Если рассматривать минимальное количество дисциплин, необходимых для изучения в 10−12 классах той школы, в которую попала моя дочь, то 13 из 20 предметов — обязательные, соответственно остальные 7 — на выбор. Желающие могут выбрать и больше.
Итак, как мы и ожидали, есть выбор между гуманитарными и точными дисциплинами — с этим все понятно. Выяснилось, что некоторые из предметов предусматривают еще и «внутреннюю» выборность: например, по степени сложности.
Так, математика подразделяется на два уровня — базовый (Foundations) и углубленный (Pre-calculus). Кстати, здесь она не разбивается на отдельные уроки по алгебре и геометрии. Базовый уровень обычно выбирают ученики с гуманитарными наклонностями, более углубленный — будущие «технари». Если в 10−11-х классах математика является обязательным предметом, то в 12-м классе она переходит в категорию выборных, а также дополняется еще одним, третьим уровнем сложности — введением в математический анализ (Сalculus).
Другим примером возможности выбора внутри одной и той же дисциплины является физкультура. Ученики, которые предпочитают спортивные занятия в помещении, ходят на уроки физкультуры в основном в спортзал. Те, кто любят проводить больше времени на свежем воздухе, выбирают другую группу — «уличную». В этом случае они всегда занимаются вне стен школы, независимо от погоды, в снег и дождь. Надо заметить, что дожди здесь идут часто. Для «уличной» программы по физкультуре предусмотрены бег, лыжи, скалолазание
Еще немного о физкультуре. Этот предмет является обязательным только до 10-го класса. В случае если с 11-го класса ученик решил больше не посещать уроки физкультуры, то перед окончанием школы он должен предоставить документ, подтверждающий, что за последние два года он потратил как минимум 80 часов на занятия в спортивных секциях или танцевальных группах за пределами школы.
Предметов на выбор достаточно много. Среди них есть как традиционные предметы для школы (физика, биология, история
Обучение на дому
Из-за того, что моя дочь начала ходить в 10-й класс канадской школы только с апреля месяца, то есть со второй половины второго семестра, у нее оказалось полно хвостов за прошедший год. Тем не менее, с этой осени ее зачислили как ученицу 11-го класса — с условием, что она попробует за оставшиеся два года одолеть школьную программу трех классов (с 10-го по 12-й).
Казалось бы, как это возможно? Ах да, ведь есть индивидуальное расписание. Но, как оказалось, возможность уместить все необходимые предметы в нужный промежуток времени становится реальной и благодаря обучению на дому (по Интернету).
Для обучения на дому нужно зарегистрироваться в какой-нибудь из онлайн-школ, которых в Канаде великое множество. Так, этим летом моя дочь прошла курс онлайн-математики за 10-й класс, и ей это очень понравилось. Половина материала ей была уже знакома, а другая половина оказалась в новинку. Но самое главное — она сказала: «Я вдруг начала понимать, для чего нужны все эти формулы, как их можно применять в жизни».
Во время занятий учебник дочери не понадобился, весь материал был преподнесен в виде презентаций со звуковым сопровождением, которые можно было повторять для просмотра столько раз, сколько нужно. Учитель из онлайн-школы проводил консультации как в школе, так и по скайпу или по электронной почте. Дочь регулярно сдавала домашние задания и тесты, учитель проверял, оценивал, а потом помогал с работой над ошибками. После успешного окончания курса она решила зарегистрироваться еще на два предмета.
Как правило, учебу на дому выбирают ученики, которые вынуждены пропускать много занятий из-за болезни, спорта или других очень важных дел, как это сделал, например, Джастин Бибер. Есть и такие, кто просто предпочитает изолированное обучение. Также в онлайн-школы обращаются те, кто в основной школе уже прошел определенный предмет, но не доволен итоговой оценкой и хочет ее улучшить путем повторения материала. Немало там и взрослых учеников, которые по разным причинам не закончили школу в свое время и теперь наверстывают упущенное.
Как рассказал на днях завуч основной школы моей дочери, к ним регулярно приезжают ученики из Германии по программе обмена. Один из них уже после завершения года обучения признался: «Я сначала думал, что выбор предметов — это здорово. Но теперь мне кажется, что в вашей школе этого выбора слишком много».
