я до сих пор удивляюсь тому, с какой скоростью она воспринимает новое, как мало времени ей нужно для того, чтобы не только прочесть книгу, но и переработать прочитанную информацию и сделать соответствующие выводы. Она с легкостью за несколько минут запоминает то, на что ее сверстники тратят часы зубрежки. И информацию эту запоминает надолго, в отличие от зубрил, которые забывают обо всем сразу же после ответа учителю.

Итак, время, которое я с большим удовольствием посвящала работе и играм с моей новорожденной, а потом и подрастающей дочкой, не прошло даром. Оно до сих пор приносит свои плоды, чему я безгранично рада.

Но однажды я столкнулась с непониманием. Одна моя знакомая задала мне вопрос: «А тебе не кажется, что ты просто лишила своего ребенка детства?» Поначалу я даже растерялась и ответила лишь «Нет. Нисколько!» А потом задумалась вот над чем: если моя знакомая задала мне этот вопрос, то, может быть, она в своем убеждении не одинока? Оказалось, что это действительно так.

Мне очень жаль, что такие люди придерживаются мнения, что занятия с ребенком это что-то, похожее на школьные уроки, где есть учитель и есть ученики и определенный стиль поведения. Отчего-то им и в голову не приходило, что заниматься с ребенком можно где угодно: дома, на улице, на прогулке, в гостях… Главное, чтобы занятия не надоедали ни вам, ни тем более вашему малышу.


Ребенок, рождаясь, просто запрограммирован на обучение в первые годы своей жизни, и лишь от вас зависит, чем будет заполнена первоначальная пустота — новыми знаниями, подаренными вами, или теми небольшими крохами, что сможет выжать из окружающего мира он сам.

Раннее развитие или ребенок, «лишенный детства»?
Фото: Kozlovskaya Ksenia, Shutterstock.com

Собравшись со своими знакомыми мамочками вокруг стола за чаем, мы подняли вопрос о раннем развитии детей. Говорили долго, приводя аргументы в пользу той или иной позиции. В итоге все сошлись на том, что заниматься с ребенком просто необходимо! Ведь ребенок, лишенный этой возможности, и есть ребенок, лишенный детства, так как, познавая мир самостоятельно, он вынужден «работать» и за себя, и за родителя, пожалевшего уделить ему достаточно внимания и свободного времени. И зачастую детки, видя безразличие родителя, со временем сами становятся безразличными ко всему, а их мозг, который не привык тренироваться с детства, в школьные годы с трудом воспринимает новую информацию, что ведет к появлению все новых и новых проблем.

Я нисколько не сомневаюсь, что каждый родитель мечтает о счастье для своего ребенка. Каждый считает его самым лучшим, любимым, красивым на свете. Остается лишь добавить совсем чуть-чуть: дать возможность своему малышу стать самым умным и сообразительным!


Что еще почитать по теме?

Раннее развитие ребенка — где проходят границы разумного?
Раннее развитие. Кто такой Гленн Доман? Мифы и реальность
Раннее развитие детей. Чем может быть полезна методика Масару Ибуки?

Обновлено 10.07.2017
Статья размещена на сайте 24.03.2012

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Лера Семушева Читатель 21 июля 2014 в 15:16 отредактирован 21 июля 2014 в 16:59

    Спасибо, за статью. У меня дочь 5 лет занимаюсь с ней можно сказать с самых пеленок. А данный момент пишем , читаем , решаем задачи и знаем примерно слов 300 английского языка.в соседей мальчик ровесник дочки с ним совсем не занимается и его мать говорит что я лишила ребенка детства.Я думаю что поступаю правильно , но все же боясь ошибиться.

  • Автор, чем конкретно и в какой период детства Вы занимались со своим ребёнком?

  • Извините за странный вопрос: а что такое "детство"?
    Как и на многие риторические вопросы, могут быть разные варианты ответа.
    Мой ответ таков. То, что мы называем "детством" есть ценнейшие годы, бесцельно растраченные на "беззаботность".
    Воспоминания о своем собственном детстве и о своем собственном детсаде у меня обычно кончаются цитатой из детской книжки: "О, этот сад, ужасный сад, его забыть я был бы рад"...

    Мы все родом из детства. Если это детство заполнено монстрами из современного кино и компьютерных игр - из такого детства могут выйти только монстры. Если же в детстве находится кто-то (не обязательно родители) способный помочь в раннем развитии - из такого детства выходят строители... нет, не коммунизма - Общества Будущего, каким его видят лучшие из оптимистов.

  • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 25 марта 2012 в 22:16 отредактирован 25 марта 2012 в 22:23

    Статья мне понравилась: проблема развития ребенка действительно Проблема. И решают ее все по-своему. А как надо?
    Недавно чистила компьютер и нашла цитаты, выписанные бог весть когда и откуда. Сдается, из Ефремова, судя по стилю. Но по-моему, в тему.
    "Нельзя выпускать ребенка в мир невооруженным идейно, не обученным основным знаниям физиологии, наследственности, психологии, истории. Только из таких знаний, из серьезной подготовки вырастает устойчивая собственная мораль и убежденность в правоте, которая выдержит любые испытания жизни".
    Это к вопросу о дальнейшей жизни в социуме.

    "Мы слишком носимся с опасением перегрузить мозг. Мозг способен усвоить непомерно больше того, что мы ему даем. Надо только уметь учить, а емкость мозга такова, что он вместит невероятное количество знаний. Следует усвоить, что можно и нужно подвергать весь организм страшнейшим перегрузкам и страшнейшей работе - надо только потом делать долгие отдыхи.
    Так мы устроены, такими мы получились в результате длительной эволюции, и с этим нельзя не считаться .


    Психологический провал современной цивилизации - бесцельная, ничем не заполненная праздность.

    Это по поводу счастливого детства.

    "Мы разучились воспитывать. Заменили разнообразие обучения многочасовым сидением в школе и над уроками и думаем, что все в порядке. Нет, чтобы хорошо воспитать человека, надо заставлять его работать по 14 часов в сутки, но уж непременно над разными вещами. В клещах работы и тренировки тогда получится настоящий продукт, а не брак. Но «клещи» должны быть разнообразными.

    Пора понять глубочайшую ошибку, совершаемую родителями которые прилагают все усилия, жертвуя собой, надрываясь, чтобы обеспечить своим детям спокойную жизнь и материальное благополучие, вместо того чтобы закалить, научить их жизни, а не заслонять их от нее.

    Оценка статьи: 5

  • Вы удивительным образом приписываете моим словам смысл, который я в них не вкладывала. Постарайтесь читать то, что написано, а не то, что Вам хочется видеть.
    Во-первых, я нигде не упоминала слово "умный". Более развитый благодаря родительским усилиям по раннему развитию (о чем, собственно, статья) и "умный", как говорят у нас в Одессе, две большие разницы. Можно быть очень умным, но родиться в условиях, когда твои способности не получили должного развития. А можно быть не гением, но, благодаря творческим усилиям родителей, максимально развить имеющиеся (кстати, у каждого) способности.

    Во-вторых, разве я где-то обмолвилась, что у людей, не получивших образования, рай в жизни? Просто несложно понять, что трудности у таких людей разной природы. Я, исходя из темы статьи, сделала акцент на некоторых (отнюдь не всех) проблемах, с которыми предстоит столкнуться взрослеющим детям, развитию которых родители уделяли усиленное внимание. А трудности детей, воспитывавшихся в других условиях - это совсем другая тема. Как простейший пример: у ребенка, развитием которого никто не занимался (в силу обстоятельств), и не получившего хорошего образования, профессиональный выбор максимально сужен. Соответственно, и проблема самоопределения решается совершенно иначе.

    В третьих, пожалуйста, внимательно прочтите 4-й абзац моего ответа на Ваш комментарий. По-моему, я четко определила свою позицию: не водить ребенка на помочах, а научить его правильно пользоваться полученным инструментарием. Только в реальной жизни мало кто из родителей этим заморачивается. Не хочется думать (исходя из Ваших комментариев), что вы - из их числа.
    Мы несем ответственность за то, как подготовили своих детей к жизни. Мои дети достаточно самостоятельны с довольно раннего детства. Поэтому переход на личности считаю неуместным. Но, как преподаватель с 30-летним стажем, работающий со старшеклассниками и студентами, знаю о проблемах, о которых пишу не понаслышке.
    Спасибо за Ваш комментарий, и давайте не будем дальше препираться.

  • Лариса! Ваш акцент, что развитым детям и трудностей больше уж как-то очень избирательно звучит. Вы считаете, что чем умнее человек, тем больше испытаний ему приходится преодолеть? А у тех, кто не получил достойного образования, у них полный рай в жизни. Какая-то странная концепция. Интересно, а что за инструментарий преодоления трудностей? Моральная поддержка или подсказка конкретного решения? Ситуации каждый раз в жизни разные и решение их определяется самим человеком. Неужели Вы всю оставшуюся жизнь будете подсказывать своему ребенку, как выйти из той или иной проблемы? А Вы уверены, что ему это надо?

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересная статья. Думаю, автор заслуживает читательского поощрения. Однако мне кажется, что в комплексе знаний, умений и опыта, которыми мы хотим вооружить ребенка для его взрослой жизни, мы недостаточно акцентировали внимание на комплексе знаний и умений, необходимых ребенку для его комфортной (возможно, это не совсем адекватное определение)жизни в социуме, правильному взаимодействию с другими членами общества. Способность стать незаменимым специалистом - это полдела, а для "полного" счастья человеку нужно уметь сохранять позитивный настрой при всех перипитиях нашей сложной жизни, уметь выстроить комфортные отношения со всеми видами и подвидами хомо сапиенс. Согласитесь, что это подчас требует совершенно других качеств, чем умение быстро считать и читать, иметь развитую память и креативность и т.п. Как вы считаете. есть ли специальные методики, которые бы позволили подготовить нашего ребенка в этом аспекте.

  • Замечательная статья !!!

    Оценка статьи: 5

  •  Владимир Гончаренко Владимир Гончаренко Читатель 25 марта 2012 в 13:31 отредактирован 25 марта 2012 в 14:22

    Всем добрый день!
    Автором поднята очень актуальная тема и несмотря на ограниченные рамки статьи автору, на мой взгляд , удалось затронуть основные моменты этой проблемы. На мой взгляд, ребенок развивается самостоятельно с самого рождения, познает окружающий мир, речь и т.д. Конечно, надо помогать ему в этом, ведь любая информация для него полезна. Формирование нейронных связей в мозгу человека продолжаются до 8 лет и если в этот период дать возможность эту информацию наращивать, то потом мозг уже сам способен к интенсивному обучению, как бы, легко создаются новые нейронные связи. Если восприятие новой информации ограниченно, то дальнейшее обучение будет проблемным. Это и память, и легкость схватывание материала и многое другое. Все это запрограммировано в человеке теми, кто его создал, а уж как это реализуется в нем, зависит от внешних условий и от нас самих.
    Что касается детства, то его сложно забрать у ребенка, надо еще понимать, что под этим подразумевается. Проще не до дать ему любви, ласки, тепла, внимания, как от мамы, так и от папы. К сожалению, это становится дефицитом в современных условиях. А ребенку так хочется общения с родителями, понимания его личности. Отсюда и капризы, и упрямство и однажды, мы обнаруживаем, что наш ребенок неуправляем. А время ушло.
    Полностью согласен с Ларисой Шеенко, что в ребенке уже заложена определенная информация о мире, на подсознательном уровне, также как заложена программа в мозге по управлению деятельностью нашего организма (роль молекулы ДНК), мы называем это – передается с генами. Музыкальные способности, рисование, мышление, черты характера и многое другое – все это уже есть в ребенке. Разовьете вы это, или утопите, во многом зависит от родителей. Заложено – это не значит, что обязательно должно проявиться. Роль влияния из вне несомненно присутствует. Роль ,так называемого прошлого опыта, пока не совсем понятна, могу интересующихся посоветовать прочитать книгу Эдуарда Каструбина "Реальность и магия высшего разума".
    Ну и последнее. Как жить с такими способностями? А почему Вы ставите это в зависимость от развития ребенка? Это совершенно разные вещи и не Вам об этом думать и печалиться. И оберегать чадо от трудностей, это очередное заблуждение. Бог дал ребенку способности, так пусть сам ребенок в будущем и распоряжается ими, Ваше дело уже сделано. И чем раньше Вы его отпустите от себя, тем лучше для него. Наш мир не изменить, жизнь продолжается, а вот человеческие качества сохранить, это очень важно, но это отдельная тема.
    Спасибо автору за статью и всем остальным за комментарии.

    Оценка статьи: 5

    • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 25 марта 2012 в 17:54 отредактирован 25 марта 2012 в 17:55

      Владимир Гончаренко, если Ваш комментарий "А почему Вы ставите это в зависимость от развития ребенка? Это совершенно разные вещи и А почему Вы ставите это в зависимость от развития ребенка? Это совершенно разные вещи и не Вам об этом думать и печалиться...." относится ко мне - отвечу.
      Я не ставлю в зависимость, я просто делаю акцент на том, что более развитым детям и трудностей достается больше, и в голову они берут больше.
      А насчет "не Вам об этом думать и печалиться" - хороши же родители, которым все равно как будет дальше идти по жизни их ребенок! Думаю тут Вы погорячились. Конечно не надо держать ребенка на помочах, когда он уже стоит на ногах, но вооружить его нужным инструментарием мало - нужно научить им правильно пользоваться и морально подготовить к трудностям. А это - тоже задача родителей, и, может, более важная, чем дать ему знание английского, выучить в музыкальной школе, в три года научить читать...
      См. комментарий Фрола Фролкина.

  • Александра Бруссер Александра Бруссер Дебютант 25 марта 2012 в 10:00 отредактирован 25 марта 2012 в 10:15

    Добрый день, Лариса!
    Спасибо за подробный комментарий! Что касается первого пункта о "чистоте флешки" и идее реинкарнации. Не спорю, многие дети (и моя дочка не исключение) иногда поражают своей необычайной мудростью, а порой и воспоминаниями о том, что было прожито когда-то, задолго до рождения. Но это-тема для другой статьи. Не всем родителям удается услышать и понять своего ребенка, рассказывающего о предыдущем опыте. И не каждый ребенок, возможно, делится этой информацией. Мало того, с годами этот поток информации отчего-то иссякает и ребенок живет уже не "прошлым", а настоящим своего земного существования.
    Далее: вспомним т.н. "детей-маугли". Ведь у них имелась уникальная возможность развить свои способности, воспользовавшись опытом предыдущих своих реинкарнаций. Но, к сожалению, такие дети оказываются не приспособленными к "нормальной", привычной нам жизни. Недавно я посмотрела фильм "Кундун" о духовном лидере Тибета. После смерти Далай-Ламы XIII, поиск следующей его инкарнации привел группу монахов в маленькое поселение, где один ребенок, пройдя определенные "тестирование" и обряд привел буддистов к заключению, что он - именно ТОТ САМЫЙ. Что он - новая инкарнация Далай-Ламы. Его забрали в монастырь и воспитывали именно как Далай-Ламу. С ним занимались лучшие умы, передавая ребенку накопленные знания. Но что бы было с ним, если бы о нем не узнали, его не смогли бы найти? Он вырос бы обычным человеком, а его воспоминания о прошлом со времнем бы угасли. Из всего написанного можно сделать вывод, что реинкарнирует лишь то, что принято называть "душа", но тело достается ей совршенно "чистеньким и новым", как новая одежда. И если бы человек мог сам развиваться на основе своего предыдущего опыта, на Земле была бы иная модель существования, не связанная с процессом передачи знаний и навыков от поколения к поколению. И сама забота о потомстве как факт была бы не нужна.
    И второе: родителям следовало бы помнить еще об одной важной вещи - а как дальше жить с этими способностями?
    Если родители "созрели" до занятий по раннему развитию своих детей, то они морально уже готовы к тому, что их дети будут расти и развиваться более активно, чем когда-то они сами. Поэтому параллельно с развитием детей должен идти своеобразный процесс усовершенствования родителей, переход их самих на новый уровень, отличный от поколения, воспитывающего их самих.
