Предположим, потребовалось выучить стихотворение, в котором четыре строфы по четыре строки.
Запишем первые буквы слов, чтобы не подменять их синонимами. Получится 16 строк, в каждой что-то вроде буквенной формулы.
Теперь рисуем возле строф картинки. На деталях не сосредотачиваемся. Нужен символ, а не живопись и графика. Рисунок не на выставку, пусть будет быстрым и схематичным.
Теперь совершаем первую попытку воспроизведения по памяти.
Совершенно непонятно, что означает какая буква. Большими буквами фиксировали значимые части речи, малыми — предлоги и союзы, но что таят большие буквы?
Покрасим их. Глаголам — свой цвет, существительным — свой. Дадим цвета местоимениям, наречиям, прилагательным. Теперь понятно, что в «дует ветер озорной» действие на рисунке со штормом начинается на «Д», и вспоминать фразу гораздо легче.
Попробуем снова воспроизвести текст. Уже кое-что получается, но хочется более подробных рисуночных подсказок. Пусть будут детали. Опять рисуем. Без излишнего усердия, иначе подготовительная работа займет непростительно много времени.
Буквенные формулы привязываются к рисуночным подсказкам. Штормик по имени ДВО — это «дует ветер озорной». В уме происходит что-то вроде образования новых понятий. Работа привычная, идет легко.
После пары повторов слова текут легко и плавно, параллельно им сменяются образы. Последовательность смены образов должна хорошо уложиться в памяти. Потому повторяем и повторяем в свое удовольствие.
«Зубр» должен быть рядом, потому что если что-то забудется, а подсмотреть не удастся, то это вызовет раздражение, и желание повторять и помнить постепенно исчезнет. Копии «зубров» желательно накапливать в одной папке. С одной стороны листа — полный текст, с другой — «зубр».
Если заложенное в память нужно постоянно, как певцу — песня, то доставать «зубров» и заполнять белые пятна надо периодично и постоянно. Предположим, первого числа каждого месяца. За пару лет в памяти скопятся гигантские запасы точно воспроизводимых текстов. Они полезны артистам, филологам, юристам.
Зубрежка с «зубрами» заразительна: увидев эффективный прием, многие начинают его перенимать. Можно создать общую библиотеку «зубров». Общеклассную или семейную.
Особенно интересны «зубры» как семейная традиция. Пушкин по «зубрам» прабабушки запоминается иначе, чем по своим собственным. Выбор текстов, почерки и рисунки предков — это сокровище рода.
Идея возникла давным-давно при виде родительских конспектов. Аккуратнейшие записи с рисунками хранятся в доме как реликвия, и в детстве кое-что из них запало в память. Понятая благодаря тексту схема извлекается из памяти вместе с подчеркнутыми словами и притягивает к себе новые знания. Удивительно приятно открывать эти конспекты и будто переноситься в родную школу на урок, где всё было интересно и понятно благодаря давним дошкольным заготовкам.
А вот и мои заучивалки — целый том Мандельштама превращен в первые буквы, и подчеркнуты те сочетания, которые значили особенно много. Беру листки в руки — и оказываюсь в солнечных днях юности, когда в порядке вещей было общение цитатами из Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Мандельштама. Однажды разговорились с Караченцовым, и после разбора поэзии Пастернака он заговорил о потоках образов. Текут слова, как река, и бегут образы, как облака, а парусник сознания на этих волнах под этими облаками управляет собой, подчиняясь ветру воли и подставляя ему парус своей души.
Знать много-много самых лучших слов и плыть по их течению, любуясь образами, получается при чтении, но мы редко перечитываем даже самые лучшие книги. По-настоящему живет в душе заученное наизусть. Наши «зубры» и «зубрики» — это приятная забава, которая на всю жизнь обеспечивает парусу души простор под чистым небом воображения.
И не будем забывать, что все мы — будущие бабушки и дедушки, которым предстоит чем-то занимать внуков во время долгих ежедневных гуляний. Так что техника зазубривания при помощи рисованных «зубров» полезна для всех, а не только для школьников с вечной задачей запомнить за один вечер «Скажи-ка дядя, ведь недаром…», «Мой дядя самых честных правил…» или с самостоятельно отобранной поэзией поновее:
Спробуй заячий помет!
Он — ядреный! Он проймет!
И куды целебней меду,
Хоть по вкусу и не мед.
Он на вкус хотя и крут,
И с него, бывает, мрут,
Но какие выживают —
Те до старости живут!..
Здраствуйте! Я когда что-то учу распределяю это. Например,
Спробуй заячий помет!
Он – ядреный! Он проймет!
И куды целебней меду,
Хоть по вкусу и не мед.
Учите сначала первые 2 строчки, а потом последние. Потом все вместе повторяете. Если текст больше разделяйте на 4, 6, 8 строк и т.д смотря какая у вас память.
А вообще статья очень хорошая.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
А что делать, если надо выучить 60 листов формата А4 с размером шрифта 14 для получения зачета? Туда входят схемы на пол-страницы, формулы, значения параметров.
2 Ответить