Наверное, этот мальчик имел в виду то, что можно ошибиться, выбрать не те предметы, а потом пожалеть. Если так, то я с ним согласна, но не до конца. Действительно, любому человеку нелегко понять и решить, чем же он хочет заниматься в жизни, тем более если это надо сделать за два-три года до окончания школы. Но с другой стороны, ведь вся наша жизнь — это большой и сложный выбор, и необходимость продумывания своих действий на несколько лет вперед, возникающая уже в школе, — это своего рода тренировка и подготовка к другим жизненным ситуациям, где принимать решения будет еще труднее.
Ну, а что касается моей дочери, то она в полном восторге от своей новой школьной программы, особенно от ежедневных уроков по актерскому мастерству. Трудно сказать, изменится ли ее мнение к концу года, как у того ученика из Германии. Но мне кажется, гораздо важнее то, что она каждый день идет в школу и обратно домой в приподнятом настроении. Поэтому любые сомнения, которые еще иногда вдруг закрадываются в мою голову, тут же отступают.
Хочу и здесь добавить пару слов из нашего опыта. Напомню, что дочь сейчас в 11 классе. В начале года учитель-наставник дал нам несколько сайтов, где можно зарегистрироваться во все универы и колледжи, что было и сделано моей дочерью. В течении этого месяца (сентября) поступило 3 запроса на ее студенческий файл - два из Онтарио и один из Квебека (здесь сказалось вероято ее увлечение французским и школьные awards как топ-студента в школе). И отдельное слово еще хочется сказать про awards - в средней школе (К-7) дочь неожиданно выиграла высшую школьную награду, теперь же она идет очень сознательно к этому. Для чего в начале года они регистрируются на различные award programs, которые требуют показа определенных навыков и умений. Победителей ждут денежные награды или кредиты. Смотрим как будут развиваться события дальше. Да, на следующее лето с нетерпением ждем 2-недельные курсы в McGill (бесплатные) которые дочь выиграла.
Будет интересно узнать, Лидия, как в этом плане у вас в школе развиваются события.
0 Ответить
Мила Роус, спасибо еще раз за дополнения. По этим вопросам ничего не могу добавить, потому что дочь хоть и считается ученицей 11-го класса, Планирование она сейчас проходит за 10-й класс, и то, что вы написали про сайты для регистрации в университеты/колледжи, я полагаю, будет рассматриваться в ее школе на уроках Планирования за 11-й класс, то есть в следующем семестре. Вот здесь я хочу вас попросить сделать мне одолжение и поделиться ссылками на сайты, которые дал вашей дочери ваш учитель-наставник. Я не уверена, что здесь в комментариях можно размещать какие-либо ссылки на внешние источники, поэтому, если не трудно, перешлите их мне лучше через личное сообщение, а я передам дочери, буду признательна.
0 Ответить
Лидия Карпич,
Сегодня случайно на толкнулась на вашу статью, большое спасибо! Хочу вас попросить сделать мне одолжение и поделиться ссылками на сайты, которые дал вашей дочери ваш учитель-наставник.
Заранее благодарна
0 Ответить
Лидия Карпич, хорошо, я попробую это сделать как можно быстрее. Вы в какой части Вана учитесь?
0 Ответить
Мила Роус, спасибо заранее. Предлагаю все личные вопросы, не интересные читателям, тоже перенести в личную переписку . По поводу Вана там и отвечу .
0 Ответить
Лидия Карпич, точно
0 Ответить
Эх, и почему я не была канадской школьницей... Никакой серьезной математики, если не хочешь, и куча предметов по выбору. Мечта, да и только
0 Ответить
Людмила Вахрушева, может быть напишите статью про немецкую систему? Моя дочь и в Германии поучиться успела, правда, только в начальной школе. Насколько я помню (но могу и ошибаться), начиная с 5-го класса детей распределяли по трем разным видам школ, в зависимости от успеваемости в начальных классах. Самые сильные ученики зачислялись в гимназии, которые, как правило, были специализированными (с уклоном на точные дисциплины, языки, и т.д.). Если я ничего не перепутала, то получается, что в Германии детям нужно определиться с направленим дальнейшего обучения уже в 10-летнем возрасте?
0 Ответить
Лидия Карпич, статьи на эту тему здесь есть.
А если коротко, то 4 класса начальная школа, дальше или 1.Hauptschule (главная школа) до 9 класса- перспектив для получения качественной специальности, имея только 9 классов практически нет; 2.Realschule (реальная школа) 10 классов (среднее образование №1); 3.Gymnasium (гимназия), 12 или 13 классов, (11 и 12 класс- среднее обр.№2, 13 класс- Abitur).