    С одной стороны, весьма велик риск гордыни.
    Избежать этого - тоже задача родителей, их воспитания.
    С другой стороны, если развивая способности ребенка, не были забыты его человеческие качества, таким детям нередко очень некомфортно в нашем прагматичном и достаточно жестком мире.
    В настоящее время все больше и больше родителей занимается ранним развитием детей. Есть множество центров, где подобные дети могут общаться. В то же время, не смотря на то, что мин.образования в последнее время преследует скорее меркантильные интересы, экспериментируя на подрастающем поколении, нужно отдать должное тем людям, которых действительно волнует будущее наших детей. В крупных городах существует множество специализированных школ и центров с углубленным изучением тех или иных предметов, центров дополнительного образования, работы с одаренными детьми и т.п. Причем, факт наличия у родителей определенной суммы денег не является достаточным основанием для того, чтобы их ребенок учился именно в таких школах. Чтобы бесплатно учиться в специализированной школе, ребенок в числе множества других на вступительных экзаменах доказывает свое право учиться в этой школе. А для родителей, желающих убедить окружающих в "гениальности" своего чада при помощи определенной суммы, имеется возможность определить своего отпрыска на платные дневные или вечерние курсы при этой школе.
    "Все равно никому это не нужно?" или "Сейчас все решают деньги"
    Не смотря на то, что в настоящее время повсюду идет коммерциализация, отличные специалисты в различных областях знаний до сих пор пользуются большим уважением и спрос на них огромный. В настоящее время у наших детей имеется возможность учиться, проходить практику не только в нашей стране, но и за ее пределами в отличных лабораториях и институтах. Причем, перспективному студенту некоторые компании готовы не только предложить место для учебы, но и закрепить за ним рабоче место с неплохим окладом.
    А вашим детям я бы как раз порекомендовала, пока не поздно воспользоваться возможностью и уделить внимание своему дальнейшему развитию, чтобы не смотря на коммерциализацию и семейственность во многих отраслях, они смогли быть конкурентоспособными, ведь рано или поздно, до каждого дойдет, что развитие науки и техники идет за счет умных, понимающих, творческих людей, а не за счет возможности "греть стул" в офисе (лаборатории) своего папы или другого родственника.
    Удачи и наилучших пожеланий!

    • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 25 марта 2012 в 17:40 отредактирован 25 марта 2012 в 17:41

      Александра, отвечаю по- порядку:
      - Дело не только в мудрости, а еще и в умениях, которыми обладает ребенок. Одних надо этому учить, а другие просто это делают, как само собой разумеющееся. Полное впечатление, что они просто вспоминают свои навыки. Вот тут родителям главное не проглядеть. А иногда как раз важно развивать то, что у ребенка еще является белыми пятнами. Я, к примеру, чуть ли не с пеленок рисовала, лепила (без всякой подготовки поступила на архитектурный ф-т, где рисование - профильный предмет), не буду распространяться о других навыках. Но по жизни все это осталось только хобби. А основным призванием оказалось совсем другое. В остальном же полностью с Вами согласна.

      - Насчет "маугли". Как раз, если ребенок до 3-х лет находился в человеческом обществе, навыки его восстанавливаются. Но большинство "маугли" оказывались в среде животных до 3-х летнего возраста, а тут-то как раз и начинались необратимые процессы. К тому же, большинство из известных "маугли" - из сельской местности. Кто ж там их ранним развитием занимался?

      - Практика поиска Далай-ламы имеет тысячелетнюю историю. И ребенок действительно забыл бы свое "прошлое". Но накопленный опыт и навыки никуда не денутся. Если не в этой, то в следующей жизни пригодятся.

      - Если родители "созрели" до занятий по раннему развитию своих детей, то они морально уже готовы к тому, что их дети будут расти и развиваться более активно, чем когда-то они сами. Поэтому параллельно с развитием детей должен идти своеобразный процесс усовершенствования родителей, переход их самих на новый уровень, отличный от поколения, воспитывающего их самих.
      Это - в идеале. На практике это далеко не так. Я - преподаватель ВУЗа и сотни ребят проходят "через мои руки" ежегодно, 15 лет преподавала в частной школе с культурологическим уклоном - я знаю десятки примеров семей, где "усиленно" развивали детей, но при этом воспитывали моральных уродов, творили из них "избранных". И главная проблема для педагогов - как нейтрализовать такое "облагораживающее" влияние родителей.

      - Насчет общения детей в специализированных центрах - это совершенно иной тип общения. Я говорю об общении в человеческом сообществе со всеми его уровнями, с которыми ребенку рано или поздно придется налаживать отношения. Вспомните многочисленные примеры абсолютной неприспособленности одаренных детей к реальности. Я могла бы сотни примеров приводить - не тот формат.
      Я ведь не оспариваю Вашу позицию (я сама такая мама) - я только сделала акцент на тех трудностях, о которых родители, как правило, не задумываются.

      - в предыдущем комментарии я не стала делать акцент на еще одной трудности, но Вы затронули этот вопрос - о спросе на хороших студентов и т.п. Одна из трудностей разносторонне развитых детей - как раз профессиональный выбор. Ребенок многим интересуется, многое умеет и именно потому довольно часто долго не может определиться с выбором. Когда ты умеешь что-то одно - и выбора нет. Моя собственная жизнь - тому пример - освоение нескольких специальностей, долгий поиск поистине "своего" пути. Но в советское время были другие условия, и все накопленное пошло в копилку. Сегодня же на такие "поиски себя" нет ни средств, ни времени. Реализация должна идти стремительно, иначе окажешься не в том поезде, если не на перроне. Хорошо, если Ваш ребенок себя уже нашел, а если нет?..
      Да и с учебой заграницей и приглашениями в фирмы - тут круг специальностей довольно ограничен, и если твой выбор не вписывается в запросы рынка - увы...

      - Спасибо за рекомендации моим детям! Только мой сын - почти Ваш ровесник - ему скоро 31 год. Он сам уже папа. И мы совместными усилиями занимаемся ранним развитием его дочки. Кстати, пока успешно. Но я стараюсь ни на минуту не забывать о тех подводных камнях, о которых писала, да и о целом ряде других, которые остались за кадром. А моя младшая дочь-студентка - очень творческий человек, но как раз находится в стадии поиска себя, и я, как могу, стараюсь помочь ей справиться с разочарованиями и выйти на новый духовный уровень. Но оба выбрали для себя профессиональный путь не связанный ни с наукой, ни с техникой, ни с работой в офисе - т.е. неконкурентноспособный в сегодняшнем рыночном понимании. Так что спасибо за Ваш добрый совет, но в данном случае он не по адресу. И именно в этом - еще одна трудность.

      Ну, вот, понаписывали мы с Вами еще несколько статей. Чтобы не получить взбучку от модераторов, думаю, стоит поставить точку.
      А за статью еще раз спасибо, тема актуальная, и подход у Вас правильный.

  • Александра, отличная статья!
    Позволю себе высказать мнение по двум пунктам.
    Первое: Вы пишете: "Главное – помнить: ребенок приходит в этот мир абсолютно чистым. Его можно сравнить с новенькой флешкой, на которой пока ничего не записано...". А Вы в этом уверены? Конечно, это противоречит христианской точке зрения, но, наблюдая за детьми с первых дней их жизни, убеждаешься, что приходим мы в этот мир с накоплениями, умениями и даже знаниями, которые могут открываться без "помощи" и развивающей деятельности родителей. А иногда даже вопреки. Так что восточная идея реинкарнации представляется куда более убедительной.
    В остальном согласна - нужно постараться помочь ребенку из бутончика (даже, скорее, завязи) превратится в прекрасный цветок.
    И второе: родителям следовало бы помнить еще об одной важной вещи - а как дальше жить с этими способностями? Я имею в виду не явные преимущества, которые они дают, а трудности, с которыми придется столкнуться таким детям. К сожалению, чем они более развиты, тем более одинокими становятся по мере взросления. Не в смысле количества контактов и численности окружения (если научить их общаться, с этим проблем не будет), а в смысле слишком высокого уровня для этого самого окружения.
    С одной стороны, весьма велик риск гордыни. Об этом надо ежечасно помнить слишком увлеченным развитием своих чад родителям.
    С другой стороны, если развивая способности ребенка, не были забыты его человеческие качества, таким детям нередко очень некомфортно в нашем прагматичном и достаточно жестком мире. Вашей дочке 15. А с моими детьми трудности начинались как раз после 15 - разочарование в людях, в школе и ВУЗе, депрессивное настроение, переставали читать, заявления типа "Все равно никому это не нужно?" или "Сейчас все решают деньги" и т.п. И это притом, что они всегда в центре событий и внимания, есть любимые занятия и серьезные увлечения. Просто такие дети видят глубже и переживают острее, их понимание, чувствование людей и болезней общества опережает их способность справляться с этим. Почти по Соломону: "Во многие мудрости много печали..." Понятно, что этим нужно переболеть. А родители далеко не всегда догадываются о том, какие сомнения терзают юную душу. Как правило, такие ребята стараются поддерживать "марку", соответствовать родительским ожиданиям, и остаются один на один со своими разочарованиями. Поэтому на родителях лежит колоссальная ответственность не только за то, чему они научили и как развили способности своих детей, но и за то, как помогли научиться с этими бесценными дарами жить.

    Всем удачи и поменьше ухабов на творческом пути воспитания своих чад!
    А Вам, Александра, спасибо!

    • Лариса Шеенко,
      "С другой стороны, если развивая способности ребенка, не были забыты его человеческие качества, таким детям нередко очень некомфортно в нашем прагматичном и достаточно жестком мире."

      Давайте помечтаем.
      Давайте помечтаем о том, каким будет наше общество через несколько сотен лет. Дети, получившие то, что называется ранним развитием, поначалу действительно будут чувствовать себя некомфортно - как Маугли в обществе волков... или наоборот - как нормальный ребенок среди десятков Маугли.
      Разумеется, такие дети будут искать общества себе подобных. Разумеется, взрослея, они будут добиваться успехов - в том числе и материальных. Разумеется, они будут давать своим детям то, что получили сами от своих родителей.
      Давайте помечтаем о том, что со временем, с каждым поколением, таких детей будет становиться чуточку больше. Из изгоев такие люди постепенно превратятся в подобие "нацменьшинства", потом это меньшинство постепенно превратится в большинство.
      Наконец, давайте помечтаем о том, что такие люди постепенно приведут все наше общество в то состояние, каким его видел великий писатель-гуманист Иван Ефремов - после "Эры Разобщенного Мира" рано или поздно настанет "Эра Встретившихся Рук" (терминология Ивана Ефремова). Как известно, чем человек культурнее, тем легче он устанавливает контакты с представителями других культур...

      • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 26 марта 2012 в 22:13 отредактирован 26 марта 2012 в 22:13

        Нью Йоркер, а я и мечтаю. И не только мечтаю, но и по мере сил стараюсь воплощать мечту в жизнь, более 20 лет преподавая ребятам Культурологию, Культуру личности и Религиеведение. Так что давайте не мечтать, а воплощать!