Первый промах — школа
Главное назначение школы — разностороннее развитие личности и подготовка ребенка к взрослой жизни. Если с первой задачей школа справляется, то решение второй задачи отсутствует напрочь.
Мое мнение. Школа дает знания, максимально оторванные от жизни. Школа не готовит ребенка к предстоящей трудовой деятельности, не объясняет, что любить биологию — это одно, а работать биологом — другое. Никто не рассказывает школьникам о профессиях планомерно, поэтому представления о них весьма расплывчатые, основанные на жизненном опыте. Экскурсии на предприятия организовываются, но редко. В общем и целом профориентационная работа в школе проводится спустя рукава.
Школьный психолог
Психолог должен помочь детям определиться с будущей профессией. Но на практике роль психолога в школе формальная.
Психолог — не деятельный член коллектива, его задача смотреть ребят перед поступлением в школу и иногда проводить анкетирование класса. Если профориентация и имеет место, то, как правило, сводится к формальному тестированию. По результатам теста психолог говорит подростку, что он, к примеру, «человек-техника» и ему нужно выбирать технические специальности. Все! Никто не рассматривает условия труда, возможные места дальнейшего трудоустройства после вуза, личностные особенности человека. О прогнозировании будущего карьерного роста и говорить не стоит.
Проторенная тропа: школа — институт
Попадая в институт сразу после школы, подросток не воспринимает учебу как процесс «для себя». Он воспринимает происходящее как продолжение учебы в школе: здорово, когда можно прогуливать пары и списывать. Российский студент беззаботен, живет от сессии к сессии. Но таков российский менталитет — в вуз надо поступать сразу после школы. Иногда неважно, в какой вуз и на какую специальность, главное поступить! В этой спешке подростки принимают неверные решения, которые выходят им боком.
Для сравнения: в Европе считается нормальным, если юноша или девушка год отдыхает после школы. Выпускники школ смотрят мир вокруг, думают, чем они хотят заниматься, зарабатывают деньги неквалифицированным трудом. За год, проведенный без учебы, они взрослеют, понимают, что и как устроено в жизни. А с этим приходит понимание и желание приобрести профессию «для себя».
В тисках специальности
Система образования в России весьма негибкая. Если студент вдруг понимает, что выбранная им профессия ему не подходит, то существует возможность перевестись только на смежную специальность. Поменять же кардинально вид деятельности не получится, только если начать учебу заново. И все неплохо, если ты одумался на первом году обучения. А если на 2, 3 или 4 курсе, что делать? Выбросить несколько лет, не получив корочки, начать все заново? Так ли это просто? А если ты «платник», что скажут родители?
Производственная практика
Понимание, что выбрал неправильную специальность, приходит поздно из-за плохо организованной производственной практики, которая начинается только со второго курса. До практики твое понимание профессии остается туманным. Тебя не знакомят с нею вблизи, ты остаешься немного в стороне и думаешь, что все ок. А вдруг не ок?
Подвох, которого не ждали
Расскажу один факт. В 2015 году НГПУ им. Минина (Нижний Новгород) выпустило порядка 70 логопедов. В этом же году садики и школы Нижнего Новгорода сократили логопедов в два раза (кризис же). Вопрос: сколько логопедов осталось без работы? Сократилось ли количество бюджетных мест для логопедов в результате с потребностями в них? Ответ: нет, в 2015 году идет точно такой же набор логопедов, что и раньше. Хотя и до кризиса количество логопедов всегда было в избытке.
То есть вуз готовит невостребованных на рынке труда специалистов, которые не пойдут на работу по специальности. Знали ли об этом факте абитуриенты, поступая пять лет назад? Работать не по специальности можно и по объективным причинам (низкая зарплата, нет вакантных мест).
«Неудачники» виноваты сами
Всегда есть люди, которые с детства мечтали стать инженерами, в школе любили математику и физику, поступили в технический институт, а потом построили прекрасную карьеру на заводе или в крупном предприятии. Они уверены, что люди, которые не могут сами определиться с выбором своей профессии — «неудачники», которые сами виноваты в своей профнепригодности.
Человек, который решает все начать сначала, выглядит странным, несуразным, явно не оправдавшим надежды родителей. Промахи профориентации общество традиционно приписывает не системе, а самому человеку, забывая, что в 17 лет не всегда можно объективно оценить себя и ситуацию вокруг. В 17 хочется всего — поездить по миру, узнать людей, быть «борцом света». Иллюзии, непонимание реальности, максимализм мешают подрастающему поколению в выборе правильной, своей профессии. Но ждать помощи от государства не приходится.
Подводя итоги, замечу, что из-за отсутствия грамотной системы профориентации в России растет и множится количество растерянных людей, которые не могут профессионально себя реализовать. Проблема профориентации у нас носит не общественный характер, а частный, и решается в каждой семье по-своему, формируя жизненный сценарий человека.
Согласен с автором во всём. Сам переучивался в жизни много раз. Помогает советское образование и дикая упёртость. После тяжелой травмы,в 42 года пошел учеником на завод. И это с инженерным дипломом и с кучей профессий, которые оказались никому не нужны. Ничего, через две недели стал бригадиром, через полгода моя экспериментальная бригада выросла почти до небольшого цеха. Как-то справлялся. Жалко предприятие обанкротилось. И сейчас учусь новому, что делать. Я ещё очень молод, мне всего 50!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Автору поклон!
Работаю в этой сфере почти четверть века. Пытаюсь что-то сделать. Системы ПО нет. Но и сейчас не отказываюсь от решения проблемы ПО.
Формально все за идею толково выстроенной системы ПО. Как только доходит до дела препятствий всяких полно.
ЛПР всегда найдут, куда отодвинуть ПО.
На днях опять забрезжила надежда, что что-то сдвинется с места. Опять засучив рукава, начинаю новый виток своей деятельности.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прямо за душу задела ваша статья! В этом году выпустилась из университета. Так и не работала по специальности, так как разочаровалась в профессии пиарщика еще на 2 курсе. Но доучилась... А теперь фрилансер. В следующем году хочу поступить в магистратуру, просто студентом быть понравилось)
0 Ответить
Екатерина, фрилансер - это не профессия, а пустая трата времени, замаскированная под деятельность. Лучше сейчас Вам не терять времени, а определиться с выбором занятий. Учтите, что с каждым годом поле выбора становится всё меньше.
0 Ответить
Екатерина, если вы "разочаровались в профессии еще на 2м курсе", то это не проблемы проф.ориентации в России, а ваши собственные проблемы. На втором курсе перевестись на другой факультет было бы куда проще, чем сейчас.
Как бы, людям надо быть поактивнее в поисках собственного призвания, а не просто плыть по течению.
Нравится быть студентом - это замечательно, если бы еще на жизнь зарабатывать не надо было
2 Ответить
Дмитрий Елисеев, не судите, и не судимы будете!
Что за нравоучительный тон про 2-й курс?
Вы были в "шкуре" этой девушки, чтобы так безапелляционно заявлять "своевременном" переводе на другой факультет?
Раз не перевелась, значит были причины.
Вот автор и эту проблему верно отметила в статье. Это возможно, но сложно.
У моей сестры была аналогичная ситуация. На третьем курсе стала прозревать, что выбрала не ту профессию. Родители её не поняли, не оказали поддержки. ВУЗ пришлось закончить, но по профессии она не работала ни дня.
Диплом у нас стал своего рода статусной вещью - доказательство законченного высшего образования.
Статья злободневная, интересная. С автором согласен 100%
Оценка 5
0 Ответить
Дмитрий Елисеев,
Именно, а еще нужно учитывать, что образование - это услуга, поэтому ее будут рекламировать. А вот нужна ли она? Магистратура - это вообще фикция за большие деньги. ИМХО.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
По-моему автор от школы слишком много хочет.
Дать понять что в ВУЗе нужно не только спать и лекции списывать, это на 95% задача родителей.
Ну а то, что школах нет системы реального знакомства с профессиями, разрушена система производственной практики и прочего - да, с этим не поспоришь. Это грустно, но факт. Но школа на то и "общеобразовательная", чтобы дать базовый _минимум_ - от математики до биологии, чтобы ученик вместе с родителями уже решил, интереснее ему стать биологом или математиком. А уже затем можно пойти в специализированные школы, с определенным уклоном, если у ребенка есть интерес.
Вообще, задача родителей (и это в их же интересах кстати) - дать ребенку хорошее образование и востребованную на рынке труда специальность. Если человек выучился на логопеда при том что в городе всего 10 вакансий при 80 выпускниках в год, его как бы на 95% его просчет, а не системы образования.
1 Ответить
Дмитрий, всё-таки задача родителей сначала понаблюдать за способностями ребёнка, а уже потом с ним что-то решать. Ведь может получится ситуация, когда, скажем, 100% будут нужны инженеры на разных предприятиях города, а у ребёнка не технический склад ума. В итоге человек выучится, а работать не сможет. Всё равно получится просчёт. Поэтому сначала наблюдение, а потом уже решение.
1 Ответить
Дмитрий Елисеев,
В выборе профессии многие руководствуются каким-то мифическим "престижем профессии". Слесарь - это не престижно, а вот юрист-логопед-иктототамеще - престижно. Логика убойная! Престижной будет та профессия, к которой есть способности. Это не все родители это учитывают, а дети повторяют установки родителей.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Хорошая статья: в общем и целом все верно. Есть спорные моменты, но они потянут еще на десяток статей. Молодец, автор!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Я и хотел бы по специальности работать, вот только прокуроры этого не хотят, должностные полномочия говорят превышаю, а как иначе людям жизнь спасать?
0 Ответить
Совершенно согласна с автором статьи. Добавлю, что и приказав долго жить организациям молодежи: пионерия, комсомол молодые люди не чувствуют свою нужность нашему обществу. Комсомол давал надежду , что их социальная активность востребована и даст результат в дальнейшей жизни.Невостребованность молодежи плодит наркоманию,
уход в секты, борьба в мусульманском мире и т.д. и т.п. Необходимо возрождать то, что было, с новыми ценностями служения стране, месту проживания, своей семье. Воспитательная работа одной школы, без участия государства(идеологии в молодежной среде) не даст ощутимых результатов.
1 Ответить
Nadezhda Latrygina,
На школу и государство слишком много возлагают обязанностей по воспитанию. А где родители? Первые воспитатели детей - родители. А если для родителей учителя - не авторитет, то разве будет слово учителя весомо для ребенка? Справедливости ради нужно сказать, что сейчас и учителя такие в школах, что их гнать оттуда нужно за профнепригодность, только звание учителя позорят
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Элина Кеклик, "А где родители? Первые воспитатели детей - родители."
Тезис правильный, но ... если работают оба родителя и до работы добираются в среднем 1.5 часа (столько же с работы); в итоге часов в 19:30-20:00 появляешься дома. Остаётся два часа на ужин, проверку уроков и ... разговор по душам (воспитание). Угадайте, что из этих трёх дел будет сведено к минимуму при нехватке времени? Если бы мог законно один из родителей работать 4-6 часов - тогда и о домашнем воспитании можно говорить. Вот, как-то так.
3 Ответить
Игорь Ч,
Подпишусь под каждым словом - жизнь такова. Но школа не заменит родителей в процессе воспитания, поэтому бесполезно надеяться, что школа будет воспитывать детей вместо родителей. Школа может лишь занять на время и только.
Оценка статьи: 5
2 Ответить