Елена Гвозденко Мастер

Математика для малышей. Как учить числам?

Ваш малыш растёт, пришло время познакомить его с числами. Не торопитесь учить счёту, ребёнок должен понимать, что такое число, изучить его свойства, определить порядок расположения.

Фото: Depositphotos

Один и много

Перед знакомством с числом 1 отрабатываем понятия «один» и «много». Обращаем внимание на количество предметов, обозначая их терминами «один и много».

Одевая ребёнка, обязательно «считайте» предметы одежды: шапка — одна, а варежек много. Платье одно, а носочков много. Считаем продукты, игрушки, части тела, всё, что встречается на прогулке: качели одни, домов много, тарелка одна, яблок много, и т. д. После того как ребёнок научиться сам определять единичное количество предметов, можно познакомить его с цифрой 1 (не забываем про разницу между числами и цифрами, цифры — это запись числа).

Вот один иль единица,
Очень тонкая как спица.
(С. Я. Маршак)

Если вы познакомили малыша с цифрой, то полезно определить соотношение количества и записи числа.

Игра «Найди место цифры». Перед ребёнком раскладывают игрушки, в числе которых должен присутствовать единичный предмет (например, несколько кубиков и одну куклу). Малышу предлагают найти место единички.

Игра в гостей. Предложите помочь сервировать стол для гостей куклы: разложить перед каждым гостем по одной тарелке, одной чашке, одному яблоку и т. д.

Математика для малышей. Как учить числам?
Фото: pixabay.com

Числа от 1 до 5

Все основные понятия о составе числа, а это значит и об арифметических действиях (сложении, вычитании), отрабатываются на основе чисел от одного до пяти. Для работы с этим числовым рядом полезно использовать не только игрушки и предметы, которые окружают ребёнка, но и изготовить несложный дидактический (обучающий) материал.

Курочка-несушка

С момента знакомства с числами над кроваткой моей дочки появилась курочка-несушка. В кармашке гнезда каждый день появлялись яички — от 1 до 5. Дочка, просыпаясь, проверяла, сколько стало яичек. Так довольно легко мы освоили счёт до 5.

На другой стороне яичка можно нарисовать, а можно, сделав кармашек, вставить цыплёнка. Настало время появлению на свет цыплят. У курочки было 5 яичек. Из одного вылупился цыплёнок, сколько осталось яичек? Так легко, с яичками и цыплятами, мы узнали о составе числа.

Математика для малышей. Как учить числам?
Фото: pixabay.com

Волшебное дерево

Рисуем на бумаге довольно большое дерево, в котором делаем листья-кармашки. Именно туда мы будем вставлять жёлтые и красные яблоки или груши. Дерево поможет нам обучить счёту, освоить простейшие арифметические действия.

Корзина с грибами

Вырезаем большую корзину с кармашком. Теперь можно отправляться за грибами или ягодами. Помните, что в одной корзине могут оказаться грибы или ягоды двух видов. Это важно для понимания ребёнком состава числа (5 грибов — это 2 лисички и 3 боровика).

Знакомство с новым числом

Каждое новое число вводим прибавлением единицы к предыдущему. У тебя одно яблоко, я тебе дам ещё одно. У тебя стало два яблока.

Аналогично знакомят с 3, 4, 5… Прибавление (присчитывание) к предыдущему определяет место нового числа в ряду. Это очень важное условие как для объяснения значения числа, так и для формирования навыков порядкового счета.

Отрабатываем состав для каждого числа. Итак: 2 — это 1 и 1; 3 — это 1 и 2, 2 и 1; 4 — это 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1; и т. д.

Здесь нам на помощь придёт изготовленный дидактический материал, а также игрушки, предметы обихода, вырезанные из картона разноцветные геометрические фигуры, с которыми пришла пора познакомить ребёнка. Арифметические действия должны проводиться только с использованием наглядности.

  • У тебя в корзине 3 гриба. Ты нашёл ещё один. Сколько грибов стало в корзине?
  • На дереве 3 жёлтых яблока и одно красное. Сколько яблок на дереве?
  • На дереве было 5 яблок. Одно упало на землю. Сколько яблок осталось на дереве?

Соотношения

Очень важно научить малыша соотносить количество предметов. Можно поиграть в игру «Столько же».

  • Положи столько же яблок, сколько груш. Сколько яблок ты положил? А сколько груш лежало? Яблок столько же, сколько груш. Яблок и груш поровну.
  • Давай построим столько гаражей, сколько у тебя машин. Сколько гаражей мы построили? Сколько у тебя машин? Машин и гаражей поровну.
Математика для малышей. Как учить числам?
Фото: pixabay.com

Полезно выложить неравное количество предметов. Например, 3 синих кубика и 2 зелёных. У ребёнка спрашивают, одинаковое ли количество синих и зелёных кубиков? А каких больше? Далее раскладывают кубики попарно, остаётся 1 синий. На сколько больше синих?

Игры в движении

Математику можно изучать во время подвижных игр. Вы узнали счёт до трёх? Тогда можно включать марши с командами (раз-два-три), простые физические упражнения.

  • Ручки подняли — раз, развели в стороны — два, опустили — три.
Математика для малышей. Как учить числам?
Фото: pixabay.com

Очень хорошо проводить игры с мячом. Динамичность этих игр позволит довести знания до автоматизма. Бросайте ребёнку мяч, называя число, пусть он назовёт следующее. Позже можно усложнить эту игру: пусть малыш называет предыдущее и число между (3 и 5), и т. д.

Игры-бродилки

Превратите комнату ребёнка в сказочный лес. Можно разложить на полу изображения деревьев, грибы. Предложите ему пойти в лес, давая команды: сделай 2 шага налево. Какое дерево тут растёт? Срываем грибочек под деревом, кладём его в корзинку. Сколько в корзинке грибов? Сделай 3 шага направо и т. д. Движения малыша обязательно проговариваем.

Можно поиграть в речку и островки. Для этого раскладываем на полу листы бумаги с написанными цифрами. Говорим ребёнку, что комната превратилась в речку, а перейти её можно по островкам. Попросите ребёнка перепрыгивать по листам строго по порядку записанных цифр.

Более сложный вариант с использованием кубика с цифрами. Малыш передвигается на такое количество островков, которое выпало в кубике. Эту игру легко сделать ролевой. Представьте, что вы с малышом зайчики, и вам надо попасть в свой домик. Выигрывает тот, кто доберётся до домика первым.

Малыши легко обучаются математике на прогулке. Считайте определённые предметы (деревья, дома, животных и т. д.) После ознакомления с цифрами, можно обращать внимание ребёнка на номера машин, домов, вывески, содержащие числовую информацию.

На прогулке легко обратить внимание ребенка на окружающие предметы
На прогулке легко обратить внимание ребенка на окружающие предметы
Фото: pixabay.com

Проводим занятия на развитие внимания, глазомера.

  • Сколько шагов до дерева? Давай посчитаем.
  • Посмотри на этот дом внимательно. А теперь отвернись, а я буду спрашивать: «Сколько окошек в этом доме? А дверей?» и т. д.

Зимой очень хорошо рисовать цифры на снегу. У малыша плохо развита мелкая мускулатура, а рисовать большие цифры веточкой ему нравится.

Хорошо считать на слух, сопровождая счёт звучанием музыкального инструмента. Например: посчитай, сколько раз я ударил в барабан, продудел, постучал в бубен и т. д. Такие упражнения не только учат счёту, но и развивают слух.

Порядковый счёт

Учить порядковому счёту надо только тогда, когда ребёнок поймёт смысл образования нового числа (присчитыванием/прибавлением единицы к предыдущему). Многие родители ошибочно полагают, что знания порядкового счета, скажем, до ста, достаточно для подготовки к школе.

Математика для малышей. Как учить числам?
Фото: Depositphotos

Малышей важно учить как прямому, так и обратному счёту, определению места числа в ряду.

  • Назови число перед…
  • Назови число, идущее после…
  • Назови число, которое находится между…

Полезны игры «с ошибками», игры, в которых взрослый целенаправленно делает ошибку и просит ребёнка найти её. Такой подход развивает критичность малыша.

Можно выложить ряд чисел и «перепутать местами» два числа. Позже задание можно усложнить, поменяв местами, скажем, числа «3» и «7» или сразу три числа.

Порядковое место числа полезно соотносить с понятиями «меньше» и «больше». Спросите малыша: какое число больше 5, но меньше 7. Позже задание усложняем: какие числа больше 2, но меньше 9?

Замечательный материал на раннем изучении порядкового счета — русские народные сказки. Вспомним «Репку». Занятия по этой сказке можно проводить, используя порядковый счёт:

  • Кто пришёл в огород первым? Кто вторым? Какой по счёту пришла кошка?

Аналогично можно проводить разбор сказок «Колобок», «Теремок».

При работе со сказками удобно пользоваться счётными палочками. Пусть малыш выкладывает по палочке с появлением нового героя. Потом, пересказывая сказку, вспоминает персонажей, показывая на палочки.

Продолжение следует

Обновлено 9.08.2017
Статья размещена на сайте 27.07.2017

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: