1. Музыка — это в немалой степени ловкость пальцев. Их работа должна тонко координироваться. Сигналы, поступающие от рук, стимулируют весь головной мозг. Все, что говорится насчет влияния мелкой моторики на речь, имеет прямое отношение к музыкальным занятиям. Речь улучшается, становится более внятной и толковой. Причина якобы в том, что речевая зона коры мозга соседствует с зоной, отвечающей за движения пальцев, и усиленное кровоснабжение в одной зоне подпитывает другую. Мало того, координация действий обеих рук усиливает связи между полушариями мозга, каждое из которых имеет свою специфику. «Левый» и «правый» мозг вместе справляются с теми задачами, которые не по силам одному из них.
2. Чтение с листа требует постоянного неослабевающего внимания. Сыграть по нотам простую пьесу — это не меньший труд, чем прочитать текст в самом начале обучения грамоте. Чтение утомило, ребенок сел играть по нотам и в этих разных делах получил удвоенную тренировку способностей к распределению внимания и волевым усилиям. Особенно хорошо дело идет в том случае, если музыкой с ребенком занимается добрый увлеченный педагог с богатым воображением. В индивидуальных занятиях можно серьезно корректировать учебные навыки, и, побыв некоторое время в музыкальной сказке, ребенок идет в общеобразовательную школу с новыми качествами, приводящими к неожиданным успехам. А успех повышает общую жизненную энергию.
3. Чтобы пьеса звучала красиво, ее надо повторять до тех пор, пока не будут устранены различные шероховатости. Привычка многократно проходить задание от начала до конца дается нелегко, но зато потом переносится на многие другие дела. К примеру, обычный ребенок из любопытства делает зарядку один раз, иногда один раз за всю жизнь, а приученный музыкой к повторениям может без особого труда настроить себя на ежедневное извлечение пользы из зарядки. Повторять нужный учебный материал в первый же день, а потом еще раз пять (завтра, через день, через неделю, через полгода) обычные дети забывают, а ученики музыкальных школ — нет. Некоторые ведут хронологические таблицы и отслеживают тот момент, когда надо повторить пьесу (или блок иностранных слов, или правила и формулы), чтобы не усвоенное не выскользнуло из долговременной памяти. В результате им намного легче учиться, они не встречаются со старым как с новым, и освобождается время для работы на новом уровне сложности.
4. Многие музыкальные понятия заметно влияют на поведение в обыденности. Представление о динамике (тише и громче, когда и насколько) помогает вносить изменения в свое поведение. Музыкантам достаточно дать представление о каком-то параметре, чтобы они сами начали его регулировать.
Один успешный предприниматель, в прошлом музыкант-исполнитель, при мне планировал встречу с партнерами, и в его записях обнаружились знакомые знаки акцентуации. Встреча была расписана как по нотам, и ее предусмотренный эмоциональный накал включал и пианиссимо, и сфорцандо. Такая подготовка не исключала импровизацию, напротив, делала ее более виртуозной.
Очень полезно представление о метре и ритме. Метр — это разбиение на такты, повторяемость сильных долей. На метр накладываются различные ритмы, и о том, как различные ритмы связаны с настроением и работоспособностью, можно говорить очень много. Если тактами считать сутки, то самим языком предложен четырехдольный размер: утро, день, вечер, ночь. Подходит для торжественно-героического марша. А если не брать в расчет утро, как делают совы, или вечер, как выходит у жаворонков, то жизнь уподобляется кружению в вальсе. Если же дневным сном придать суткам двудольный размер, то можно получить веселую легкую польку. Конкретный характер дня определяется ритмом коротких мелодий, и тут уж кто во что горазд. Можно из ничего устроить себе депрессию, а можно реальные сложности одолевать без утраты силы духа.
5. Музыка — это гармония под управлением разума. Она учит управлять так, чтобы была гармония. Управлять прежде всего собой — так, чтобы была гармония с целым. Кто-то интересуется композицией, и из-под его пера выходит гармоничное целое. Кто-то аккомпанирует, и у него задача — слышать мелодию, давать ей верную опору, чтобы случайно не изменилась тональность и целое не сползло с верных нот.
6. Как говорилось в первом пункте, музыка развивает те же полезные качества личности, что и школа, но на другом материале, благодаря чему результаты достигаются гораздо быстрее. Но и сам материал может переноситься. К примеру, опера может дать для изучения истории и литературы сильные эмоциональные образы, которые преобразуются в мощный интерес к гуманитарным наукам в целом. Даже в самом начале обучения многократное проигрывание короткой детской песенки оборачивается синтаксической грамотностью, если песенка была записана правильно.
7. Музыка — это множество конкретных навыков, каждый из которых, появляясь, укрепляет самооценку. Сейчас много говорят о важности достаточно высокой, но при этом адекватной, самооценки, а она не появляется от нахваливаний. Но замечательно крепнет в конкретных делах. Много ли у наших детей осталось дел, где и простор безграничный, и осуждать не станут, и педагоги все еще очень хорошие?
Когда-то в нашей стране половина детей серьезно обучалась в музыкальных школах. Сейчас то же самое происходит в Китае. Если посмотрим на карту мира с отмеченными на ней данными о среднем коэффициенте интеллекта, то увидим, что мы не плохи, а Китай далеко опережает весь мир. Это, конечно, объясняется не музыкальным образованием, но взять на заметку этот факт стоит.
По-моему, главная задача музыкальных школ, спортсекций и т.д. недавнего прошлого была не взрастить будущих Паганини и Третьяков, а много проще и "многопрофильнее": занять ребенка и не дать ему находиться на улице, где его подстерегает масса опасностей, начиная от плохой компании со всеми вытекающими. И раньше эта цель успешно достигалась.
1 Ответить
Я не любил музыкальную школу, но во многом вынужден согласиться. Есть навыки, которые могут возникнуть, как само собой разумеющееся, а потом помогать по жизни.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена, совершенно с вами согласна! Занятия музыкой очень помогают в учебе в обычной школе, хотя конечно, кое-кто будет это оспаривать.Мой старший сын ходил в муз.школу 2,5 года, и в школе были пятерки, потом заупрямился, потому что учительница по фортепьяно попалась грубая( основной инструмент был скрипка). Бросил музыку, и .. успехи в школе стали хуже. Хотя потом он научился сам играть на гитаре, да и друзей еще учил. Младший бросил официальную музшколу после 3 класса - не хотел петь в хоре и прогуливал уроки , но еще две зимы занимался частным порядком. И в основной школе все успевал без проблем. Профессиональными музыкантами они не стали, но старший, кроме основной специальности, пишет стихи и прозу и публикуется, а младший, работая геофизиком, играет успешно много лет в группе на клавишах (синтезаторах), и иногда сожалеет, что не получил полного муз. образования. Упрекает меня - почему разрешила бросить музыкальную школу.Статья отличная!
Оценка статьи: 5
2 Ответить