Право на поступление в вуз имеют только абитуриенты, окончившие гимназию и успешно сдавшие экзамены.
Окончившие успешно реальную школу могут поступить в гимназию в 11 класс.
Особая категория- спец. школы для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, приватные школы, альтернативные и вечерние школы.
0 Ответить
Спасибо за статью.
Очень интересно было сравнить с немецкой системой образования.
Нашла и отличия и сходство. Выбор развивает самостоятельность и ответственность. Всё очень правильно.
Мне интересно, сколько изучают обязательных языков и по выбору. Есть ли дополнительная спупень для абитуриентов? Может ли быть принят в технический вуз, например, тот, кто выбирал базовый математический уровень?
0 Ответить
Людмила Вахрушева, как ни странно, в нашей школе иностранные языки не относятся к обязательным предметам (начиная с 9-го класса). Зато, при желании, разрешается выбрать столько языков, сколько уместится в расписании.
Но, не обязательным ин.яз. является только для получения аттестата средней школы. А вот для продолжения образования в колледже или университете требование о наличии ин.яз. в школьном аттестате существует, и в каждом учебном заведении оно свое. Например, в университете, который выбрала моя дочь, для поступления обязателен один иностранный язык на уровне 11-го класса (т.е. в 12-м классе его выбирать уже не обязательно). Интересен перечень утвержденных иностранных языков для этого университета - чего там только нет, даже американский язык жестов.
Обязательной дополнительной ступени для абитуриентов после школы нет. Но, есть выбор того, каким образом можно прийти к университетскому диплому. Можно идти в университет сразу после школы, а можно сначала поучиться год-два в колледже, а потом перевестись в университет. В последнем случае, во-первых, дешевле, во-вторых, как я читала, легче, потому что создается как бы постепенный переход от школьной системы обучения к университетской, с лучшими условиями адаптации. Но, опять но. Прежде чем идти в колледж, нужно все на десять рядов проверить, какие предметы требует университет в первые годы обучения, и зачтет ли университет прохождение этих предметов именно в этом колледже. Другими словами, колледж и университет нужно проверить "на совместимость".
Насчет математики. Опять же, нужно смотреть на требования того учебного заведения, куда запланировано поступать. И не любого технического ВУЗа, а конкретного заведения, потому что требования могут отличаться. Вот пример по этому поводу из "нашего опыта" - дочь хочет изучать в будущем food science (трофология, но мне больше нравится прямой перевод с английского - наука о еде ). Казалось бы, для приема в университет ей нужно, чтобы в школьном аттестате значились пройденными полные курсы по биологии и химии. К счастью, нам вовремя подсказали, что нужно изучить требования именно того университета, где она хотела бы учиться. Мы определились, посмотрели требования к абитуриентам, выяснили, что нужна математика углубленного уровня (Pre-calculus), который дочь выбрала еще раньше, можно сказать случайно, еще не зная об этом требовании. Хорошо, повезло. Дальше оказалось, что по выбранной дочерью специальности нужно выбрать химию за 11 и 12 классы, а биологию - только за 11 класс. Мы удивились, но обрадовались, что на один предмет меньше, чем думали (у нее получилась большая нагрузка из-за позднего прибытия в Канаду). По какому-то наитию, дочь самостоятельно продолжила изучение сайта университета, стала рыться в программах для студентов разных курсов, и обнаружила, что для одного из обязательных предметов за 3-й курс необходимо наличие пройденного в 12-м классе самого сложного уровня математики - мат. анализ (Calculus). Она прибежала ко мне, а я не поверила, стала проверять - точно. Так мало того, сначала мы решили, что в 12-м классе ей придется выбрать этот Сalculus вместо Pre-Calculus (второй по сложности уровень). Так нет, дальше выяснилось, что в 12-м классе нужно пройти их оба. Одним словом, выбора здесь действительно много. И оказывается, главное - вовремя понять не только то, что ты хочешь, но и что нужно сделать для того, чтобы осуществить то, что хочется.
0 Ответить
Лидия Карпич, спасибо за развёрнутый ответ.
Удачи вам.
0 Ответить
Статья интересная и хорошо написана.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо :-.
0 Ответить
И я того же мнения!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Очень понравились обе статьи! Интересно все это узнавать.
И здорово написано.
Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить